МЕРТВЕЦ ЗАПОВЕДИ» –АЛЛЕГОРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ

Сформулированный в §1 принцип поведения, вместе с поясняющей его краткой притчей, заключает в себе новую концепцию духовной жизни, выдвинутую германскими хасидами. Несмотря на свою внешнюю простоту, этот пассаж Книги хасидов знаменует собой радикальный поворот, преобразивший духовную жизнь германского еврейства. Главная суть этого поворота состоит в переходе от принципа исполнения заповедей ради них самих, из послушания Богу и подчинения его власти, к принципу, ставящему во главу угла духовную энергию, которую человек вкладывает в свои деяния. Это развитие, обозначенное историками еврейской мысли как спиритуализация или интериоризация6религиозной жизни. Оно имеет аналоги в еврейской философии и в каббале.

Автор приведенного выше пассажа формулирует новое спиритуалистическое понимание религиозного праксиса с помощью аллегорического истолкования одного из важнейших галахических предписаний – предписания хоронить «мертвеца заповеди». Согласно этой заповеди, тот, кто обнаружил тело умершего, о котором по каким-либо причинам не смогли позаботиться родные или близкие7, должен обеспечить ему достойное погребение. Предписание хоронить «мертвеца заповеди» относится к числу наиболее трудных обязанностей, возложенных на еврея, поскольку всякий контакт с мертвым телом обычно воспринимается людьми как нечто пугающее и неприятное, в особенности, если покойный был совершенно посторонним человеком. В еврейской традиции эта заповедь считается особо важной именно из-за эмоционального отторжения, которое она вызывает.

Рабби Шмуэль Хасид, которому принадлежит рассматриваемый отрывок из Книги хасидов, интересуется не заповедью погребения «мертвеца заповеди» как таковой, а заключенным в ней общим принципом, который делает ее моделью религиозного действия вообще. Используя игру слов, он говорит о «заповеди, подобной мертвецу заповеди», подразумевая под этим заповедь, о которой никто не заботится, которую все избегают из-за того, что ее исполнение – дело тяжкое и неприятное. Автор призывает хасида: «Возлюби заповедь, подобную мертвецу заповеди», то есть если хасид видит, что окружающие уклоняются от исполнения определенной заповеди, то он должен обращать на нее особое внимание и ревностно соблюдать ее. Тот факт, что люди избегают этой заповеди, показывает, что ее исполнение связано с трудностями, с необходимостью преодолевать серьезное внутреннее сопротивление. Осуществляя такую заповедь, хасид удостаивается духовного вознаграждения, во много раз превосходящего то, которое он заслужил бы, исполняя заповедь легкую и приятную, которую охотно соблюдают все.

МЕРТВЕЦ ЗАПОВЕДИ» –АЛЛЕГОРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ - student2.ru

Иллюстрация 1

Гроб. Крашеное дерево, кованое железом. Орнамент в виде знаков зодиака и изображений животных. Германия, область верхнего Рейна, 13в. Нью-Йоркский Городской Музей Искусства, Нью-Йорк. Дар Дж. Пирпонта Моргана, по обмену, 1976.

Далее в §1 рассматривается пример группы людей, изучающих Талмуд в доме учения. Большинство из них изучают трактаты, вызывающие естественный интерес и имеющие практическое применение, как, например, те, что содержат законы о праздниках, или те, что посвящены имущественным отношениям или другим аспектам межчеловеческого общения. В отличие от них, один из учащихся штудирует трактат, который никто больше не хочет изучать, поскольку в нем говорится о смерти и трауре. В этом случае, хотя все делают одно дело, – штудируют Талмуд в доме учения, и все в равной степени выполняют заповедь изучения Торы, именно тот, кто выбрал трактат, отвергнутый другими из-за его тягостного и неприятного содержания, удостаивается высшей духовной награды, и именно он осуществляет идеал благочестия, заповеданного Книгой хасидов.

❒ Вопрос 8
Проанализируйте аспекты хасидского мировоззрения, отразившиеся в §1Книги хасидов. Какие заключения по поводу соотношения между моральными идеалами и практическими заповедями позволяет сделать этот текст? ❑

Наши рекомендации