А может статься, что этот человек окажется сильнее шайтана, однако это противостояние с ним задержит его так, что он уже не попадёт в первый ряд и его коллективная молитва уже не будет совершенной.

Если он обратит внимание на этого шайтана, тот ещё больше привлечёт его внимание и, возможно, это ослабит его решимость, а если он обладает знанием, то ускорит шаг свой так, чтобы возместить потерянное время или даже больше.

Если же он отвернётся от него и продолжит своё занятие, страшась пропустить молитву или потерять время, враг не сможет добиться от него желаемого.

Пример второй: газель бегает быстрее собаки, однако чувствуя, что собака бежит позади, газель поворачивается, замедляя при этом бег, и собака настигает её и хватает.

Целью упоминания этих спутников является избавление человека от чувства одиночества и побуждение его следовать этим путём и дальше, дабы в конце концов присоединиться к ним.

Это один из полезных выводов, которые можно сделать из ду'а-кунут: «О Аллах, веди нас прямым путём вместе с теми, кого Ты ведёшь...» То есть введи меня в их число и сделай нас спутниками друг для друга.

Ещё один полезный вывод, который можно сделать из этого ду'а: приближение к Нему посредством Его милостей и благодеяния Его по отношению к тем, кого Он облагодетельствовал Своим руководством: мол, Ты облагодетельствовал руководством Своим тех, кого Ты повёл прямым путём, и это было милостью от Тебя. Даруй же мне долю из этой милости и сделай меня одним из этих облагодетельствованных! Эго приближение к Аллаху посредством Его благодеяния.

Третий полезный вывод: это как просящий говорит щедрому: подай и мне среди тех, кому ты подал, и научи меня вместе с теми, кого ты научил, и сделай мне дооро, как и тем, на кого распространил ты своё благодеяние.

См. Мадаридж ас-саликин

ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ГРЕХИ МУСУЛЬМАН ДОВОДОМ ДЛЯ НЕВЕРУЮЩИХ?

Некий человек спросил: «Мы видим в вашей религии, что большинство мерзостей творится в среде наиболее знающих и глубоко понимающих религию прелюбодеяние, мужеложство, вероломство, зависть и скупость, обман и трусость, высокомерие и надменность, недостаток благочестия и твёрдой убеждённости, милосердия, мужества и пыла, а также малодушие, алчность к мирским благам, лень в отношении благих деяний... И эта ситуация указывает на ложность [ваших] слов».

Ответить можно следующим образом.

Во-первых, каким образом ослушание общин и последователей благородных посланников бросает тень на них самих? И разве это каким-то образом ставит под сомнение их пророческую миссию или меняет что-то в их послании? И разве кто-то, кроме посланников и пророков (мир им и благословение Аллаха), избежал разного рода грехов?

И разве можно отвергать их послания и обвинять их во лжи из-за того, что некоторые из их последователей ослушивались их? Разве это не будет отвратительным проявлением упрямства и фанатизма?

Такого человека можно сравнить с больным, которого искренний лекарь призвал к тому, благодаря чему он может исцелиться наилучшим образом, а он говорит: «Если бы ты был лекарем, то такой-то и такой-то не были бы больными». Неужели посланники обязаны исцелить всех больных, так чтобы на свете не осталось ни одного больного? Неужели хоть кто-то доходил до подобного упрямства и фанатизма в своём отношении к посланникам?

Во-вторых, грехи и ослушание встречаются во всех общинах, и так всегда было во всех категориях людей, будь то учёные или невежды, равнодушные к мирским благам или слова: «‘Узайр — сын Аллаха» (сура 9 «Покаяние», аят 30) И их слова: «Мы — дети Аллаха и любимцы Его» (сура 5 «Трапеза», аят 18).

И эти грехи не перевесят их слова: мол, Господь так плакал из-за потопа, что у Него заболели глаза и ангелы навещали Его. И их слова: мол, Господь кусал пальцы, раскаиваясь в этом. А также их слова: мол, Господь пожалел о том, что сотворил человечество, и Ему стало тяжко от этого, когда Он увидел их ослушание и несправедливость.

См. Хидай-ат аль-хайара

ПОЛЬЗА ГОСПОДА И ПОЛЬЗА ТВОРЕНИЙ

Ни одно творение не желает в первую очередь принести пользу тебе, но оно желает получить пользу от тебя. И тебе может нанести это вред, если любящий тебя не придерживается умеренности и справедливости, и обращаться к такому человеку — значит принести себе больше вреда, чем пользы.

Что же касается Всевышнего Господа, то Он обращается к тебе и любит тебя только ради тебя самого, и чтобы изначально ты получал пользу, а не для того, чтобы Он получил пользу от тебя. Он не получает никакой пользы от тебя, и обращаясь к Нему, ты приносишь пользу исключительно себе, и это не причиняет тебе никакого вреда.

Хорошо подумай об этом и учитывай это. Помня об этом, ты уже не будешь связывать надежды с творением или просить у него того, что принесёт тебе пользу, ибо творение ни за что не станет желать, чтобы в первую очередь ты получил от него пользу, — напротив, оно само желает получить пользу через тебя, рано или поздно.

Оно заботится о себе, а не о тебе, и желает получить пользу от тебя, а не принести пользу тебе. Задумайся же об этом, ибо это принесет тебе огромную пользу, отдохновение и заставит тебя отчаяться в отношении творений и закрыть для себя дверь подчинённости ('убудиййа) им и открыть для себя дверь подчинённости одному лишь Аллаху.

Как велика доля того, кто осознает это и будет учитывать!

Однако это не должно побудить тебя чуждаться людей, и быть чёрствым по отношению к ним, и отказаться от благодеяния по отношению к ним, и перестать терпеливо сносить наносимые ими обиды. Нет, делай им добро ради Аллаха, а не потому, что надеешься получить от них что-то. И подобно тому, как ты не боишься их, не связывай с ними и надежды свои.

Разъяснить это можно следующим образом. Большинство людей стремятся удовлетворить свои потребности за счёт тебя, даже если это причинит тебе вред, поскольку обладатель потребности заботится лишь о её удовлетворении, и его не волнует, что ты можешь пострадать из-за этого. Для большинства главное — что их потребность удовлетворена. Даже если этим они погубят твою земную жизнь или твою жизнь вечную — их это не волнует. Разумный человек, поразмышляв об этом, понимает, что на самом деле это вражда в образе дружбы, и что нет для человека благоразумного ничего хуже этой вражды.

Они хотят превратить тебя в подобие кузнечного меха, который надувается и сдувается ради того, чтобы приносить им пользу. Более того, если бы им было дозволено съесть тебя, они зарезали бы тебя, как режут овцу. Сколько раз они зарезают тебя без ножа ради своих потребностей, и сколько раз они превращают тебя в мост, посредством которого они могут добраться до желаемого, а ты ничего не чувствуешь. И сколько раз продаёшь ты свою жизнь вечную ради их мирских благ, сам того не зная или даже зная. И сколько раз продаёшь ты свою долю от Аллаха за их доли от тебя и остаёшься с пустыми руками.

Сколько благ мира этого и мира вечного они заставляют тебя упустить, отрезая тебя от них и отделяя. Они отрезают тебе дорогу к твоей изначальной обители, в которую ты призван. И при этом они говорят: мол, мы — твои любимые и слуги твои, мы сторонники и помощники твои, заботящиеся об интересах твоих.

Клянусь Аллахом, они лгут! На самом деле они враги в образе друзей, и враждующие с тобой в образе настроенных мирно, и разбойники в образе помощников. Проси же, проси же защиты у Аллаха, Который помогает и не просит о помощи:

«О те, которые уверовали! Поистине, среди ваших жён и ваших детей есть недруги вам. Остерегайтесь их» (сура 64 «Взаимный обман», аят 14).

«О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. Ведь те, которые поступают таким образом, окажутся потерпевшими убыток»73 (сура 63 «Лицемеры», аят 9).

Будет счастлив и получит прибыль тот, кто обращался к Аллаху вместо них и не обращался к ним вместо Аллаха, боялся Аллаха в своем отношении к ним и не боялся их в том, что касается Аллаха, стремился к довольству Аллаха за счёт недовольства их и не стремился к их довольству за счёт недовольства Его. [Будет счастлив и останется в выигрыше] и тот, кто помнил о том, что Аллах видит и слышит его везде и всегда, в своих отношениях с людьми, но не обращал внимания на то, что они видят и слышат его, когда речь шла об Аллахе, и предпочитал Аллаха им и не предпочитал их Аллаху, и умертвил страх, надежду и любовь к ним в сердце своём, оживив при этом любовь к Аллаху, страх перед Ним и надежду на Него.

Это будет записано как довод против них, и его отношение к ним станет для него чистой прибылью, при условии, что он станет терпеливо переносить наносимые ими обиды и сделает это для себя доходом, а не упущением, прибылью, а не убытком.

Разъяснить это можно следующим образом. Никто из творений не способен отвести от тебя вред, кроме как с позволения Аллаха, по воле Его, в соответствии с предопределением Его и осуществлением Им этого предопределения. На самом деле никто не приносит благо и не отводит вред, кроме Него:

«Если Аллах коснётся тебя вредом, то никто, кроме Него, не избавит тебя от него. Если Он пожелает одарить тебя добром, то никто не отвратит Его милости. Он одаряет ею того из Своих рабов, кого пожелает» (сура 10 «Юнус», аят 107).

А Пророк да благословит Его Аллах и приветсвует сказал 'Абдуллаху ибн ‘Аббасу (да будет доволен Аллах им и его отцом): «И знай, что, если все творения соберутся вместе, чтобы принести тебе пользу, они не принесут тебе никакой пользы, кроме той, которую Аллах предопределил тебе, и если они соберутся для того, чтобы навредить тебе, то они не причинят тебе ни какого вреда, кроме того, который предопределил тебе Аллах» [Тирмизи].

Наши рекомендации