С собакой сравнивается и скверный учёный, которому Аллах даровал Свои аяты, а он отдалился от них и держится за мирское и следует своим страстям.
В этих двух сравнениях заключено множество тонкостей, для упоминания которых здесь не место. Есть люди с душой звериной, гневной. Их забота — покушаться на людей и одолевать их всеми возможными способами. Их натура побуждает их к этому подобно тому, как натура зверя побуждает его делать то, что он делает.
Бывает человек с мышиной душой, вредитель по натуре своей, портящий то, что рядом с ним, и своим поведением он будто говорит: «Пречист создавший меня для нечестия!»
Есть также люди с натурой ядовитых тварей — змеи, скорпиона и так далее. Такой человек вредит посредством сглаза, отправляя человека в могилу, а верблюда — в котёл. Сам по себе дурной глаз ничего не способен сделать. Это скверная, ядовитая душа впадает в гнев, сопряжённый с сильной завистью и самовлюблённостью, и застаёт того, кого подвергает сглазу, врасплох, когда он ни о чём не подозревает и безоружен; и жалит его подобно змее, которая высматривает на теле человека открытое место и впивается в него, и либо убивает, либо причиняет вред.
Поэтому вред, причиняемый тем, от кого исходит сглаз, не ограничивается теми случаями, когда он видит свою жертву. Даже когда ему описывают нечто отсутствующее в том месте, где он находится, он может достать своим сглазом и это. Это происходит из-за невежества жертвы, её беспечности и из-за того, что она не находится во всеоружии постоянно.
Тот, от кого исходит сглаз, не сможет ничего сделать находящемуся во всеоружии, подобно тому, как змея натыкается на плотную одежду, защищающую всё тело и не оставляющую на нём открытого места. Тот, кто желает уберечь себя, должен быть всегда в доспехах и при оружии, постоянно произнося защитные слова поминания, переданные от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), из Корана и Сунны.
Есть люди с натурой свиньи, которая проходит мимо благого равнодушно, а стоит человеку отойти от нечистот своих, как она тут же бросается к ним. Так и многие люди: они слышат и видят от тебя во много раз больше хорошего, чем плохого, но не запоминают это и не передают, ибо это не соответствует их природе, но при этом они с готовностью отлавливают каждый твой проступок или неосторожное слово, ибо это как раз соответствует их природе. Это для них словно фрукт или аппетитная закуска.
Есть люди с натурой павлина, которые только и делают, что красуются, словно павлины, и за этим нарциссизмом ничего нет.
А у некоторых натура верблюда — самого злобного и грубого животного.
Есть люди и с натурой медведя — недалёкие, скверные, и с натурой обезьяны.
Лучшая из животных натур — натура лошади, ибо это самые благородные животные. И ещё, пожалуй, овцы. Если человек много взаимодействует с каким-то видом животных, то он сам приобретает привычки, похожие на привычки этого животного, а если он ещё и питается мясом этого животного, то сходство увеличивается, ибо между питающимся и тем, чем он питается, возникает сходство. Поэтому Аллах запретил употреблять в пищу мясо хищных зверей и птиц — потому что это приводит к уподоблению им. А Аллах знает лучше.
См. [Мадаридж ас-саликин]
СЛЕДОВАНИЕ ЗА КАЖДЫМ КРИЧАЩИМ
‘Али ибн Абу Талиб (да будете доволен им Аллах) сказал: «Люди делятся на три категории: учёный — духовный наставник; приобретающий знания ради спасения; и презренные невежды, следующие за каждым, кто крикнет им, наклоняющиеся с каждым ветром. Они не освещают себе путь светом знания и не опираются на надёжную опору». Под последней категорией подразумеваются люди глупые и невежественные. Здесь употреблено слово, однокоренное с названием мелких мошек, которые облепляют морды овец и верховых животных. А под презренными подразумеваются глупцы, с которыми никто не считается.
«Следующие за каждым, кто крикнет им» — то есть кто крикнет им и позовёт их, за тем они и следуют, и им неважно, к прямому пути их призывают или к заблуждению. Они не знают, истинным или ложным является то, к чему их призывают. Они в любом случае внимают призыву. Эти люди приносят религии больше всего вреда. Они многочисленны, но при этом они — самые ничтожные пред Аллахом. Они — дрова для всякой смуты, ими она разжигается и ими же поддерживается её пламя, ибо приверженные религии отстраняются от неё, а презренные невежды разжигают её.
Кричащий им назван так, как называют прикрикивающего на скотину пастуха, в качестве указания на то, что люди эти подобны скотине, на которую прикрикивает пастух, и она идёт за ним туда, куда идёт он. Всевышний Аллах сказал: «Неверующие подобны скотине, на которую прикрикивает пастух, тогда как она не слышит ничего, кроме зова и крика. Они глухи, немы и слепы. Они ничего не разумеют»110 (сура 2 «Корова», аят 171).
Это описание, которое дал им повелитель верующих, — следствие отсутствия у них знания, а также мрака, наполняющего их сердца. У них нет света и проницательности, которая помогла бы им отличить истину ото лжи — для них всё равно.
«...наклоняющиеся с каждым ветром». А в другой версии: «...склоняющиеся к каждому кричащему». Их слабые умы сравниваются со слабой веткой дерева, а страсти и мнения сравниваются с ветром. Ветка качается на ветру, а умы этих людей склоняются к каждой страсти и к каждому призывающему. А если бы умы этих людей были полноценными, то они уподобились бы большому дереву, которое ветер не в состоянии поколебать. Отличается от этого примера другой, также приведённый Пророком (да благословит его Аллах и приветствует). Он сравнил верующего с растением, у которого есть стебель, и ветер то преклоняет его к земле, то поднимает обратно. А лицемер подобен рису, который не срезают, пока не соберут урожай.
Этот пример он привёл, чтобы показать, какие испытания постигают верующего и какие страдания выпадают на его долю. Он постоянно между благополучием и бедой, между испытанием и милостью, между здравием и болезнью, безопасностью и страхом, и так далее. Он то падает, то встаёт, то наклоняется, то выпрямляется. Посредством испытаний искупляются его грехи и он очищается от всего скверного. А всё неверие — окалина, которой место в огне, и в беды, которые постигают неверующего, не вкладывается тот смысл, который вкладывается в испытания, постигающие верующего.