Различия между любовью ради аллаха и любовью наряду с аллахом
Различия между любовью ради Аллаха и любовью наряду с Аллахом — важнейшие из различий, и каждый крайне нуждается в знании этих различий.
Любовь ради Аллаха — результат совершенства веры.
Любовь к кому-то или чему-то наряду с Аллахом — самый настоящий ширк — придавание Аллаху сотоварищей.
Различия между ними заключаются в том, что любящий в своей любви следует за любовью к Аллаху. Если любовь к Нему утвердилась и сердце раба Аллаха, то она непременно заставит его любить то, что любит Аллах. А когда раб Аллаха любит то, что любит его Господь и Покровитель, то это и есть любовь ради Него.
Например, человек любит Его посланников и пророков, ангелов и приближённых, потому что Всевышний Аллах любит их. И он ненавидит тех, кого ненавидит Всевышний, потому что Он ненавидит их.
Признаком этой любви и ненависти ради Аллаха является то, что ненависть человека к тому, кого ненавидит Аллах, не сменяется любовью, если тот оказывает ему благодеяние, прислуживает ему и удовлетворяет его потребности.
И его любовь к тому, кого любит Аллах, не сменяется ненавистью, если тот причиняет ему неприятности и боль, как случайно, так и умышленно, будучи покорным Аллаху в своём отношении к нему, или истолковывая что-то или поступая согласно своему иджтихаду, либо покушаясь на него, восставая против него и отделяясь от него.
Вся религия зиждется на четырёх опорах. Это любовь и ненависть, следствием которых становится действие либо отказ от действия. Вера того, кто любит, ненавидит, действует или отказывается от действия ради Аллаха, совершенна.
Если он любит, то любит ради Аллаха, если ненавидит, то ненавидит ради Аллаха, если совершает действие, то совершает его ради Аллаха, а если отказывается от какого-либо действия, то отказывается ради Аллаха. И несовершенство в этом предполагает соответствующее его степени несовершенство веры человека и исповедания им религии.
Это противоположно любви наряду с Аллахом, которая бывает двух видов. Один вид противоречит самой основе единобожия. Это придавшие Аллаху сотоварищей (ширк). А второй противоречит полноте искренности и любви к Аллаху, но не выводит человека из религии.
К первому виду относится любовь многобожников к своим идолам и тем, кому они поклоняются наряду с Аллахом.
Всевышний Аллах сказал: «Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха» (сура 2 «Корова», аят 165).
Эти многобожники любят своих лжебогов наряду с Аллахом, то есть так же, как любят они Аллаха. Это любовь обожествления и лояльности, следствием которой становятся страх и надежда, поклонение и обращение с мольбами. Эта любовь — самый настоящий ширк, который Аллах не прощает.
Вера невозможна без враждебного отношения к этим сотоварищам и ненависти к ним и их приверженцам, вражды и борьбы с ними. С этим направил Аллах всех Своих посланников и ниспослал все Свои Писания. Он сотворил Огонь для приверженцев этой любви, представляющей собой придавание Аллаху сотоварищей. И Он сотворил Рай для тех, кто борется с ними и относится к ним враждебно ради Него и в угоду Ему.
И всякий, кто поклоняется кому-то или чему-то из находящегося в пространстве от Трона Его и до земных глубин, превращает этот объект поклонения в божество и покровителя наряду с Аллахом и делает его сотоварищем для Аллаха. Кем бы ни был этот объект поклонения, он обязательно отречётся от тех, кто поклонялся ему, тогда, когда они будут больше всего нуждаться в нём.
Ко второму виду относится любовь к тому, что Всевышний Аллах приукрасил для душ людских. Это женщины, сыновья, золото, серебро, скакуны, скот, пашни. Человек любит всё это страстной любовью, подобно тому как голодный любит еду, а жаждущий — воду.
Эта любовь бывает трёх видов. Если человек любит всё это ради Аллаха, используя всё это ради Него, в стремлении снискать Его довольство и в покорности Ему, то он получит награду за это, и эта любовь относится к категории любви ради Аллаха, ведущей к Его довольству, и испытывающий её наслаждается ею.
Таково положение самого совершенного из творений, которому в этом мире была внушена любовь к женщинам и благовониям, причём его любовь к ним была помощью ему в том, что любит Аллах, и донесении Его послания и исполнении Его велений.
Если человек любит нечто из-за того, что оно соответствует его натуре, страстям и желаниям, но не предпочитает это тому, что любит Аллах и что угодно Ему, то есть испытывает эту любовь как нечто естественное, то она относится к категории дозволенного, за которое человек не подвергается наказанию, однако эта любовь уменьшает полноту его любви к Аллаху.
Если же он полностью сосредоточен на этой любви, и она для него — предел его стремлений, и он предпочитает её тому, что любит Аллах и что угодно Ему, то он поступает несправедливо по отношению к самому себе и следует своим страстям.