Плоды устремленности к аллаху
Если бы в любви к Аллаху не было иной пользы, кроме того, что она спасает любящего Его от Его кары, то и тогда она стоила бы того, чтобы раб Аллаха отказался променять ее на что-либо иное. Одного ученого спросили: «Где в Коране ты находишь упоминание о том, что любящий не станет подвергать наказанию того, кого любит?» Он ответил: «В словах Всевышнего: «Иудеи и христиане сказали: «Мы – сыны Аллаха и Его возлюбленные». Скажи: «Почему же Он причиняет вам мучения за ваши грехи?» (5:18).
Имам Ахмад передал: «Нам передал Исмаиль ибн Юнус от аль-Хасана, да помилует его Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Клянусь Аллахом, не станет Аллах подвергать наказанию того, кого любит, однако Он может подвергнуть его испытанию в мире вечном».
Имам Ахмад также приводит сообщение Абу Галиба: «Нам передали, что эти слова были в наставлении (пророка) Исы, сына Марьям: «О апостолы! Стремитесь снискать любовь Аллаха посредством ненависти к ослушникам, и приближайтесь к Нему посредством ненависти к ним, и стремитесь снискать Его довольство посредством их недовольства». Они спросили: «О пророк Аллаха, с кем же сидеть нам?» Он ответил: «Сидите с теми, чьи слова умножат деяния ваши, чей вид напоминает вам об Аллахе и чье знание внушает вам равнодушие к мирским благам».
А в качестве награды, получаемой уже в этом мире за устремленность к Всевышнему Аллаху, достаточно того, что сердца Своих рабов Он обращает к тому, кто устремлен к Нему. Так же Он отворачивает сердца их от того, кто отвернулся от Него, ибо, поистине, сердца рабов Аллаха – в Его руках, а не в их.
Имам Ахмад передает: «… Харам ибн Хайан говорил: «Какой бы раб Аллаха ни устремился к Аллаху сердцем своим, Всевышний Аллах непременно обратит сердца верующих и дарует ему их любовь и милосердие».
Передаются эти слова и в виде хадиса. Он звучит так: «Какой бы раб Аллаха ни устремился к Аллаху сердцем своим, Всевышний Аллах непременно обратит к нему сердца рабов Своих и сделает так, чтобы сердца их источали любовь и милосердие к нему, а Аллах дарует ему всякое благо еще быстрее» (ат-Табарани).
Поскольку сердца людей изначально склонны любить того, кто оказывает им благодеяние, а всякое благодеяние, приходящее к рабу, - от Всевышнего Аллаха, как сказал Всевышний Аллах: «Все блага, которые вы имеете, - от Аллаха» (16:53), - то нет боли сильнее, чем боль того, кто занял сердце свое любовью не к Нему вместо любви к Нему.
К лучшему из того, о чем просят Всевышнего Аллаха, относится любовь к Нему и любовь к тем, кто любит Его, и любовь к деяниям, приближающим к Его любви. Наилучшая мольба, объединяющая в себе все это, такова: «О Аллах, поистине, Я прошу у Тебя любви к Тебе и любви к тем, кто любит Тебя, и любви к деяниям, приближающим к любви Твоей! О Аллах! Сделай то, чем Ты наделил меня, из того, что любимо мною, силой для меня, используемой для совершения угодного Тебе! О Аллах! Сделай любовь к Тебе желаннее для меня моей семьи и имущества и прохладной воды в минуты жажды! А то, чего Ты не даровал мне, их того, что любимо мною, сделай для меня освобождением для совершения угодного Тебе! О Аллах! Полюби меня и сделай так, чтобы любили меня Твои ангелы, пророки, посланники и праведные рабы, и сделай меня одним из тех, кто любит Тебя и любит Твоих ангелов, пророков, посланников и праведных рабов! О Аллах! Оживи сердце мое посредством любви к Тебе и сделай меня таким, как это угодно Тебе! О Аллах! Сделай так, чтобы я любил Тебя всем сердцем и чтобы Ты был доволен всеми усилиями моими! О Аллах! Сделай всю мою любовь направленной на Тебя, а все мои устремления направленными на Твое довольство!»
Эта мольба – опора шатра Ислама, благодаря которой стоит он. И это суть свидетельства «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и Мухаммад – Посланник Аллаха». И исполняющие это по-настоящему – это и есть те, которые исполняют свидетельства свои.
Всевышний Аллах ознакомил Своих рабов с теми из Своих имен, качеств и деяний, которые обязывают их любить Его, ибо, поистине, сердца изначально предрасположены любить совершенство и того, кто обладает им, а Всевышний Аллах обладает абсолютным совершенством, и Он полностью свободен от каких-либо недостатков.
Всевышний Аллах прекрасен, и нет никого и ничего прекраснее Его. Более того, даже если бы вся красота соединилась в одном человеке и все люди стали бы настолько же красивыми, то из красота не шла бы ни в какое сравнение с красотой Аллаха. По сравнению с Его красотой их красота была бы менее значимой, чем свет слабого светильника по сравнению со светом солнца: «А описание Аллаха – самое возвышенное»» (16:60)».
См. «Раудат аль-мухиббин»
ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ
Знание