А потом мало-помалу ислам снова начал исчезать и становиться чуждым, и в конце концов снова сделался столь же чуждым, как и в самом начале.
Более того, истинный ислам, который исповедовали Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижники, сегодня ещё более чужд, чем в самом начале своего появления, несмотря на то, что его приметы и ритуалы продолжают существовать и они известны. Истинный ислам весьма и весьма чужд, и исповедующие его весьма чужды среди людей. Да и как может эта единственная небольшая группа не быть чуждой среди 72 групп с множеством последователей, обладающих властью, представители которых занимают важные посты и всё их существование зиждется на противоречии тому, что принёс Посланник (да благословит его Аллах и приветствует)? Ведь то, что он принёс, противоположно их страстям, и наслаждениям, и ложным утверждениям, и нововведениям, которым они привержены и которые и есть их достоинства и деяния, и влечениям, которые являют собой предел их стремлений и желаний. Как же верующему, идущему к Аллаху путём следования Сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не быть чуждым среди тех, кто следует своим страстям, подчиняется скупости своей и при этом каждый из них считает своё мнение наилучшим? Как сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Побуждайте к одобряемому и удерживайте от порицаемого. А когда увидите, что люди повинуются скупости, следуют своим страстям и предпочитают этот мир миру вечному и что каждый человек считает своё мнение самым правильным, и увидите нечто такое, с чем ничего не сможете поделать, — тогда уже заботьтесь о себе и не обращайте внимания на остальных, ибо ждут вас дни терпения. В эти дни терпение будет подобно сжиманию в руке раскалённого угля» [Тирмизи; АбуДауд].
Поэтому искреннему мусульманину, который будет жить в те времена, обещана награда пятидесяти человек из числа сподвижников. Абу Са'лябу аль-Хушани сказал: «Я спрашивал Посланника Аллаха об аяте: “О те, которые уверовали! Позаботьтесь о себе. Если вы последовали прямым путём, то вам не причинит вреда тот, кто впал в заблуждение”, и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Побуждайте к одобряемому и удерживайте от порицаемого. А когда увидите, что люди повинуются скупости, следуют своим страстям и предпочитают этот мир миру вечному и что каждый человек довольствуется своим мнением и считает его правильным, тогда уже заботьтесь о себе и не обращайте внимания на остальных, ибо ждут вас дни терпения. В эти дни терпение будет подобно сжиманию в руке раскалённого угля, и того, кто будет совершать благие дела в эти дни, ожидает награда пятидесяти человек, совершающих такие же дела”. Люди спросили: “О Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), награда пятидесяти из них?” Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: “Награда пятидесяти из вас”» [Абу Дауд, 4341].
Эта великая награда обещана такому человеку как раз из-за его чуждости среди людей и неуклонного следования Сунне в плотном мраке страстей и мнений. Если верующий, которого Аллах наделил глубоким пониманием религии, Сунны Его Посланника и Его Книги и показал ему страсти, нововведения и заблуждения, которым следуют люди, уклонившись от прямого пути, которому следовали Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижники, — если этот верующий желает следовать этим путём, то он должен быть готов к тому, что невежды и приверженцы нововведений станут очернять его, насмехаться над ним, отвращать от него людей и предостерегать их от него. Точно так же поступали их неверующие предшественники с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), который следовал этим путём. Когда он призывает их к этому и начинает критиковать то, чего они придерживаются, они вскидываются, и ополчаются против него, и начинают расставлять ловушки для него, и налетают на него с конницей и пехотой своего предводителя.
Он чужд в том, что касается религии его, потому что их религии подверглись искажению. И он чужд в своём следовании Сунне, потому что они придерживаются нововведений. И он чужд в своих убеждениях, потому что их убеждения несостоятельны. И он чужд в молитве своей, потому что их молитва никуда не годится. И он чужд в пути, которым следует, поскольку их пути несостоятельны. И он чужд в приверженности своей, потому что они привержены противоположному. И он чужд в своих отношениях с ними, потому что он взаимодействует с ними не так, как желают они сами. Одним словом, он чужд в том, что связано с миром этим, и в том, то связано с миром вечным, и не находит среди абсолютного большинства людей помощника. Он — обладающий знанием среди невежд, приверженец Сунны среди приверженцев нововведений, призывающий к Аллаху и Его Посланнику среди призывающих к страстям и нововведениям, побуждающий к одобряемому и удерживающий от порицаемого среди людей, которые считают порицаемое одобряемым, а одобряемое — порицаемым. Второй вид чуждости — чуждость порицаемая. Это чуждость приверженцев ложного и нечестивцев среди приверженцев истины, чуждость среди представителей партии Аллаха, которые являются преуспевшими. Они являются чуждыми, несмотря на многочисленность сторонников и последователей, и они одиноки, несмотря на множество тех, кто рядом с ними. Они известны среди обитателей земли и неизвестны среди обитателей небес. Третий вид чуждости — общая. Она не является ни похвальной, ни порицаемой. Это пребывание вдали от родины. Поистине, все люди — чужестранцы в этом мире, поскольку это не постоянная их обитель и это не та обитель, для которой они были созданы. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ‘ Абдуллаху ибн ‘Умару (да будет доволен Аллах им и его отцом): «Будь в этом мире словно чужестранец или просто проходящий мимо» (Бухари, 6416). Всё так и есть, и человеку велено читать это сердцем своим и знать это наверняка. Да и как не быть рабу Аллаха чуждым в этом мире, ведь он находится в пути, и снять поклажу со своей верблюдицы ему предстоит, только когда он окажется среди обитателей могил. Он путник, даже когда он сидит.
См. [Мадаридж ас-саликин]
ОДИНОЧЕСТВО
Поскольку стремящийся следовать прямым путём стремится к тому, к чему большинство людей питает отвращение, и избирает для себя дорогу, на которой у него будет очень мало спутников, а люди устроены так, что им неприятно одиночество и они привыкли желать, чтобы кто-нибудь был рядом, Всевышний Аллах упомянул о спутниках на этом пути:
«пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники!» (сура 4 «Женщины», аят 69).
Он соединил путь со спутниками, которые следуют этим путём и которые облагодетельствованы Аллахом, дабы у ищущего руководство и стремящегося следовать прямым путём не возникало чувство одиночества и отделённости от других людей — своих современников, — и дабы он знал, что его спутники на этой дороге — облагодетельствованные Аллахом, и на него не оказывало никакого воздействия противостояние тех, кто не желает следовать этим путём: ведь эти противоречащие не имеют веса, хотя численность их велика.
Как сказал один из наших праведных предшественников: «Следуй путём истины, и пусть не пугает тебя малочисленность следующих этим путём. И остерегайся следовать путём ложного, и пусть не обольщает тебя множество пропащих».
И всякий раз, когда почувствуешь себя одиноким, вспомни об упомянутых выше спутниках и прилагай усилия, чтобы присоединиться к ним, и не смотри на остальных, ибо, поистине, они ничем не помогут тебе пред Аллахом. И если они обратятся к тебе во время твоего следования этим путём, то не оборачивайся на них, потому что, если ты обратишь на них внимание, то они схватят тебя и помешают тебе продолжать путь.
Следующие два примера были приведены для того, чтобы ты принял их к сведению и помнил о них.
Первый пример: человек, который вышел из дома, чтобы совершить молитву, не имея иных целей, и по дороге встретился ему шайтан из числа людей и сказал ему нечто неприятное. И он остановился и ответил ему, и они сцепились. И шайтан из числа людей может оказаться сильнее, одолеть его и помешать ему пойти в мечеть, так что он пропустит молитву.