Эти ложные, не соответствующие истине высказывания имеют две основы.

Первая основа: раб Аллаха слишком хорошего мнения о себе и своём исповедании религии и убеждён в том, что он исполняет свои обязанности должным образом и избегает запретного, а о своём противнике и враге думает прямо противоположное, то есть что тот не исполняет веления Аллаха, не соблюдает Его запреты, и что сам он, конечно же, ближе к Аллаху, его Посланнику и его религии, чем этот его супостат. Вторая основа: убеждённость в том, что Всевышний Аллах может и не помогать приверженцу истины и не поддерживать его, и Он может и не устроить для него никакого благого завершения в мире этом, но он может всю жизнь прожить притесняемым, побеждённым и обижаемым, несмотря на то, что он исполняет веления Всевышнего внешне и внутренне и воздерживается от запретного внешне и внутренне. Он считает, что он соблюдает предписания ислама и является истинно верующим, и вот его одолевают люди несправедливые, нечестивые и преступающие установленные Всевышним ограничения. Нет божества, кроме Аллаха! Скольких невежественных поклоняющихся, набожных, но слепых сердцем, считающих себя обладателями знания, но на самом деле не знющих религию по-настоящему, испортило это обольщение!

Известно, что, даже веруя в мир вечный, раб Аллаха стремится в этом мире к тому, без чего ему не обойтись, будь то получение пользы или избавление от вреда посредством того, что он считает желательным, обязательным или дозволенным. И если он считает, что истинная религия, следование верному руководству, неуклонное исповедание единобожия и следование Сунне противоречит этому и предполагает враждебное отношение ко всем обитателям земли, и он сознательно подвергает себя таким испытаниям, которых ему не перенести, и упускает необходимые ему мирские блага, то следствием становится отсутствие у него желания стремиться к совершенству в исповедании религии и посвящении себя Аллаху и Его Посланнику. В результате сердце его отклоняется от положения опередивших приближённых и даже от положения умеренных обладателей правой стороны. Более того, он может присоединиться к притеснителям и даже к лицемерам, пусть даже речь идёт не об основе религии, а о многих её ответвлениях и о деяниях.

Как сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Спешите с деяниями, пока не пришли искушения, подобные чёрным тучам: будет человек встречать утро верующим, а уже к вечеру становиться неверующим, и будет человек встречать вечер верующим, а уже к утру становиться неверующим» [Муслим, 118].

Дело в том, что если человек убеждён, что невозможно исповедовать религию совершенным образом, не сломав при этом свою мирскую жизнь посредством причинения себе невыносимого вреда и упущения необходимой пользы, то он в любом случае не сможет вынести этот вред и обойтись без этой пользы. Пречист Аллах! Насколько сильно отвратила эта смута многих и даже большинство людей от истинного, правильного исповедания религии! В основе этой смуты лежат два великих невежества. Это незнание сути религии и незнание сути блаженства, которое является пределом желаний души и совершенством для неё, и которое приносит ей радость и наслаждение. Следствием этих двух невежеств становится то, что человек не исповедует религию по-настоящему и отказывается от стремления к этому истинному блаженству.

Известно, что совершенство раба Аллаха заключается в знании им того блаженства, обрести которое он стремится, и деяний, которые способствуют его обретению, а также в том, чтобы при этом решительно стремиться эти деяния совершать и искренне любить это блаженство. Знание требуемого и путей, ведущих к нему, не даст результата, если не будет сопровождаться действиями. И решительное намерение не даст результата, если не будет сопровождаться терпением.

Таким образом, счастье раба Аллаха, совершенство его блаженства и наслаждения зависят от этих пяти вещей. Это знание об искомом блаженстве и любовь к нему, знание пути, ведущего к нему, совершение соответствующих действий и проявление терпения при этом. Всевышний Аллах сказал: «Клянусь временем, что человек несёт убытки, кроме тех, которые уверовали, совершали благие деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (сура 103 «Время», аяты 1—3).

Таким образом основой для этих двух столпов, на которых зиждется упомянутая смута, является невежество в отношении велений Аллаха и Его религии, а также Его благих обещаний и угроз. Поистине, когда раб Аллаха убеждён, что он исповедует религию истины должным образом, то это подразумевает, что, согласно его убеждениям, он исполняет веления Аллаха внешне и внутренне и соблюдает Его запреты внешне и внутренне должным образом. Это проявление его невежества в отношении религии истины и незнания своих обязанностей перед Аллахом и того, что требуется от него. Таким образом, он не знает о своих обязанностях перед Аллахом и не знает также, как, в какой мере и насколько правильно он на самом деле исповедует религию. И когда человек считает, что Всевышний Аллах не помогает приверженцу истины в этом мире и в мире вечном и что в этом мире итогом может стать победа неверующих и лицемеров над верующими, и несправедливых нечестивцев — над благочестивыми и богобоязненными, то это происходит от его невежества в отношении благих обещаний Всевышнего и Его угроз.

Если говорить о первой [из пяти вещей, на которых основана эта смута], то раб Аллаха часто оставляет обязанности, о которых не знает и ему неизвестно об их обязательности, то есть у него есть упущения в знании, и он часто оставляет их и после того, как узнает о них и их обязательности, — либо из лени и пренебрежения, либо в силу какого-нибудь ложного истолкования, либо слепо следуя чьему-то примеру, либо потому что он считает, что занят чем-то более обязательным, либо по иным причинам.

Обязанности сердец важнее обязанностей тел и они более обязательны. Но по мнению многих людей они как будто вообще не относятся к религиозным обязанностям, а причисляются к категории достойных и желательных действий.

Ты видишь, как человек с подобными убеждениями чувствует себя не вправе оставить исполнение какой-нибудь телесной обязанности, но при этом он оставляет намного более важные сердечные обязанности. И он боится нарушить даже самый незначительный запрет и при этом нарушает множество намного более серьёзных запретов, касающихся сердца, нарушение которых — гораздо более тяжкий грех.

Более того, как часто встречаются те, кто поклоняется Аллаху посредством оставления того, что Он как раз вменил им в обязанность, и отказывается от побуждения к одобряемому и удержания от порицаемого, имея все возможности для этого. И они утверждают при этом, что таким образом они приближаются к Всевышнему Аллаху, сосредоточены на Господе и оставляют то, что их не касается. Такие относятся к числу наиболее ненавистных для Всевышнего Аллаха творений. И это при том, что такой человек полагает, что он истинно верующий и соблюдает предписания ислама должным образом, и что он относится к числу особо приближённых к Аллаху и принадлежит к партии Аллаха. И даже более того: как часто Аллаху поклоняются посредством того, что Он запретил. Поступающий так полагает при этом, что это покорность Аллаху и приближение к Нему, и положение его хуже положения того, кто считает данные действия ослушанием и грехом, как, например, люди, чрезмерно увлечённые слушанием стихов. Им кажется, что они приближаются к Аллаху, а на самом деле они приближаются к шайтану.

Как часто человек убеждён, что он притесняемый приверженец истины, но на самом деле это не так: у него есть что-то от истины, но есть и что-то от ложного и несправедливости, а у его врага есть что-то от истины и справедливости. Любовь к чему-то, увы, делает своего обладателя слепым и глухим. А человеку свойственно любить себя и видеть в себе только хорошее, и ненавидеть противника своего и видеть в нём только скверное. Более того, бывает, что человек любит себя так сильно, что собственные недостатки начинают казаться ему достоинствами.

Как сказал Всевышний:

«Разве тот, кому его злодеяние представлено прекрасным и кто считает его благом...» (сура 35 «Творец», аят 8).

И при этом он столь сильно ненавидит своего противника, что его достоинства начинают казаться ему недостатками. Как говорится:

Наши рекомендации