Различия между непорочностью сердца и глупой беспечностью
Различия между непорочностью сердца и глупой беспечностью заключаются в том, что за непорочностью сердца стоит отсутствие стремления ко злу после познания его. То есть сердце не испытывает стремления ко злу, зная при этом, что такое зло. Это противоположность глупой беспечности, которая представляет собой невежество. Это свойство не является похвальным, представляя собой изъян. Такого человека люди хвалят лишь за то, что от него не исходит вред. Совершенство же заключается в том, чтобы сердце знало зло в подробностях, но оставалось непорочным в смысле отсутствия стремления к этому злу.
‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я не обманщик и не поддаюсь на обман». ‘Умар был слишком разумным, чтобы поддаваться на обман, и слишком благочестивым, чтобы обманывать кого-то самому. Всевышний Аллах сказал: «В тот день, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому, [и спасутся] лишь те, которые предстанут перед Аллахом с непорочным сердцем» (сура 26 «Поэты», аяты 88-89).
Это и есть непорочное, здравое сердце, свободное от недугов, постигающих больные сердца: недуга сомнений, заставляющего человека следовать предположениям и подозрениям, и недуга страстей, который заставляет его следовать страстям и капризам души. Непорочное сердце — то, которое избежало и того, и другого.
См. [Ар-Рух]
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ПОВЕСТВОВАНИЕМ О МИЛОСТЯХ АЛЛАХА И ХВАСТОВСТВОМ ИМИ
Различия между повествованием о милостях Аллаха и хвастовством ими заключаются в том, что повествующий о милостях Аллаха говорит о качествах Того, Кто ему эту милость даровал, о Его совершенной щедрости и благодеянии. Он восхваляет и прославляет Его посредством демонстрации дарованных Им благ и сообщения о них. Он делает это в качестве благодарности Ему и распространения дарованного с целью демонстрации качеств Аллаха, восхваления Его и славословия. Так он побуждает душу не просить ни у кого, кроме Него, любить Его и надеяться на Него. Таким образом, верующий устремляется к Аллаху посредством демонстрации милостей Аллаха, распространения их и повествования о них. Что же касается хвастовства этими милостями, то это когда человек превозносится над людьми и демонстрирует им, что он лучше и важнее их, подминает их под себя, порабощает их сердца и склоняет их к тому, чтобы они возвеличивали его и прислуживали ему.
Ан-Ну'ман ибн Башир (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: «Поистине есть у шайтана силки и капканы, и поистине, к его силкам и капканам относится и одолевание людей посредством милостей Аллаха и превознесение над рабами Аллаха, когда человек кичится тем, что даровал ему Аллах...»
См. [Ар-Рух]
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ЛЮБОВЬЮ К ГЛАВЕНСТВУ И ЖЕЛАНИЕМ БЫТЬ ПРЕДВОДИТЕЛЕМ
Различия между любовью к главенству и желанием быть предводителем с целью призыва к Аллаху — это различия между возвеличиванием веления Аллаха и искренностью по отношению к Нему и возвеличиванием души и стремлением исполнять желания её.
Чистосердечно относящийся к Аллаху возвеличивающий и любящий Его желает, чтобы Господу его подчинялись и не ослушивались Его, чтобы слово Его было превыше всего, чтобы вся вера посвящалась Ему и чтобы рабы Его исполняли Его веления и соблюдали Его запреты. Он действительно искренен по отношению к Аллаху в своей подчинённости Ему ('убудиййа) и чистосердечен по отношению к Его творениям в призыве к Аллаху. Он желает быть предводителем ради религии. Более того, он просит Господа своего сделать его предводителем богобоязненных, дабы богобоязненные брали с него пример подобно тому, как сам он берёт пример с богобоязненных.
Если этот раб Аллаха, призывающий к Нему, желает быть величественным в их глазах, желает, чтобы они боялись его, любили его, подчинялись ему и выполняли его веления и, беря с него пример, следовали таким образом путём Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), которым он ведёт их, то это стремление не повредит ему. Напротив, оно похвально, потому что он призывает к Аллаху и желает, чтобы Ему подчинялись, поклонялись и признавали Его единственность, и он любит то, что помогает осуществлению этого и ведёт к этому.
Поэтому Аллах особо упомянул о Своих рабах, которых Он избрал для Себя. Он похвалил их в Своей Книге и обещал им благую награду в день их встречи с Ним. Он упомянул о них, упомянув и наилучшие из их дел и описаний, а затем сказал:
«Они говорят: “Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных”» (сура 25 «Различение», аят 74).
Они просят Его, чтобы Он порадовал их глаза и сердца покорностью их жён и детей Всевышнему и следованием богобоязненных их примеру в покорности Аллаху и подчинённости Ему ('убудиййа), ибо, поистине, предводитель и тот, кто следует за ним, помогают друг другу в покорности Аллаху.
Таким образом, эти люди просили о том, что позволило бы им помогать богобоязненным в снискании Его довольства и покорности Ему. Это их призыв к Аллаху посредством предводительства в религии, в основу которого положены терпение и твёрдая убеждённость. Как сказал Всевышний Аллах: «Мы создали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путём, поскольку они были терпеливы и твёрдо верили в Наши знамения» (сура 32 «Земной поклон», аят 24).
Их мольба о том, чтобы Он сделал их предводителями для богобоязненных — это мольба о том, чтобы Он вёл их прямым путём, помогал им и содействовал им в обретении полезного знания и совершении благих деяний, явно и тайно, без чего невозможно предводительство.
Посмотри же, как Он связал их в этих аятах со Своим именем ар-Рахман (Милостивый), дабы Его творения знали, что они обрели это благодаря Его милости и щедрости. И подумай о том, как в этой суре Он сделал воздаянием их высокие покои в Раю, поскольку их предводительство в религии относилось к числу высоких положений. Более того, это высочайшее положение, которое может обрести раб Аллаха в религии. И воздаянием их были сделаны эти возвышенные покои в Раю.
Это противоположно стремлению к главенству, потому что стремящиеся к главенству имеют мирские, корыстные цели превознесение на земле, порабощение сердец, и склонение их к себе, и использование их для осуществления всех своих корыстных помыслов, сопровождаемое превознесением над этими людьми и подавлением их.
Это стремление к главенству приносит столько вреда, что об этом известно лишь Всевышнему. Это и нарушение установленных Всевышним ограничений, и зависть, и злоба, и несправедливость и смута, и забота о желаниях собственной души вместо заботы о соблюдении прав Аллаха, и возвеличивание того, кого Аллах принизил, и унижение того, кого Аллах почтил. Мирское главенство не обходится без этого.
Оно недостижимо без этого и ещё во много раз большего вреда. Достигшие главенства не видят этого, а когда поднимется завеса, им станет ясна несостоятельность того, чего они придерживались, особенно когда они будут собраны в Судный день подобными мелким муравьям, на которых остальные стоящие будут наступать ногами своими: они будут унижены и ими пренебрегут так же, как они унижали рабов Аллаха и пренебрегали Его велениями.
См. [Ар-Рух]