Во-первых, он отказывается от своего ложного и возвращается к истине. Во-вторых, его зло и враждебность будут пресечены, и людям станет ясно, что то, чего он придерживается, ложно.
Всё это недостижимо, кроме как посредством наилучших доводов из Корана и того, как Коран ведёт дискуссии с представителями разных течений. Этого вполне достаточно для достижения цели для того, кто задумается и будет размышлять об этом и кому даровано понимание Корана и содержащихся в нём доводов. Это высочайшая степень доводов, и это путь, отличный от пути мутакаллимов и приверженцев диалектики и рационализма. Это самая доступная дорога, самая ясная, с самыми сильными доводами и наиболее далёкая от всяких ложных и сомнительных утверждений.
См. [Саваик мурсаля]
УСПЕШНЫЙ ПРИЗЫВАЮЩИЙ
Знающий не велит людям отказываться от мира этого, ибо поистине, они не в состоянии отказаться от мирского. Вместо этого он требует от них отказаться от грехов, пользуясь при этом мирскими благами, потому что оставление мирского — достоинство, а оставление грехов — обязанность. Так как же можно требовать того, что является достоинством, от того, кто не исполняет даже обязательное?
Если им трудно отказаться от грехов, усердствуй, стараясь помочь им полюбить Аллаха, упоминая о Его милостях, благах, даруемых Им, Его благодеянии и Его совершенных качествах и величественных описаниях, ибо поистине, сердца изначально предрасположены к любви к Нему, и если они привяжутся к этой любви, то им будет нетрудно отказаться от грехов и прекратить упорствовать в их совершении.
Яхья ибн My'аз сказал: «Приобретение разумным мирских благ лучше отказа невежественного от этих благ».
Знающий призывает людей к Аллаху, не мешая им пребывать в этом мире, и им легко внять его призыву, тогда как аскет призывает людей к Аллаху через отказ от мира этого, и им трудно внять его призыву. Отлучение от груди того, кто не представляет свою жизнь без нее, трудно. Однако из кормилиц нужно выбирать самую чистую и самую лучшую, потому что молоко оказывает влияние на природу вскармливаемого. Ребёнок, вскормленный глупой женщиной, становится глупым. А самое полезное вскармливание — обусловленное голодом. И если ты уже в состоянии перенести страдания, причиняемые отлучением от груди, то пройди через это, а в противном случае пей понемногу, ибо поистине, переедание способно погубить.
См. (Фаваид)
УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ НАСТАВЛЕНИЕ ПРИНОСИТ ПОЛЬЗУ
Аль-Харави (да помилует его Аллах) сказал: «Поистине, наставление приносит пользу при трёх условиях: острой потребности в нём, умении закрывать глаза на недостатки увещевающего и поминании благих обещаний Аллаха и Его угроз».
Потребность в наставлении, которое представляет собой прельщение и устрашение, остра тогда, когда человек мало обращается к Аллаху и мало поминает Его. А если человек много обращается к Аллаху и много поминает Его, то его потребность в напоминании, прельщении и устрашении невелика. Однако при этом велика его потребность в знании Его велений и запретов.
Под наставлением понимаются две вещи: веления и запреты, сопряжённые с прельщением и устрашением, и собственно прельщение и устрашение. Обращающийся к Аллаху и постоянно помнящий о Нём остро нуждается в велениях и запретах. А отвернувшийся от Аллаха и не поминающий Его остро нуждается в прельщении и устрашении. А возражающий и высокомерно [отвергающий истину] остро нуждается в [том, кто бы вёл с ним] спор.
Таким образом, упомянутые в аяте три метода относятся соответственно к представителям этих трёх категорий:
«Призывай на путь Господа с мудростью и благим увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом»
(сура 16 «Пчёлы», аят 125).
Помянута просто мудрость, без определений, и о ней не сказано, что она благая, поскольку вся мудрость благая и это её неотъемлемое свойство.
Об увещевании сказано, что подразумевается именно благое увещевание, поскольку не всякое увещевание благое.
Также и спор: его можно вести наилучшим образом, а можно иначе, всё зависит от положения ведущего спор. Он может быть грубым или мягким, вспыльчивым или деликатным. Поэтому было предписано вести спор наилучшим образом.
Возможно также, что речь идёт о том, посредством чего ведут спор, то есть доводов и доказательств, иначе говоря, слов, которые являют собой нечто наипрекраснейшее и наияснейшее, лучше всего передающее смысл.
Допустимы оба толкования.
Что же касается толкования, упомянутого некоторыми поздними учёными, то, согласно ему, это указание на виды аналогий: мол, мудрость — это метод доводов, благое увещевание — метод, представляющий собой применение ораторского искусства, а спор наилучшим образом — это метод дискуссии.