Ибн 'Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) и другие сказали: «То есть прозорливых».
Всевышний Аллах сказал: «Неосведомлённый считает их богачами по причине их скромности. Ты узнаешь их по приметам» (сура 2 «Корова», аят 273).
И Всевышний Аллах сказал:
«Если бы Мы пожелали, то показали бы их тебе, и тогда ты узнавал бы их по их приметам. Но ты непременно узнаешь их по оговоркам» (сура 47 «Мухаммад», аят 30).
Истинная прозорливость есть у сердца чистого, очищенного от всякой скверны, близкого к Аллаху. Он смотрит с помощью света Аллаха, который Он поместил в сердце его.
Абу Саид передаёт, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Остерегайтесь прозорливости верующего, ибо он смотрит с помощью света от Аллаха» [Тирмизи, 3127].
Эта прозорливость является следствием его близости к Аллаху, ибо, поистине, когда сердце приближается к Аллаху, устраняются скверные препятствия, мешавшие ему познавать и воспринимать истину. Он получает свет из источника, близкого к Всевышнему, соответственно своей близости к Нему. И светом этим он может пользоваться соответственно своей близости к Нему. В этом свете он видит то, чего не видит далёкий [от Аллаха] и отделённый [от этого света].
В достоверном хадисе-кудси от Абу Хурайры Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, передавая от Господа своего: «Самым любимым для Меня из всего, что делает раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является то, что Я вменил ему в обязанность. И будет раб Мои стараться приблизиться ко Мне, желая больше положенного (навафиль), пока Я не полюблю его. Когда же Я полюблю его, стану его слухом, посредством которого он будет слушать и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет брать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить»[Бухари].
Всевышний Аллах сообщил, что, когда человек с старается приблизиться к Нему, это помогает ему снискать Его любовь. И когда Аллах полюбит его, то Он приближается к его слуху, зрению, рукам и ногам, и он будет слышать, видеть, брать и ходить с Его помощью. И сердце его уподобляется чистому зеркалу, в котором истины отражаются такими, какие они есть на самом деле, и его прозорливость почти никогда не подводит его. Поистине, когда раб видит с помощью Аллаха, он видит всё таким, какое оно есть на самом деле, и когда он слышит с помощью Аллаха, он слышит всё таким, какое оно есть на самом деле. И это не относится к сокровенному. Знающий сокровенное внушает истину сердцу близкому, которое радуется свету Его и не занимает себя гравировками лжи, измышлении и наущений, которые мешают видеть истину.
Когда сердце заливает этот свет, он идёт дальше, распространяясь на органы тела. Он идёт от сердца к глазу, и глаз видит настолько, насколько позволяет ему этот свет.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) видел своих сподвижников, стоявших во время совершения молитвы позади него, так же, как видел он их перед собой.
И он видел воочию Иерусалим, находясь в Мекке.
И он видел дворцы Шама и ворота Саны и Мадаин хосроя, когда находился в Медине и копал ров. И он, находясь в Медине, видел негуса, который умер в Эфиопии, и вышел и совершил молитву по нему.
И он видел своих командующих в Муте, когда они погибли там, а он в это время находился в Медине. А ‘Умар увидел Сарию с его воинами мусульманами в Нихавенде, в Персии, когда они сражались с врагом, и даже крикнул ему: «О Сария! Гора!»
И к нему зашло несколько человек из Мазхиджа, и среди них был аль-Аштар ан-Наха'и. И он поднял глаза и внимательно посмотрел на него, а потом спросил: «Кто это среди вас?» Они ответили: «Малик ибн аль-Харис». Он же сказал: «Что это с ним, да погубит его Аллах, поистине, я вижу, что будет у мусульман из-за него тяжкий день». И ‘Амр ибн ‘Убайд зашёл к аль-Хасану и сказал: «Это господин юношей, если не совершит он ничего дурного...»
А к ‘Усману ибн ‘Аффану как-то зашёл человек из числа сподвижников, который по пути к нему увидел какую-то женщину и посмотрел на красоту её. И ‘Усман сказал ему: «Заходит ко мне один из вас, а меж глаз у него явный след прелюбодеяния!» Этот человек рассказывал: «И я сказал: “Неужели может быть откровение после [кончины] Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)?” Тот ответил: “Нет, это всего лишь проницательность, довод и прозорливость, которая не ошиблась''».
Такова прозорливость. Это свет, который помещает Аллах в сердце. Бывает, что-то приходит человеку в голову, и всё случается именно так, как он себе и представлял. Этот свет доходит до глаз, и он видит то, чего не видят другие.
См. [Ар-Рух]