Мораль и теология в каббале и философии

С самого начала своего существования еврейская рационалистическая философия уделяла значительное внимание сфере этики❋См. выше 1.2.1.1. . Еврейские философы разделяли точку зрения классической, в особенности аристотелевской❋Аристотелизм, или перипатетизм, – философия Аристотеля в интерпретации его позднеантичных и средневековых последователей. Аристотелизм, восприняв некоторые из элементов неоплатонизма, занимает господствующие позиции в философии зрелого Средневековья (11–12 веков для мусульманского мира, 13 века – для христианского мира). Среди наиболее известных средневековых перипатетиков – ибн Рушд (Аверроэс), Маймонид, Фома Аквинский, философии на соотношение между метафизикой, устанавливающей общие принципы, и этикой, претворяющей эти принципы в нормы, руководящие повседневной жизнью индивидуума. С их точки зрения, истинное служение Богу возможно только на основе философии. Как следствие этого, философы считали своим долгом обращаться к широкой публике с проповедью основанного на философских предпосылках образа жизни и служения Богу. Такой подход породил популярную литературу, ставившую себе цель повлиять на социальное и религиозное поведение индивидуума. Выдающийся пример подобного рода литературы – некоторые сочинения Маймонида. Большую часть “Книги знания”, первой книги своего галахического кодекса Мишне Тора, он посвятил не галахе в привычном значении этого слова, а ее метафизическим и этическим основаниям. Книга открывается разделом “Законы об основаниях Торы”, посвященным философским основам религии, за которым следуют разделы, посвященные в основном этике. Та же потребность связать нормы поведения с метафизическими основаниями побудила философов заниматься “смыслами заповедей”. В частности, этой теме уделено заметное место в Путеводителе растерянных Маймонида.

Позиция каббалистов в этом вопросе в рассматриваемый период времени кардинально отличается от философской. Первые каббалисты Прованса считали свою мистическую доктрину сугубо эзотерическим учением, которое должно храниться в узком кругу посвященных и оставаться недоступным для широкой публики. В противоположность философам, каббалисты не считали, что существует необходимая связь между их учением и служением Богу в повседневной жизни любого отдельно взятого человека, которому могут быть неизвестны тайны каббалистической доктрины❋См. выше 1.2.2.3. Каббалисты соответственно и не занимались применением своего учения к этике.

Сказанному выше не противоречит то обстоятельство, что каббалисты Жероны, ученики первых каббалистов Прованса, были авторами важных и влиятельных нравоучительных сочинений. Причиной, побудившей каббалистов Жероны обратиться к этому виду творчества, было резкое неприятие ими попыток философов-рационалистов обосновать этику с помощью общих умозрительных посылок, не опираясь на традицию. Каббалисты стремились создать альтернативу философской этике не путем создания каббалистической этической доктрины, но путем возрождения классического нравственного учения иудаизма, отразившегося в талмудической литературе и в Мидраше.

Они обрабатывали, интерпретировали и компилировали эти источники, с тем чтобы привести их в соответствие с духом времени; в отдельных случаях они вводили в свои этические сочинения каббалистические символы и концепции. Важно отметить, однако, что эти символы и концепции не были существенной частью их этической доктрины. В некоторых нравоучительных сочинениях жеронских каббалистов нет вообще никаких упоминаний о каббале; таковы, например, книги рабби Йоны Жеронского.

Следствием такого подхода была слабая связь между мистическим учением и нравственной доктриной, изложенной в сочинениях каббалистов первой половины 13 века. Каббалисты этой эпохи создавали нравоучительную литературу, которую можно назвать “раввинистической”, поскольку ее главной целью была разработка этического учения мудрецов Талмуда применительно к запросам религиозной жизни 13 века. Только гораздо позже, в 16 веке, в Цфате2 начинает развиваться этическая доктрина, основанная на мистических принципах каббалы – по сути дела, первая истинно каббалистическая этика.

В заключение вновь подчеркнем разницу в подходе философов и каббалистов к этической доктрине: еврейские философы-рационалисты видели в этике часть философской системы, необходимое следствие и продолжение метафизики. В соответствии с этим они, с одной стороны, в своих теоретических трудах уделяли внимание этике вообще и “смыслам заповедей” в частности и, с другой стороны, включали философскую аргументацию в свои нравоучительные сочинения. В противоположность этому каббалисты придерживались установки на почти полное разделение между эзотерической доктриной и этикой. Нравоучительная литература, созданная каббалистами в 13 веке, не использует теоретических посылок их эзотерического учения и может быть охарактеризована как традиционно-“раввинистическая”.



Наши рекомендации