Начало и конец проповеди должны быть особенно привлекательны
Вступление и заключение имеют важное значение в проповеди независимо от их продолжительности. Слушая вступление, аудитория вырабатывает мнение о самом проповеднике, и часто это мнение определяет, будут ли слушатели принимать проповедь. Если проповедник выглядит нервным, настроенным враждебно или неподготовленным, они будут готовы отвергнуть его. Если же он выглядит бодрым, приветливым и интересным, они будут считать, что он является способной личностью с положительным отношением как к самому себе, так и к слушателям.
Стадия 10: Приготовление вступления и
заключения проповеди.
Вступление
Вступление представляет слушателям идею и ее развитие. Особенности эффективного введения будут зависеть от нее.
Вступление привлекает внимание
Вступление должно привлечь внимание. Когда проповедник выходит за кафедру, он не должен предполагать, что присутствующие, сидя на скамейках, с нетерпением ожидают его проповеди. В действительности они, возможно, мучатся от скуки и боятся, что станет еще хуже. Русская пословица может послужить хорошим советом для проповедника: «С некоторыми людьми случается то же, что и с ослами: чтобы их
126 Изложение проповеди
удержать, их нужно крепко схватить за уши!» Первые слова проповеди, тем не менее, не должны быть драматическими, но они не должны быть и тусклыми; они должны дойти до разума слушателей, и если в первые 30 секунд проповедник не захватит внимание слушателей, он может так и не привлечь его вообще.
Возможности привлечь внимание слушателей уже первыми словами настолько обширны, насколько многообразны творческие способности проповедника. Он может начать проповедь парадоксом: «Многие дети Божьи живут так, как будто они сироты».
Он может использовать известную мысль для сравнения с неизвестной: «Честность — это наилучшая политика. Если человек говорит, что он совершенно не может быть честным, он возможно просто очень хитер».
Риторические вопросы также привлекают внимание: «Возможно ли то, чтобы Бог умер, и если бы Он умер сегодня утром, как скоро вы могли бы об этом узнать?»
Конкретные статистические факты также заставляют людей прислушаться: «Каждый третий брак заканчивается разводом. Только каждый шестой брак является счастливым».
Иногда привлекает внимание юмор: «Бизнесмену, ежегодно проходившему обследование состояния здоровья врач сказал: «Сэр, ваше здоровье подобно доллару!» Бизнесмен тут же упал в обморок».
Само место Священного Писания может привлечь внимание: «Для многих людей 6 глава Послания к Евреям является самым затруднительным местом в Библии». Проповедник может обратиться прямо к тексту: «Сегодня я бы хотел начать с исповеди. Я хочу сказать проповедь, уже сказанную другим проповедником. Именно таким образом Соломон, автор книги Екклесиаста, представляет нам самого себя».
Люди усядутся и будут слушать увлекательную историю: «Мэри Уотсон к 40 годам была домохозяйкой. Она считала себя молодой привлекательной женщиной несмотря на то, что уже 15 лет была замужем и имела троих детей. Но вдруг в течение месяца она
превратилась в уродливую старуху».
Иногда проповедник должен перейти прямо к своей теме: «Если вы называете себя христианином, вы должны верить в Троицу».
Как бы то ни было, но проповедник своими первыми 25 словами должен привлечь внимание слушателей. Захватывающее начало обещает аудитории, что проповедь стоит того, чтобы ее прослушать в течение 30 минут.
Глава 8 127
Вступление раскрывает нужду
Эффективное вступление также содержит представленную нужду. Проповедник должен превратить несознательное внимание слушателей в сознательное для того, чтобы люди слушали его проповедь не только потому, что они должны слушать, но и потому, что они хотят слушать. Пол О’Нил, пишущий статьи для светского журнала «Лайф», сформулировал так называемый закон 0’Нила: «Хватайте читателя за горло в первом абзаце, в одну секунду придавите большим палцем его дыхательное горло и поставьте его к стене, пока вы не кончите говорить с ним». Ученый-социолог Артур Р. Конэн делает вывод, что если слушателям сообщают информацию, затрагивающую их нужды, то происходят две вещи: (1) люди более охотно чему-то учатся; и (2) их мнение изменяется скорее и становится более постоянным, чем если им давать информацию, не относящуюся к реальной жизни. Все это говорит о том, что в вопросе контакта со слушателями важную роль играет ответ на вопросы: «Почему об этом говорят? Зачем я это должен слушать?»
Чарльз Р. Свиндол начинает свою проповедь на тему 2 Кор. 1:3-11 вопросом, затрагивающим очень насущную нужду:
«Эль Таблазо казался таким близким. Очень близким. Все произошло неожиданно быстро. Врезавшись в гору, возвышающуюся на 4700 метров над уровнем моря, самолет ДС-4 превратился в груду искореженного металла.
Самолет, принадлежавший компании Авианка и летевший в Кито Эквадор, загорелся и свалился по откосу горы в глубокое ущелье. На мгновение холодная колумбийская гора озарилась ярким светом, а потом снова воцарилась тьма. И тишина…
Перед вылетом из аэропорта ранее в тот день, молодой парень из Нью-Йорка Глен Чемберс второпях написал записку, на найденном на полу обрывке бумаги. Этот обрывок бумаги был клочком, оторванным от какой-то рекламы, и на нем в самом центре было напечатано всего одно слово: «Почему?» Спеша на посадку в самолет, Чемберс нацарапал записку своей матери вокруг напечатанного слова. Быстро свернув записку, он запечатал конверт и, написав адрес, бросил его в почтовый ящик. Позже он, конечно, собирался написать больше. А именно, о начинающейся службе на радиостанции «Голос Анд» в Кито (Эквадоре), шужбе, о которой он мечтал всю свою жизнь.
Однако он больше не написал ничего. Между тем временем, когда он бросил записку в почтовый ящик, и тем, когда она пришла к адресату, Эл Тоблазо поглотил самолет, на котором он летел, и все его мечты. Конверт с его запиской пришел позже, чем
128 Изложение проповеди
весть о его гибели. Когда его мать получила записку, ее поразило единственное напечатанное слово: «Почему?»
Это вопрос, который сначала поражает нас и затем никак не может оставить нас в покое. Почему? Почему меня? Почему сейчас? Почему именно это?»
Нужду можно изложить очень коротко. Вопросами: «Может ли работающая женщина быть хорошей матерью? Что вы скажете на это? А что говорит Библия?» Менее чем двадцатью словами можно затронуть важную нужду.
Проповеди, подобно кремню, бьющему о железо, могут вызвать пожар. Когда «кремень» личной проблемы ударяется о «железо» Слова Божьего, искра зажигает пламя в человеческом разуме. Направление наших проповедей к человеческим нуждам — это не просто технический прием, рассчитанный на то, чтобы сделать проповедь убедительной; это задача нашего служения. Лесли Тизард хорошо сознавал, о чем нужно проповедовать, когда он заявил: «Всякий, кто хочет стать проповедником, должен так ощущать нужды других людей, чтобы они стали его собственными нуждами».
Нужды многообразны и многолики. Верующие отличаются от неверующих не тем, что у них другие нужды, а своим подходом к ним. Авраам Маслов, известный психолог, считает, что нужды порождают друг друга. В течение всей нашей жизни мы переходим от одного комплекса нужд к другому, и это является побуждающим фактором наших действий. Один такой комплекс нужд вытекает из нашего организма, говорит он. Эти физиологические нужды заключаются в следующем: пища, питье, отдых, проблемы общения с другим полом и т.п., и если они не удовлетворяются надлежащим образом, то они становятся доминирующими в нашей жизни.
Люди всегда имеют нужды, вытекающие из того факта, что они должны жить друг с другом. Социальные нужды включают в себя желания иметь уважение, любовь, привязанность, безопасность, самоопределение и самоутверждение. Люди хотят знать, что их кто-то любит; они хотят, чтоб их ценили, они хотят расти, развиваться и реализировать свои потенциальные возможности.
Люди нуждаются в знании и понимании. Маслов указывает, что любопытство становится сильным побуждающим мотивом только после того, как физиологические и социально-общественные нужды должным образом будут удовлетворены. Любопытство может завладеть вниманием в самом начале проповеди. Однако оно не может вызвать в людях такой же глубокий отзыв, как тогда, когда они понимают, что Бог помогает им в стремлении к самоутверждению, безопасности, привязанности и любви.
Глава 8 129
Уже в начале проповеди слушатели должны узнать, что пастор говорит именно об их нуждах. Он поднимает вопросы, рассматривает проблемы, определяет нужды, говорит о жизненно важных вещах, о которых сказано в данном тексте Писания. Причем о практическом применении нужно говорить уже начиная с вступления, а не в заключении. Если проповедник даже с ограниченными способностями затрагивает человеческие вопросы, проблемы, заботы и желания и рассматривает их с библейской точки зрения, его уже посчитают прославленным гением. Более важно, однако, то, что через его проповедь будет проявлена Божья благодать, облегчающая бремя забот и напряженности повседневной жизни.