Отвращает ли мольба предопределение?
Это известный вопрос. Суть его в следующем. Если то, о чём просит человек в своей мольбе, предопределено Всевышним, то оно непременно произойдёт вне зависимости от того, просил человек об этом или не просил. А если оно не предопределено, то оно не произойдёт — также вне зависимости от того, просил об этом человек или нет. Некая группа людей, будучи убеждённой в правильности этого утверждения, отвергла мольбу, сказав: мол, она бесполезна. Эти люди, вдобавок к их глубокому невежеству и заблуждению, ещё и противоречат самим себе, поскольку их убеждения предполагают, по сути, аннулирование всех причин. Любому из них следует сказать: «Если утоление жажды и голода предопределены тебе, то они непременно осуществятся, вне зависимости от того, поешь ты или нет. А если тебе оно не предопределено, то оно не осуществится, также вне зависимости от того, поешь ты или не поешь. И если тебе суждено иметь ребёнка, то он у тебя будет, вне зависимости от того, вступишь ты в близость со своей женой или наложницей или не вступишь, и если тебе не суждено его иметь, то его всё равно у тебя не будет и нет смысла жениться или приобретать наложницу...»
И так далее в том же духе. Скажет ли подобное разумный? И скажет ли подобное человек? Даже в животное заложен инстинкт, побуждающий его пользоваться причинами, которые поддерживают в нём жизнь и позволяют ему нормально существовать. Получается, что животные разумнее и понимают больше, чем эти люди, которые не только уподобились животным, но и оказались более заблудшими, чем они. Один из них, спеша показать себя разумным, сказал: «Обращение к Аллаху с мольбами относится к категории чистого поклонения, за которое Аллах вознаграждает обращающегося к Нему с мольбами, однако никакой роли в обретении желаемого мольба не играет».
Для сторонника этого мнения нет разницы между обращением к Аллаху с мольбами и воздержанием от него сердцем и языком, поскольку он убеждён, что ни то, ни другое не оказывает никакого влияния на обретение [либо необретение] желаемого. То есть для них нет разницы между мольбой и молчанием. Другая группа из их числа, ещё больше стремящаяся доказать логичность своих убеждений, сказала: «Мольба — это просто некий установленный Всевышним Аллахом указатель на исполнение желания: если Аллах направляет человека к тому, чтобы тот обратился к Нему с мольбой, и создаёт ему все условия для этого, то это признак того, что он обретёт желаемое. Это подобно тому, как увиденная зимой чёрная, холодная туча является указанием на то, что будет дождь». Они сказали: «Такова взаимосвязь между покорностью Аллаху и наградой и между неверием и грехами и наказанием: это всего лишь признаки того, что будет награда либо наказание, но они не являются причинами для них». Правильным же является третье мнение: у этого предопределения есть причины, к которым относится и мольба, и оно не было предопределено просто так, без причин. Нет, была предопределена причина, и когда раб Аллаха воспользовался этой причиной, случилось предопределённое, а если человек не воспользовался причиной, то, соответственно, предопределённое не случилось. Это подобно насыщению и утолению жажды, которые предопределены через принятие пищи и питья, и появление ребёнка через половое сношение, появление растения через посев семян, выход души из животного через его заклание. Также предопределено попадание в Рай через совершение определённых деяний и попадание в Ад посредством определённых деяний. Вот это мнение — правильное.
Таким образом мольба относится к числу сильнейших причин, и если предопределено осуществление того, о чём человек просил в своей мольбе, посредством этой мольбы, то неправильно утверждать, что в мольбе нет пользы, как не говорят, что нет пользы в принятии пищи и питья и других движениях и действиях, ибо нет причины полезнее, чем мольба, и так способствующей обретению желаемого. Сподвижники знали об Аллахе и Его Посланнике (да благословит его Аллах и приветствует) больше всех остальных представителей мусульманской общины и глубже остальных понимали религию, и они пользовались этой причиной должным образом, соблюдая все условия и нормы этикета, связанные с мольбой, лучше всех остальных.
‘Умар ибн аль-Хаттаб (да помилует его Аллах) надеялся получить помощь и победу над врагом посредством мольбы, и мольба была главным из его воинов. Он говорил своим сподвижникам: «Не многочисленность приносит вам победу — она приходит к вам с небес». И он говорил: «Меня не заботит ответ на мольбу - для меня важна сама мольба, ибо, поистине, если вам внушена мольба, то ответ придёт с ней».
Как раз этот смысл вложил поэт в свои слова: