Радость и сияние лика того, кто услышал, усвоил и передал другим

Пророк ﷺ обратился к Аллаху с мольбой за того, кто услышал его слова, усвоил их и передал другим, прося для такого человека благословения, дабы Всевышний даровал ему радость и сделал его лик прекрасным и светлым.

Так, Пророк ﷺ сказал: «Да облагодетельствует Аллах человека (сделав благим его облик, внешний и внутренний), который услышал мои слова и усвоил их, а потом передал их другим в точности, ибо бывает, что носитель знания передает его тому, кто понимает больше, чем он. Три вещи не оставляют злобы и скверны в сердце верующего. Это искреннее посвящение деяний Аллаху, чистосердечные советы правителям мусульман и пребывание с общиной, ибо, поистине, призыв их окружает их». (ат-Тирмизи, 2657; Ибн Маджа, 232; Абу Дауд, 3660).

Таковы степени знания.

Первая и вторая: внимание и усвоение. Когда человек слышит, он воспринимает услышанное сердцем своим, то есть усваивает его, и оно утверждается в его сердце подобно тому, как нечто, положенное в сосуд, остается там и не покидает его. Разум человека подобен путам, которые надевают на верблюдов и других верховых животных, чтобы они не убежали и не потерялись. Поэтому усвоение и восприятие – нечто большее, чем просто осознание известного.

Степень третья: повторение и заучивание, дабы не забыть то, что узнал, потому что иначе это знание уйдет.

Степень четвертая: донесение и распространение знания внутри общины, дабы знание это приносило плоды и дабы исполнилось его предназначение. Здесь уместно сравнение с зарытым кладом, который лежит в земле, ни на что не расходуется и может просто пропасть. Так же и знание: если из него не расходовать и не обучать ему других, то оно может пропасть. Если же его расходуют, то оно увеличивается и умножается.

На того, кто прошел все эти четыре степени, распространяется мольба Пророка ﷺ о даровании человеку красоты внешней и внутренней. «Надра», упоминаемая в хадисе, - это радость и благообразие, которое придается лику как следствие веры и внутренней радости – радости сердца и наслаждение его этой верой. И эта радость и благо проявляются на лице человека. Поэтому Всевышний Аллах объединил для таких людей радость и сияние.

Как сказал Всевышний: «Аллах защитит их от зла того дня и одарит из сиянием и радостью» (76:11).

Сияние даруется ликам, а радость будет в их словах. Блаженство и радость сердца проявляется в сиянии лика. Как сказал Всевышний:

«На их лицах ты увидишь сияние благоденствия» (83:24).

Подразумевается, что это сияние лика, присущее тем, кто услышал Сунну Посланника Аллаха ﷺ, усвоил ее, заучил и передал, является следствием сладость, блаженства и радости, заключенных внутри человеческого сердца.

Слова: «и бывает, что носитель знания передает его тому, кто понимает больше, чем он», - указание на пользу донесения до людей знания. Поистине, бывает, что тот, кому передают знание, понимает его лучше передающего и видит в переданных словах то, чего не видит передавший их.

Эти слова могут означать и следующее: бывает, что тот, кому передают, знает больше передающего, и, услышав сказанное, он понимает его наилучшим образом и извлекает из него заключенный в нем смысл и нормы Шариата.

Слова: «Три вещи не оставляют злобы и скверны в сердце верующего», - означают, что благодаря этим трем вещам в сердце верующего не остается зла, нечестности, нечестия и скверны, потому что они обращают побуждения и устремления сердца к довольству Господа, так что в нем не остается места для злобы и нечестности. Как сказал Всевышний:

«Так Мы отвратили от него зло и мерзость. Поистине, он был из числа Наших избранных (или искренних) рабов» (12:24).

Он был искренним пред Господом, и Господь отвратил от него скверные побуждения и устремления.

Поэтому, когда Иблис узнал, что нет ему дороги против искренних, он исключил их из числа тех, кого собирался сбивать с истинного пути. Всевышний Аллах сказал:

«Он сказал: «Клянусь Твоим могуществом! Я обольщу их всех, кроме Твоих искренних рабов» (38:82-83).

И Всевышний Аллах сказал:

«Поистине, ты не властен над Моими рабами, за исключением заблудших, которые последуют за тобой» (15:42).

Искренность – путь к спасению, ислам – дорога к благополучию, а вера – гарантия безопасности.

В словах «чистосердечные советы правителям мусульман» упоминается то, что также противоречит злобе и нечестности, ибо, поистине, чистосердечный совет и злоба не совместимы, поскольку являются противоположностями. Тот, кто чистосердечно относится и общине, свободен от злобы.

Упомянутое им «пребывание с общиной» также относится к тому, что очищает сердце от злобы и нечестности. Человек, следующий за общиной и держащийся за нее, желает членам общины того же, чего желает и самому себе, и не желает им того, чего не желает самому себе. Его огорчает то, что огорчает их, и радует то, что радует их.

Этим он отличается от тех, кто откалывается от мусульманской общины, очерняя ее членов, критикуя и порицая их, как поступают рафидиты, хариджиты, мутазилиты и другие. Их сердца наполнены злобой и склонностью к обману. Поэтому мы видим, что рафидиты дальше от искренности, чем остальные люди, более других нечестны по отношению к имамам и общине и дальше всех отстоят от нее.

Эти люди – наиболее злобные и нечестные, что засвидетельствовали Посланник ﷺ и община и что засвидетельствовано ими самими, поскольку они постоянно помогают другим против мусульман. Какой бы враг ни выступил против мусульман, они непременно помогают ему и становятся его приближенными.

Наши рекомендации