Теософия и этика германского хасидизма. исторические судьбы
Вторая половина 12 и первая половина 13 века – время наивысшего подъема творчества германских хасидов как в сфере этики, так и в сфере эзотерического учения. В дальнейшем, начиная с середины 13 века, пути этики и теософии расходятся.
Этическое учение германских хасидов в это время продолжает свое существование, оставаясь не связанным с какой-либо определенной теологической доктриной❋Эта ситуация была подготовлена тем обстоятельством, что уже в своей основе этическая доктрина хасидов не зависела от их теологических принципов. См. выше 1.6.2.. Появляются различные редакции основных этических сочинений, созданных в предыдущий период, сокращенные изложения и переработки. Все это образует целую литературу, в основе которой лежит Книга хасидов и начальные разделы Книги рокеаха рабби Эльазара из Вормса❋О сочинениях Эльазара из Вормса см. подробнее 3.4.1.1. в 3 части курса.. Именно этот корпус текстов, к которому следует причислить также и две редакции самой Книги хасидов1, играл центральную роль в нравоучительной литературе германского еврейства на протяжении всего Средневековья.Этическое учение, сформировавшееся в школе Йеуды Хасида, становится достоянием широких кругов. Важную роль здесь сыграло включение фрагментов хасидской моральной доктрины в галахические сочинения германского еврейства; это придало ей нормативный статус и влияние, не ограниченное рамками той или иной школы. Кроме того, необходимо отметить, что после смерти рабби Эльазара из Вормса и вплоть до 17 века – времени, когда начала широко распространяться каббалистическая нравоучительная литературе в Германии, не возникло ни одной школы, где разрабатывалась этическая доктрина, которая могла бы конкурировать с хасидской. Не следует, однако, думать, что все германские евреи полностью усвоили нравственное учение германского хасидизма и руководствовались им на практике. Как мы убедимся в дальнейшем, некоторые важнейшие части этого учения не получили полной поддержки даже среди самих германских хасидов. И все же в целом нравственное учение хасидизма обладало непререкаемым авторитетом для всего германского еврейства.
Таким образом, на протяжении длительного периода нравственная доктрина хасидов определяла характерные черты жизненного стиля и образа мысли германского еврейства. Сфера влияния хасидского учения распространялась вместе с миграцией еврейства из Западной и Центральной Европы на Восток. С другой стороны, в общины, не зависящие в культурном отношении от германского еврейства, нравственное учение хасидов не проникло; так, мы не наблюдаем влияния хасидской этики на общины Италии, Испании, мусульманских стран. Это обстоятельство было одним из факторов, определивших культурное своеобразие ашкеназского еврейства2.
Эта ситуация изменилась коренным образом в 16 – 17 веках. В это время в Цфате3, в основном благодаря притоку туда евреев, изгнанных из Испании, сформировался новый духовный центр, где происходило взаимодействие каббалы с этической доктриной германского хасидизма. В результате этого взаимодействия возникает каббалистическая нравоучительная литература нового типа. С одной стороны, теоретическим основанием морали в этой литературе служат мистические концепции, теософское учение о сефирот4в том виде, который был придан ему в Книге Зоѓар5 и в лурианской каббале6; с другой стороны, значительная часть содержащихся в ней конкретных предписаний и принципов практического поведения восходит к этике германских хасидов.
Появление новой каббалистической нравоучительной литературы приводит к двум последствиям. Во-первых, хасидская этическая доктрина в значительной степени теряет свой самостоятельный статус, оказываясь поглощенной этической системой каббалы. Во-вторых, поскольку этическая литература каббалы распространяется по всему еврейскому миру от востока и до запада, этика германского хасидизма в качестве ее элемента становится неотъемлемой частью духовной культуры и образа жизни всех еврейских общин, а не только ашкеназов. Как мы уже неоднократно отмечали, подобный универсализм стал возможным благодаря тому, что этика германского хасидизма не была тесно связана с его теософским эзотерическим учением; именно поэтому нравственные предписания хасидов могли быть интегрированы в систему, построенную на совершенно ином теоретическом фундаменте – на каббалистическом учении о сефирот.
Что же касается эзотерической доктрины германского хасидизма, то при слиянии ее с каббалой в конце 13 века она потеряла не только свою самостоятельность, но и свой особый характер. Еврейские мыслители Германии, имевшие склонность к мистике, восприняли от мистиков Прованса и Испании символический язык каббалы. Начиная с конца 13 века было предпринято несколько попыток синтеза двух мистических доктрин, в рамках которого хасидская эзотерическая доктрина предстает как система символов, параллельная каббалистической символике.
До нас дошло несколько трактатов, написанных в разное время – в конце 13 века, на протяжении 14 века и позднее, которые отражают попытки такого синтеза. Следует подчеркнуть, однако, что практически во всех случаях символическая система каббалы оказывается доминирующей. Элементы эзотерической доктрины германского хасидизма занимают в ней второстепенное положение; ее концепции служат подтверждением и иллюстрацией каббалистических концепций, ее символы рассматриваются как эквиваленты каббалистических символов, при том что концептуальный каркас в целом остается чисто каббалистическим.
И все же в процессе такого синтеза некоторые из концепций германского хасидизма входят в структуру каббалистического учения и становятся неотъемлемой принадлежностью понятийного аппарата каббалистов. Так, например, символическая концепция “ореховой скорлупы”, один из центральных элементов каббалистического учения о зле, восходит к хасидской “тайне ореха и его скорлупы”❋В связи с учением об орехе, см. обсуждение в 9 – 12 частях курса, посвященное эзотерической доктрине германских хасидов.. В эзотерической доктрине германского хасидизма орех служит одним из важнейших символов божественного мира и моделью его строения. Помимо “тайны ореха”, можно назвать и другие темы и концепции, унаследованные каббалой от германского хасидизма: мистическое значение букв алфавита, святых имен; интерпретация Книги творениякак магического руководства, содержащего указания по изготовлению голема. Как мы уже отмечали, представители некоторых каббалистических школ, например, так называемые каббалисты-гностики из Кастилии❋Школа, основанная Йааковом и Йицхаком, сыновьями Йаакова Коэна (так называемые “братья Коэны,” середина 13 века). Название “гностической каббалы” дано этой школе в связи с тем, что важное место в ее учении занимает демонология и описание строения миров зла (“левой эманации”), симметричных мирам святости. Называется также кастильской каббалой и школой братьев Коэнов. См. выше 1.3.5., прямо заявляют, что их учение опирается на традиции германских хасидов.
Итак, можно говорить о влиянии тайного учения германских хасидов на каббалу; важно, однако, соблюдать при этом правильные пропорции. Каббала усвоила отдельные концепции, но не структуру эзотерической доктрины германского хасидизма; символическая система каббалы была той структурой, в ячейках которой нашли свое место эти концепции. Эзотерическое учение германского хасидизма не оказало влияния на общее строение каббалы. Таким образом, можно говорить о том, что хасидская теософия в качестве самостоятельной своеобразной доктрины, прекратила свое существование во времена, последовавшие за поколением учеников рабби Эльазара из Вормса (середина 13 века).
Описанная ситуация демонстрирует различие исторических судеб этической и эзотерической доктрин германского хасидизма. Отпечаток хасидской этической доктрины определял культурно-религиозное своеобразие германского еврейства на протяжении всего Средневековья; его влияние продолжает ощущаться и в более поздний период, вплоть до наших дней, благодаря каббалистической нравоучительной литературе, которая начала формироваться в Цфате в 16 веке. В противоположность этому эзотерическая доктрина германского хасидизма прекратила свое самостоятельное существование менее чем через сто лет после появления на свет. Только осколки хасидской доктрины в виде отдельных идей и понятий продолжили свое существование в каббалистической литературе, где они органически вписались в новые рамки.
Эта ситуация была ярко отражена в истории издания хасидских сочинений. Так, например, Книга хасидов была впервые напечатана в 1538 году и многократно переиздавалась в последующие годы. Параллельно издавались и другие изложения и редакции этической доктрины германского хасидизма. В противоположность этому, сочинения, излагающие эзотерическую доктрину хасидов, долгое время оставались в рукописи, и большинство из них не опубликовано и по сей день. Первые традиционные публикации эзотерических сочинений германских хасидов появились в конце 19 века. В наше время вышли академические издания некоторых сочинений рабби Йеуды Хасида и рабби Эльазара из Вормса.
Наши замечания по поводу различия исторических судеб этики и теософии германского хасидизма не должны заслонять их исходного единства и взаимосвязи. Исторический подход требует от нас видеть в обеих доктринах части единого целого, создание одной и той же школы в один и тот же исторический период. Только осознание их взаимосвязи и их места в палитре хасидского творчества сделает возможным историческое понимание этого многостороннего и динамичного явления в духовной жизни европейского еврейства.
1 См. ниже, глава 4.1.
2 Ашкеназское еврейство, см. выше 1.1.2.
3 См. выше прим. 35.
4 См. выше 1.2.2.1.
5 “Книга Сияния”, канонический текст средневековой каббалы. Появился в конце 13 века в Испании.
6 Учение рабби Йицхака бен Шломо Лурии Ашкенази (1534 – 1572), величайшего из каббалистов Цфата; см. выше прим. 35.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первой части курса мы ставили своей целью открыть окно в духовный и интеллектуальный мир германского хасидизма. Вводные сведения, представленные в этой части, относились к трем темам. Во-первых, мы обозначили временные и географические рамки, в которых развивался германский хасидизм. Во-вторых, мы описали основные темы хасидского творчества. В-третьих, – и это главное, – мы представили основные течения, господствовавшие в духовном мире еврейства средневековой Европы.
Развитие этих течений – философии, центром которой была Испания, и каббалы, возникшей в Провансе (Южная Франция) и впоследствии также переместившейся в Испанию (Жерону), – протекало параллельно культурной деятельности германских хасидов. Развивая эту тему, мы остановились на отношении германского хасидизма к современной ему философии и к древней эзотерической традиции иудаизма. Мы попытались обрисовать систему взаимных отношений между тремя указанными течениями еврейской мысли – философией, каббалой и германским хасидизмом. В конце части мы вернулись к самим германским хасидам, с тем чтобы оценить соотношение традиционализма и новаторства в различных аспектах их творчества – в их подходе к галахе,
к этике и к эзотерическому учению.
В следующих частях все эти темы получат дальнейшее развитие; многие детали, вкратце упомянутые здесь, будут освещены более подробно.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Ответ 1
Наименование по имени какого-либо места не может возникнуть среди обитателей самого места. Например, фамилия или прозвище Ашкенази (“Немец”) не может возникнуть среди евреев Германии. Такую фамилию может получить семья, покинувшая Германию и поселившаяся на новом месте, где ее происхождение служит отличительным признаком. То же относится к фамилиям Царфати (“Француз”), Мизрахи (“Восточный”), Муграби (“Магрибинец”, “Западный” – житель стран арабского Запада: Туниса, Алжира, Марокко) и т. д. Германские хасиды считали и называли себя хасидами, а эпитет “германские” прибавляли к их прозванию жители других стран.
Ответ 2
Да, конечно. Например, книга Левит, содержащая ритуальное и гражданское законодательство, является в основном галахической книгой. В отличие от нее книга Притч посвящена моральным наставлениям, относящимся к повседневной жизни человека.
Ответ 3
Наиболее известные примеры – Деяние Начала и Деяние Колесницы, упоминаемые в талмудической литературе (в особенности во второй главе трактата Хагига); Книга творения; Книга Зоѓар – центральные произведения каббалистической литературы.
Ответ 4
На этот вопрос нет однозначного ответа. С одной стороны, предметом галахи является объяснение того, как следует исполнять ту или иную заповедь, а не истолкование смысла заповедей. Следовательно, занятие “смыслами заповедей” не принадлежит предмету галахи. С другой стороны, занятие этим вопросом приводит к пониманию истоков заповедей, что открывает возможность более совершенного их исполнения. С этой точки зрения изучение “смыслов заповедей” может иметь непосредственное отношение к пониманию галахи.
Ответ 5
Название “каббала” (“полученное по традиции”) выражает притязание каббалистов на обладание древним знанием, которое было даровано Моисею на горе Синай и передавалось изустно из поколения в поколение. Таким образом, это обозначение указывает не на содержание учения, а лишь на его источники и на то, каким образом оно было получено.
Ответ 6
Сочинения каббалистов и германских хасидов были прямым продолжением предшествующей письменной традиции иудаизма, в первую очередь талмудической литературы, которая в свою очередь была основана на ивритском тексте Писания. Поэтому нет ничего удивительного в том, что эти сочинения были написаны на иврите и широко используют традиционные обороты речи.
Ответ 7
Германские хасиды основывались на том обстоятельстве, что Саадия Гаон был главой академии в Суре. Следовательно, он был продолжателем линии гаонов, которые в свою очередь были преемниками таннаев и амораев (и далее – до Моисея).
Ответ 8
Ответ на этот вопрос зависит от того, как мы оценим такие религиозно-культурные феномены, как лурианская каббала , саббатианство и хасидизм Баал Шем Това, возникшие в конце Cредневековья и в новое время (восточноевропейский хасидизм). С одной стороны, эти течения содержат значительную долю новых элементов и отчасти даже выходят за рамки средневековой парадигмы. С другой стороны, их зависимость от средневековой каббалы (и до некоторой степени от германского хасидизма) настолько велика, что можно говорить о том, что религиозная еврейская мысль достигла пика своего развития в 13 веке, так что в последующие поколения она продолжала развиваться на основе, возникшей в то время, не переживая при этом появления существенно новых течений.
Ответ 9
Талмуд сосредоточивает свое внимание на законах, регулирующих преподавание эзотерических предметов (Хагига 11б), на внешних обстоятельствах, сопровождавших изучение Деяния Колесницы (истории о рабби Йоханане и его учениках и о четверых, вошедших в Пардес, Хагига 14б-15а), но не раскрывает при этом самого содержания тайного учения.
Ответ 10
Еврейские философы Средневековья, главным представителем которых был Маймонид, не считали ислам идолопоклонством или многобожием. Мусульмане безоговорочно признают единство Бога и соответственно рассматривались как монотеисты.
Ответ 11
В основе идиша лежит средневерхненемецкий – тот самый немецкий диалект, на котором говорили германские хасиды, как и все германские евреи той эпохи. Одна из самых ранних литургических фраз на идише, которые дошли до нас в письменном виде, содержится в Махзоре (сборнике молитв на праздничные дни) общины Вормса, датируемом 1276 годом, и, значит, происходит из близкого окружения германских хасидов.
Ответ 12
Речь идет о единственности Бога, об интеллектуальном постижении, исповедании и публичном провозглашении того, что Бог – единствен и уникален (то есть нет других богов) и един (то есть в этом единственном Боге нет никакой множественности, ни внутреннего разделения). Молитва вообще, и в особенности молитва “Шма”, содержащая декларацию: “Слушай, Израиль, Господь – Бог наш, Господь – един” (см. Втор 6:1), – подобающее время для осмысления и провозглашения этого принципа. Кроме того, обращаясь к Богу с молитвой, молящийся должен стремиться очистить свои представления от всего, что несовместимо с принципом единобожия.
Ответ 13
Связь этики с теологическими принципами слабо проявляется там, где речь идет о конкретных вопросах нравственного поведения: здесь место теоретической аргументации занимают примеры из жизни и поучительные истории. С другой стороны, в экзегетических рассуждениях, посвященных выяснению основных принципов морали, такая связь должна выступить более явственно.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ЕВРЕИ И ХРИСТИАНЕ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ В 11 – 13 ВВ
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
2.1. Крестовые походы
2.1.1. Волны гонений
2.1.2. Гонения 4856 (1096) года
2.1.3. Освятившие Имя в немецком еврействе
2.2. Христианское общество в эпоху крестовых походов
2.2.1. Последствия первых гонений
2.2.2. “Блуждающие” и “меченые”
2.2.3. Крестоносцы и горожане
2.2.4. Светская власть и церковь
2.3. Представление о христианском обществе в еврейских текстах
2.3.1. Связь евреев с христианским окружением
2.4. Отношение к выкрестам в Книге хасидов
2.4.1. Оценка выкреста после смерти
2.4.2. Имя выкреста
2.4.3. Позорные прозвища христианских святых
2.4.4. Подстрекающий к крещению
2.4.5. Раскаяние выкреста
2.4.6. Переодевание в христиан
2.4.7. Женщины в час уничтожения
2.4.8. Раскаяние человека, который ввел в грех других
2.4.9. Полное раскаяние крещеного еврея
2.4.10. Уподобление гоям
2.5. Освящение Имени в Магенце
Заключение
Ответы на вопросы
ВВЕДЕНИЕ
В первой части мы обратили внимание на то, что нельзя понять пути развития эзотерического и этического учения германских хасидов без систематического сопоставления этого учения с еврейской философией и каббалой. Только на основании такого сравнения можно представить себе культурную и духовную ткань еврейской мысли в Средневековье, во второй половине 12 века и первой половине 13 века. Настоящая часть тоже посвящена описанию исторической реальности, в которой складывалось мировоззрение германского хасидизма, но здесь основное внимание уделяется событиям, происходившим в христианском мире, и их влиянию на жизнь и мышление германских хасидов в обсуждаемую эпоху.
В центре этих событий – крестовые походы. Начиная с 1096 года, они накладывают тяжелый отпечаток на среду, в которой жили германские хасиды. Жестокие условия еврейского существования, гонения, попытки искоренения еврейской веры и долгосвятить Имя1 определяли религиозное сознание евреев и их представление об общественных, культурных и идейных связях с окружающим христианским миром. Учение германских хасидов является, таким образом, плодом духовного противостояния немецкого еврейства безжалостной действительности, в которой ему выпало жить. В настоящей части описываются центральные события, на фоне которых возникло учение германских хасидов и которые определили их отношение к различным социальным и культурным явлениям современного им общества.
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
Духовный мир немецкого еврейства сформировался под влиянием крестовых походов. Мировоззрение германских хасидов и, наряду с этим, их повседневная жизнь складывались под их непосредственным воздействием. Это выражено как в мистическом, так и в этическом учении германского хасидизма.
❒ Вопрос 1
Прочтите статью Сало Барона “Период крестовых походов” (приложение 2 настоящего курса). Каковы, по мнению автора статьи, причины гонений и погромов? Были ли это причины общественно-экономического или религиозного характера? ❑
Крестовые походы наложили свою печать на жизнь и мысль германских хасидов, а также на представление о них в глазах последующих поколений. Период, начиная с 4856 (1096) года, считается классическим периодом освящения Имени в истории еврейского народа. Стойкость немецких евреев вообще и германских хасидов в частности воспринималась в более поздние времена как образец поведения, которое требуется от еврея во времяискоренения веры1 и гонений. Так, например, относились к поведению немецких евреев после изгнания евреев из Испании (1492). Испанские изгнанники селились в еврейских общинах разных стран, и проблема насильственно крещенных2 внутри еврейского общества была весьма острой и требовала решения. Духовные лидеры этих общин были потрясены ужасами изгнания, которые перенесли евреи из Испании. Но одним из главных вопросов, которые им приходилось решать, был вопрос об условиях, на которых следует принимать раскаявшихся “принужденных”, ведь они незадолго до этого приняли крещение. Некоторые авторитеты относились к этому вопросу более либерально, другие – более строго. Многие из них утверждали, что грех “принужденных” в Испании был особенно велик, поскольку они не выдержали испытания так, как его выдержали святые мученики германских земель (т. е. евреи, отдавшие жизнь за веру) во времена крестовых походов: последние освятили Имя, некоторые даже сами убили своих жен и детей, чтобы крестоносцы не смогли принудить их к крещению. Часть же испанских евреев не выстояла, они предпочли изменить веру – не только затем, чтобы избежать смерти, но и чтобы спасти свое имущество или избежать изгнания и остаться в Испании.
Крестовые походы остались в памяти среднеевропейского еврейства, а также в памяти других общин как событие не только трагическое, но и как пробудившее героизм освящения Имени. Поведение германских евреев того времени воспринималось как пример религиозно-духовной цельности. Именно она позволила еврейским общинам германских земель выдержать самое горькое и тяжелое испытание из всех, выпавших на долю европейского еврейства в Средневековье. Такая слава, конечно, способствовала росту влияния этического учения германских хасидов. Одна из главных причин авторитетности этого учения состоит в том,что оно прошло проверку в тяжелейших условиях, “когда меч насыщался кровью евреев”. Тем самым этическое учение германских хасидов выполняло свое предназначение: оно помогало всем, кто ему следовал, выдержать горчайшие испытания со стойкостью и самоотверженностью❋Эта тема обсуждается подробнее в частях 5 – 6..
❒ Вопрос 2
Был ли период Катастрофы европейского еврейства периодом освящения Имени в том смысле, о котором говорится в этой части курса? ❑
Образ реальности, воссозданный на основе исторического анализа, не всегда совпадает с образом, сложившимся в сознании последующих поколений. Однако важно подчеркнуть, что, даже если этот образ не во всех деталях подтверждается данными исторических исследований, не может быть сомнения, что немецкое еврейство героически выстояло во времена этих гонений, сохранив верность еврейской традиции. Найдется не много примеров подобной стойкости в другие, более ранние или более поздние времена.
Иллюстрация 1
Надгробная плита на могиле еврейской девушки. Надпись на плите гласит, что покойная пошла на смерть ради освящения Имени в городе Шпейер(Шпейра в еврейских источниках), вторая половина 14 века.
ВОЛНЫ ГОНЕНИЙ
Гонения времен крестовых походов стали поворотным событием, поделившим еврейскую историю на две части: “до” и “после”. Период до 1096 года характеризовался расцветом еврейской культуры в Германии, возникновением новых общин и йешив, в которых занимались многочисленные ученики. С 1096 года германское еврейство подвергается постоянным гонениям, которые следуют одно за другим, резне и наветам; предпринимаются попытки искоренить еврейскую веру. Сам факт нумерации крестовых походов (первый, второй, третий, четвертый и т. д.) свидетельствует о том, что все – евреи и неевреи – видели в крестовых походах повторяющееся явление. К тому же немецкие евреи в 12 веке и начале 13 века не могли знать, когда будет последний крестовый поход и будет ли таковой вообще. В течение почти двухсот лет крестовые походы составляли неотъемлемую часть жизни средневекового еврейства. Такая жизненная закономерность приводила к тому, что будущее для еврейских общин всегда несло в себе новые гонения.
Гонения времен крестовых походов существенно отличаются от других катастроф, постигших еврейский народ на протяжении всей его истории. Изгнание из Испании было огромным потрясением для еврейского народа, событием, ни на что не похожим, и так оно воспринималось во все последующие времена. То же можно сказать и о Катастрофе, осуществленной нацистами во время второй мировой войны в Европе. Это событие уникальное, единственное в своем роде, повторение которого нам кажется немыслимым. В противоположность этому в средневековой Германии еврейская жизнь продолжалась после двух катастроф, последовавших одна за другой с промежутком лишь в одно поколение. Таков был мир немецкого еврейства в конце 12 века; именно на вопросы, возникающие в связи с событиями этого времени, давал свои ответы германский хасидизм.
Одно из дошедших до нас свидетельств о погромах 4856 (1096) года, которые сопровождали первый крестовый поход, принадлежит рабби Шломо, сыну рабби Шимона. В нижеприведенном фрагменте (Аберман, 1946) рабби Шломо повествует о евреях, убитых из-за того, что они отказались принять крещение, и о тех, кто убил свои семьи, а потом покончил с собой, чтобы не попасть в руки погромщиков. Рабби Шломо употребляет выражение “освящение Имени”, говоря о героизме евреев во время первого крестового похода.