Произведения кружка «особого херувима»
Для авторов этого кружка❋Имена этих авторов продолжают оставаться неизвестными, за исключением уже упоминавшегося рабби Авигдора Французского и рабби Эльханана бен Йакара, о котором будет сказано ниже. наиболее характерна их приверженность доктринам Книги Творения. И «Берайта Йосефа бен Узиэля», и другие их произведения составлены как комментарии к различным частям этой книги. Наиболее важное произведение кружка «Особого Херувима» известно в научной литературе как комментарий к Книге Творения, приписываемый Саадие Гаону❋Так принято обозначать этот текст, в отличие от комментария к Книге Творения, действительно составленного Саадией Гаоном. Комментарий Саадии был написан по-арабски и впоследствии переведен на иврит слогом, очень напоминающим слог переложения Верований и мнений на иврит под названием Истолкование верований и узы разумений. (Об этом свободном переводе см. 1.3.4. в нашем курсе.). В действительности не Саадия составил этот комментарий, хотя в начале разделов или глав в нем довольно часто встречается сокращение из букв пе-реш-самех, что на иврите можно расшифровать как «Учитель наш Саадия истолковал», но даже если это и есть правильное прочтение загадочной трехбуквенной аббревиатуры, по всей видимости, в этом случае приписывание сочинения Саадие псевдоэпиграфично.
Комментарий кружка «Особого Херувима» к Книге Творения сохранился в нескольких рукописях (в них он приводится наряду с другими комментариями к Книге Творения). Комментарий начинается с пространного рассказа о создании голема пророком Иеремией и его сыном бен Сирой. Создается впечатление, что именно это было причиной чрезвычайного интереса всего кружка к Книге Творения: они изучали ее не столько ради содержащейся в ней премудрости, сколько с целью применить полученные знания на практике❋В этом их поведение напоминает семью Калонимидов, изучавших эту книгу с такими же намерениями., т. е. чтобы научиться делать голема. В этом комментарии рассказ о големе содержит также подробное изложение учения кружка «Особого Херувима» о Божестве, космогонии (учении о Творении) и космологии (учении о вселенной). Еще одно произведение кружка «Особого Херувима», о котором следует упомянуть здесь, – это «О богобоязненности и вере», короткий трактат, дошедший до нас в одной-единственной рукописи вместе с произведением рабби Эльазара из Вормса. Автор пишет о необходимом настрое духа во время молитвы, основываясь на учении о Божестве кружка «Особого Херувима», и предлагает наиболее полное описание представлений кружка о структурировании мира Божества из эманирующих сил (ипостасей), помещающихся одна на другой. Еще одно чрезвычайно интересное сочинение этого кружка– стихотворная парафраза «Берайты Йосефа бен Узиэля», составленная одним из членов кружка, возможно, по примеру другого стихотворного философского сочинения, созданного в Германии в тот же период, – «Гимна о единстве».
КНИГА ЖИЗНИ»
В 1925 году Гершом Шолем написал письмо Х. Н. Бялику, содержащее приблизительный план задуманных им исследований каббалы и каббалистических публикаций. Во главе списка средневековых текстов, заслуживающих подробного изучения и научного издания, Шолем указал сочинение под названием «Книга жизни». Этот текст сохранился во многих рукописях; тем не менее даже когда, 60 лет спустя, Г. Шолем умер, текст все еще не был издан❋Теперь существует машинописное издание, предназначенное для студентов (Академон, Еврейский Университет в Иерусалиме, 1976).. «Книга жизни» является одним из самых важных произведений средневековой еврейской мысли, до сегодняшнего дня ожидающих публикации и научного рассмотрения.
❒ Вопрос 11
Как вы думаете, почему многие произведения германских хасидов до сих пор не опубликованы? Следует ли считать это обстоятельство доказательством пренебрежительного отношения к германскому хасидизму со стороны более поздних мыслителей? ❑
«Книга жизни» представляет собой сплав элементов теологии, космогонии и этики. Материал в ней представлен сбивчиво, более непоследовательно, чем это обычно бывает в сочинениях германских хасидов. В этом тексте, составленном, по-видимому, около 1200 года, мы не находим никаких признаков знакомства автора с учением семьи Калонимидов или кружка «Особого Херувима». Скорее всего, автор «Книги» не принадлежал к какой-либо определенной группе или направлению. Он часто ссылается на книги и комментарии Авраама ибн Эзры; по этой причине некоторые исследователи ошибочно приписывали ибн Эзре авторство всей «Книги».
В «Книге жизни» изложены весьма смелые теологические воззрения, например, очень близкое к каббалистическому учение о системе высших эманаций. Представление о Провидении в «Книге» тоже своеобразно: автор пишет об «общем Провидении», в отличие от «частного Провидения», о котором говорится также в писаниях семьи Калонимидов. По-видимому, автор был знаком со средневековыми научными сочинениями, откуда и почерпнул многие свои идеи и образы, или даже описания концепций.
1 Имеются в виду еврейские общины этих стран. Прим. пер.