ИСПЫТАНИЯ — ПУТЬ К ВЫСОЧАЙШЕМУ ПОЛОЖЕНИЮ
Если ты задумаешься о мудрости Всевышнего, которая проявилась в тех испытаниях, которым Он подвергает Своих рабов, включая наилучших из них, ведя их к величайшим целям и прекраснейшему завершению, которых не достичь кроме как посредством испытаний... Испытания — своеобразный мост, и попасть в Рай можно, только пройдя по нему. Эти испытания были их путём и почётом для них. Внешне это выглядит как испытания, однако по сути своей это милость, благо и дар. Сколько у Аллаха величайших благ и даров, которые приходят к Его творениям через испытания! Задумайся о положении нашего праотца Ибрахима (мир ему), предводителя исповедующих единобожие и пророков, халиля Господа миров. Посмотри же, какие плоды принесли постигшие его испытания, а также его терпение и готовность пожертвовать собой ради Аллаха. Посмотри, к чему привела его готовность пожертвовать жизнью и отстаивать свою религию — к тому, что Аллах избрал Его Своим халилем и велел Своему Посланнику и халилю Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) следовать его религии. Обрати внимание только на одно проявление почёта, который оказал ему Всевышний, когда испытал его велением принести в жертву сына: Он воздал ему за готовность пожертвовать сыном во исполнение веления Аллаха тем, что сделал потомство его благодатным и многочисленным, так что потомки пророка Ибрахима (мир ему) заполнили равнины и горы. Никто не способен превзойти Аллаха великодушием и щедростью, ибо Он — Наищедрейший. И кто отказался от чего-то ради Него или сделал что-то ради Него, тому Аллах дарует во много раз больше того, от чего он отказался или того, что он совершил ради Него. Воздаяние Его будет во много раз превышать деяние раба. Когда Он повелел Ибрахиму ( мир ему) принести в жертву сына и тот поспешил приступить к исполнению этого веления и сын покорился, восприняв это с довольством и смирением, Аллаху было известно об их правдивости и верности, и Он послал в качестве искупительной жертвы огромного барана и даровал им то, что даровал, из милости Своей. И среди Его даров было и то, что Он сделал благодатным их потомство, так что потомки их наполнили землю. Под отпрыском в данном случае понимается потомство и многочисленность его. Поэтому Ибрахим (мир ему) сказал: «Господи, одари меня потомством из числа праведников!» (сура 37 «Стоящие в ряд», аят 100).
«Господи! Включи меня и часть моего потомства в число тех, кто совершает молитву» (сура 14 «Ибрахим», аят 40).
Больше всего Ибрахим боялся, что, когда он принесёт в жертву сына, некому будет продолжить род его и у него не будет потомства. А когда он готов был принести в жертву сына и сын покорился, Аллах приумножил потомство Ибрахима (мир ему) и сделал его благодатным. Оно сделалось столь многочисленным, что наполнило собою землю. И Он даровал пророчество и писание именно его потомству и сделал Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) одним из его потомков. Рассказывают, что как-то пророк Дауд (мир ему) пожелал узнать численность израильтян и велел собрать их всех. Он послал ответственных старейшин и предводителей, поручив им пересчитать их. Прошло немало времени, а им так и не удалось сделать это. Тогда Аллах внушил Дауду: мол, тебе ведь известно, что Я обещал твоему предку Ибрахиму, когда повелел ему принести в жертву сына и он поспешил приступить к исполнению этого веления, что Я сделаю его потомство столь многочисленным, что потомков у него будет как звёзд на небе, и Я сделаю так, что их будет не счесть. А ты захотел счесть то, чему Я судил остаться несочтённым. Из его же потомства Он вывел две великие общины, численность которых известна лишь Тому, Кто сотворил их и дарует им удел. Это потомки Исраиля и потомки Исмаиля. В дополнение к этому Всевышний Аллах почтил Ибрахима ещё и тем, что возвысил поминание его и сделал так, чтобы благая молва о нём шла по всем общинам, а также в небесах среди ангелов. Это некоторые плоды его деяний, и да пропадёт тот, кто знает это и поступает иначе. Сколь неудачлив он в своей деятельности и как велико его горе!
Задумайся и о положении Мусы (мир ему), с которым говорил Аллах, и о результатах постигших его испытаний, которые начались для него с самого рождения и продолжались до самой его кончины. Аллах говорил с ним напрямую и написал для него Тору Рукой Своей и возвысил его на самое высокое из небес и простил ему то, что не было бы прощено другим: он бросил скрижали на землю так, что они разбились, и схватил за бороду пророка Аллаха Харуна и потянул его к себе. И он дал пощёчину ангелу смерти и выбил ему глаз. И он вступил в пререкания с Господом своим относительно Посланника Аллаха Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) в ночь его вознесения на небеса. Несмотря на всё это, Господь всегда любил его и все эти действия не принизили его положение пред Ним. Он почитаем у Аллаха и входит в число Его приближённых. Но этого не было бы, если бы не великие трудности и серьёзнейшие испытания, которые он терпеливо перенёс ради Аллаха, включая испытания, связанные с фараоном и его людьми, и испытания, связанные с израильтянами, которые обижали его, но он всё стерпел ради Аллаха. Задумайся о положении пророка ‘Исы (мир ему) и о том, что он претерпел от своих соплеменников ради Аллаха — в конце концов Аллах вознёс его к Себе, и очистил его от неверующих, и отомстил его врагам, и разметал их по земле, отобрав у них царство и сломив их гордость до скончания времён. И если ты посмотришь на положение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и то, как он вёл себя со своими соплеменниками и терпел ради Аллаха, то ты увидишь, что ему пришлось претерпеть то, чего не выпадало на долю другого пророка. Сколько всего сменялось для него на протяжении его жизни: благополучие и страх, богатство и бедность, безопасность и жизнь на родине и покидание её ради Аллаха, убийство дорогих и близких ему людей на его глазах, обиды, которые наносили ему неверующие, будь то слова действия, колдовство, ложь или клевета.
Несмотря на все это, он терпеливо исполнял веления Аллаха, призывая к Его религии, и ни один пророк не претерпел столько, сколько претерпел он, и никто не перенёс ради Аллаха столько, сколько перенёс он. И ни одному пророку не было даровано то, что было даровано ему, и Аллах возвысил его поминание и упомянул имя его вместе с именем Своим, и Он сделал его господином всех людей и самым близким к Нему из творений, занимающим самое высокое положение при Нём, и главным заступником пред Ним. Эти испытания были почётом для него. Посредством этих испытаний Аллах добавил ему почёта и милости и привёл его через них к высочайшему положению. Так же будет и с его наследниками, начиная с самых лучших. У каждого из них будет своя доля испытаний, посредством которой Всевышний Аллах приведёт его к соответствующей степени совершенства. А у кого нет такой доли, то его доля мирского — это доля того, кто был сотворён для неё и для кого она была сотворена, и его доля — исключительно мирская. Он ест в этом мире досыта и наслаждается в нём до тех пор, пока не постигнет его написанное ему на роду.
Приближённые Аллаха подвергаются испытаниям, а он нежится себе и ведёт роскошную жизнь. Они живут в страхе, а он пребывает в безопасности. Они опечалены, а он радуется в окружении семьи своей. Они в одном положении, а он — совсем в другом. Его заботит лишь то, как ему сохранить своё влияние и сберечь своё богатство и как сделать так, чтобы к слову его прислушивались. Ради этого он привержен тому, чему привержен, довольствуется одним и питает отвращение к другому. А их заботит лишь утверждение религии Аллаха, возвышение слова Его, поддержка приближённых Его и чтобы вёлся призыв к Нему одному, дабы Он был единственным объектом поклонения, и люди не подчинялись беспрекословно никому, кроме Его посланника. Всевышний Аллах вложил столько глубочайшего смысла в те испытания, которым Он подвергает Своих пророков, посланников и верующих рабов, что умы творений не способны постичь его полностью. Разве тот, кто достиг достойнейшего положения и пришёл к благому концу, сделал это, не пройдя по мосту испытаний?..