Различия между прощением и самоуничижением

Различия между прощением и самоунижением заключаются в том, что прощение — это когда ты отказываешься от своего права, проявляя благородство, щедрость и оказывая благодеяние, хотя ты способен отомстить, но ты предпочитаешь не делать этого, стремясь к благодеянию и благонравию.

В отличие от прощения самоунижение это когда человек отказывается мстить по причине бессилия, страха и низости души. Это порицаемо, а не похвально, и мстящий по праву может оказаться лучше него.

Всевышний Аллах сказал: «которые стоят за себя, когда против них поступают несправедливо» (сура 42 «Совет», аят 39).

Таким образом, Он похвалил их за проявленную ради восстановления справедливости силу. И вот, когда тот, кто покушался на них, оказывается в их власти и они могут воздать ему сполна, Всевышний Аллах побуждает их проявить благородство, прибегнув к прощению и снисходительности. Всевышний Аллах сказал: «Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Поистине, Он не любит несправедливых» (сура 42 «Совет», аят 40).

Таким образом, Он упомянул три положения. Он упомянул справедливость и разрешил её, упомянул благородство и побудил к нему, и упомянул несправедливость и запретил её. У кого-то может возникнуть вопрос: как же Всевышний Аллах похвалил их за отстаивание своих прав и прощение, когда эти две вещи являют собой противоположности?

Ответить можно следующим образом. Он не хвалил их за восстановление собственных прав и отмщение, но похвалил их за способность и силу, которые требуются для восстановления ущемлённых прав. Когда они проявили её [в достаточной мере], Он побудил их к прощению.

Кто-то из наших праведных предшественников сказал об этом аяте: «Им было ненавистно унижение, а когда они были способны отомстить, то прощали, и Он похвалил их за прощение после того, как у них появилась возможность отомстить, а не за прощение, за которым скрываются унижение, бессилие и низость. Таково совершенство, упоминанием о котором восхвалил Себя Всевышний Аллах: “Аллах — Снисходительный, Всемогущий” (4:149). И Аллах — Прощающий, Милостивый». Творение может простить потому, что оно не способно отомстить либо не понимает истинной сути того, что сделал причинивший ему вред. Внешне прощение, исходящее от творения, выглядит как униженное перенесение обиды, а на самом деле это величие и почёт. А отмщение внешне выглядит как величие, но на самом деле это унижение.

И за прощение Аллах не добавляет человеку ничего, кроме величия, и всякого, кто мстит за себя, непременно постигает унижение, которое выражается - самое меньшее - в упущении величия, приносимого прощением. Поэтому Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не мстил за себя. Задумайся же над словами Всевышнего: «которые стоят за себя» (сура 42 «Совет», аят 39). Посмотри, как из этих слов следует, что они обладают силой, используя которую, они и могут постоять за себя, а не другие помогают им. Поскольку, желая постоять за себя, люди обычно не ограничиваются рамками справедливости, а выходят за них, то Всевышний Аллах постановил, что воздавать нужно равным, запретил излишество и побуждал верующих прощать.

Таким образом, прощение относится к качествам души успокоившейся, а самоунижение — к качествам души побуждающей к дурному. И суть вопроса в том, что отмщение — это одно, а стоять за себя — совсем другое.

См. [Ар-Рух]

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ СТРЕМЛЕНИЕМ ВОССТАНОВИТЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ОТМЩЕНИЕ

Стремление восстановить справедливость — это когда человек усердствует ради соблюдения права Аллаха, ради Него. На это способен лишь тот, кто избавился от униженности, порождённой стремлением заполучить побольше мирских благ, и вырвался из рабства страстей своих.

Вот тогда он обретает долю величия и могущества, которую Аллах предназначил верующим. И когда находится покушающийся, он стремится восстановить справедливость ради величия, которым наделил его Аллах, отказываясь допустить, чтобы величие это было попрано, и желая избежать унижения раба Могущественного, Достойного хвалы.

Он как будто говорит покушающемуся: мол, я раб Того, Чей раб не будет унижен. Он не желает, чтобы кто-то подвергал его унижению. И если душа его, побуждающая к скверному, верна основам своим, то он не желает завершать преследование ничем, кроме отмщения ради души своей и одолевания покушающегося, дабы выместить на нём гнев свой и унизить его.

Что же касается души успокоившейся, которая освободилась из-под ига своего себялюбия и страстей и перешла к величию единобожия и возвратилась к покорности Господу своему, то когда на обладателя её покушаются, он будет стоять за себя, защищая величие, которым наделил его Аллах, то есть в действительности он делает это ради своего Господа и Покровителя.

Вот разъясняющий пример. Были два невольника, пахавшие землю. И один ударил другого, а тот простил его из чистосердечия и преданности по отношению к господину, а также из сострадания к ударившему, которому грозит наказание от господина. И господин не стал портить его бичеванием, а простившего отблагодарил, оценив по достоинству его поступок.

А другого раба господин его поставил пред собою, украсил его и облачил его в одежды, в которых он предстаёт перед ним. А один из погонщиков взял эти его одежды и вымазал их навозом или порвал. Если пострадавший простит обидчика, то его прощение не будет совпадать с мнением господина его и не будет угодным ему. В этом случае господину будет угоднее, если раб постоит за себя. Он как будто говорит: его поступок — проявление дерзости по отношению ко мне и пренебрежительное отношение к власти моей. И когда он предоставляет пострадавшему возможность отомстить обидчику, дав ему власть над ним, то, когда тому остаётся лишь воспользоваться предоставленной ему возможностью, сердце его преисполняется смирения, ибо господин его желает, чтобы он не наказывал его, а взыскал с него то, что полагается господину его. То есть постоять за себя он должен исключительно ради господина своего, но не ради самого себя.

Сообщается, что ‘Али как-то проходил мимо человека, который просил о помощи, говоря: «Вот этот отказался давать мне то, что причитается мне и на что я имею право!» ‘Али сказал второму: «Дай ему то, что ему полагается». А когда ‘Али пошёл дальше, притеснитель подошёл к обладателю права и дал ему пощёчину. Тот снова позвал на помощь ‘Али. ‘Али вернулся и сказал: «Пришла к тебе помощь». И он сказал обладателю права: «Воздай ему равным». Тот сказал: «Я простил его, о повелитель верующих». Тогда 'Али ударил притеснителя своей палкой девять раз, сказав: «Тебя простил тот, кого ты ударил. А это — право правителя». Когда этот человек дерзнул пойти против власти Аллаха, ‘Али наказал и не стал оставлять его в покое.

Похожая история произошла с Абу Бакром (да будет доволен им Аллах). К нему пришёл человек, который сказал: «Отправь меня, ибо, поистине, я смышлёнее тебя и твоего сына!» А у Абу Бакра в это время находился аль-Мугира ибн Шу'ба, который засучил рукава и ударил этого человека по носу так, что у того потекла кровь. Его соплеменники пришли к Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) и сказали: «Предоставь нам возможность воздать аль-Мугире равным». Он же сказал в ответ: «Я предоставлю вам возможность воздать равным тому, кто удерживает людей от зла? Я не стану предоставлять вам возможность воздать ему равным!» Абу Бакр понял, что аль-Мугира сделал это ради Аллаха, отстаивая величие, которое Всевышний Аллах даровал преемнику Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), дабы тот посредством этого величия мог быть его достойным преемником и поддерживать религию Его должным образом. Таким образом, это одна категория самозащиты, а самозащита ради души, побуждающей к скверному, — совсем другая.

См. [Ар-Рух]

Наши рекомендации