Освятившие имя в германском еврействе

В результате крестовых походов понятие освящения Имени и, наряду с этим, концепция религиозного мученичества❋Учение о мученичестве за веру содержит свидетельства о святых, которые отдали свою жизнь ради возвышенного идеала, обычно – ради освящения Имени. В иудаизме это, например, десятеро казненных римлянами после восстания Бар-Кохвы, среди которых был рабби Акива; в христианстве примером мученичества можно назвать распятие Иисуса. Эта концепция рассматривается в 5 части курса. становятся центральными в духовном мире германского еврейства. Важность понятия освящения Имени безусловно коренится в традиционном еврейском мировоззрении, приписывающем особый статус страданию за веру. Эта концепция отражена в учении германских хасидов.

❒ Вопрос 3
Известны ли вам примеры мученичества за веру в древней еврейской традиции? ❑

❒ Вопрос 4
Прочтите статью Йаакова Каца “Освятившие Имя” (приложение 3) и назовите основные понятия и аспекты освящения Имени, которые подчеркивает автор при анализе мировоззрения германских евреев. ❑

Таким образом, мы можем сказать: германский хасидизм – это духовное направление, возникшее в еврейском мире как реакция на гонения и видевшее в них неотъемлемую закономерность мироустройства. Следовательно, чтобы понять германский хасидизм и его мистическое и этическое учение, необходимо изучить события, связанные с крестовыми походами, и то, как они интерпретировались в еврейской среде.

1 Ивр. шмад –см. в глоссарии.

2 Ивр. анусим –см.в глоссарии.

3 Т. е. 4856 год, согласно еврейскому летоисчислению, от сотворения мира.

4 Имеется в виду разрушение Второго Храма в Иерусалиме – событие, повлекшее за собой не только уничтожение центра духовной жизни еврейского народа, но и конец политической автономии Иудеи и рассеяние ее жителей по территории Римской империи. Второй Храм был разрушен римскими войсками, вторгшимися в Иерусалим через несколько лет после начала Великого восстания. Ученые расходятся во мнениях, в каком именно году это произошло; диапазон предполагаемых возможностей охватывает 67 – 70 гг. н. э., причем 68 или 69 год представляется наиболее вероятным. С этого времени и начинается отсчет лет “нашего изгнания”.

5 Одна из традиционных систем еврейского летоисчисления основана на подсчитывании циклов, состоящих каждый из девятнадцати лет (так называемый Малый, т. е. лунный, цикл) и устроенных так, чтобы обеспечить возможность соотношения лунного календаря с солнечным. Это соотношение основано на системе високосных лет: семь раз на протяжении каждого девятнадцатилетнего цикла (каждый 3, 6, 8, 11, 14, 17 и 19 год), лунный год продлевается на один месяц. Таким образом, сохраняется соответствие временам года. 4856 год от сотворения мира, которым датируются описанные здесь события, это также 11 год 256 девятнадцатилетнего цикла: 25519+11=4856. Рабби Шломо сетует о разрыве между библейским обетованием и действительностью: в библейском стихе, процитированным рабби Шломо здесь, звучит призыв ликовать об осуществляющемся избавлении сынов Йаакова. Слово ронну на иврите – “ликуйте” – имеет численное значение 256, соответственно годы 256 цикла казались особенно подходящими для осуществления этого пророчества, но вместо этого еврейские общины постигла великая беда.

6 См. Авв 1:6. (Прим. пер.)

7 См. Быт 3:24. (Прим. пер.)

8 См. Плач 4:8. (Прим. пер.)

9 См. Плач 2-3. (Прим. пер.)

10 Месяц, следующий за нисаном, когда отмечается Песах, согласно еврейскому календарю.

11 Ивр. “Шма”– см. глоссарий.

12 Иов 7:11. (Примечания к этому и следующему плачу составлены переводчиком.)

13 См. 2 Хр (II Паралипоменон) 35:25.

14 Руфь 1:20; см. также Иов 27:2.

15 Иов 31:35.

16 Пс 86:14.

17 См. Втор 33:29.

18 Иоил 1:14; 2:15.

19 Пс 20:10.

20 Плач 3:8.

21 Пс 22:20 ; в переводе добавлено несколько слов из стиха 17 того же псалма.

22 Букв. “заблудшие”, “бродяги” – имеются в виду крестоносцы.

23 Суд 6:33.

24 Втор 6:4.

25 См. Втор 32:25.

26 См. Иер 31:14.

27 См. Быт 19:13.

28 Используется талмудическая лексика, связанная с шехитой – ритуальным убоем скота. Любой изъян может сделать жертву непригодной. См. Мишна, Хулин II,6.

29 См. Плач, 4:10; см. также Вавилонский Талмуд, Мегила 14б.

30 Талмудический термин для обозначения молодых священников-коэнов.См. Мишна, Йома I,7.

31 32 Букв. “Синедрион”.

32 33 См. Пс 45:10.

33 34 См. Эзр 10:1.

34 См. Притч 1:27.

35 Пс 89:9.

36 См. Ис 33:7.

37 Имеется в виду жертвоприношение Йицхака. См. Быт 22:11. См. также Мидраш Берешит Рабба 56:8.

38 Пс 17:8; 36:8.

39 Ис 14:19.

40 Ис 33:16.

41 Пс 96:4.

42 См. Пс 2:11.

43 Пс 9:13.

44 См. Вавилонский Талмуд, Авода Зара 3б; см. также Мидраш Вайикра Рабба, раздел 29.

45 Пс 120:5.

46 Ис 22:4.

47 Плач 3:11.

48 Мих 7:1; Иов 10:15.

49 Иов 23:16.

50 Использовано арамейское слово из Таргума Онкелоса к стиху в Быт 25:27, вводящее аллюзию к библейскому Эсаву-Эдому, отождествляемому в Средневековье с христианской Европой.

51 Притч 12:27.

52 Имеются в виду календарные циклы из 19 лет, в 7 из которых по 13 месяцев, призванные корректировать различия между солнечным годом и месяцами, устанавливаемыми по луне. В 1085 году начался 256 такой цикл, обозначаемый еврейскими буквами РНУ, составляющими слово ронну, “ликуйте” (см. стих в Иер 31:6). Это давало повод для мессианских ожиданий. (См. также ранее прим. 6.)

53 Имеется в виду цель крестового похода.

54 См. Ис 22:2.

55 См. 1 Сам 17:1; см. также Иерусалимский Талмуд, Санедрин 12а.

56 См. Плач 1:16.

57 58 См. Лев 20:2-5 и др.

58 См. Лев 13:45 и др.

59 Чис 15:30.

60 См. Ис 40:20 и комментарий Раши к этому стиху.

61 Синагога.

62 Бет мидраш.

63 См. прим. 18.

64 См. Лев 2:5 и др.

65 Пс 133:1.

Наши рекомендации