Сюда же относится вкушение еды того, кто кормит тебя из стыдливости, а не по собственному желанию.
Желательно вкушать то, что поможет тебе в покорности Всевышнему Аллаху, из того, что Аллах сделал дозволенным, а также есть вместе с гостем, чтобы ему приятнее было есть и он ел не стесняясь.
Также желательно вкушать еду пригласившего тебя на угощение, приглашение которого обязательно или желательно принять.
Некоторые факыхи сказали, что обязательно есть угощение, принимать приглашение, на которое обязательно, поскольку Всевышний повелел нам поступать так.
Разрешенным же является вкушение того, в чем нет греха и в чем не перевешивает ни польза, ни вред.
См. «Мадаридж ас-саликин»
ПОКЛОНЕНИЕ ОБОНЯНИЯ
Если, говоря о поклонении, связанном с пятью органами чувств, затронуть тему поклонения обоняния, то обязательным является использование обоняния там, где оно помогает отличить дозволенное от запретного, а также позволяет понять, скверное перед человеком или благое, не является ли это нечто смертельным ядом и не несет ли в себе вреда.
Обязательно применять обоняние и в том случае, когда оно помогает человеку отличить то, что он имеет право использовать, от того, что он не имеет права использовать.
Сюда же относится использование обоняния оценщиком и опытным знатоком при оценке чего-либо, выявлении изъянов и так далее.
Что же касается тех случаев, когда использовать обоняние запретно, то, например, пребывающему в состоянии ихрама запрещено умышленно нюхать благовония.
Также запрещено нюхать добытые запретным путем или украденные благовония.
Также запрещено вдыхать аромат благовоний, исходящий от посторонних женщин, из опасения впасть в искушение.
Желательно применять обоняние в том, что помогает тебе в покорности Всевышнему Аллаху, укрепляет чувства и располагает душу к знанию и действию.
Сюда же относится вдыхание аромата подаренных тебе благовоний или душистых трав.
Пророк (салаЛлаху алейхи ва саллам) сказал: «Кому предлагают душистую траву, пусть не отвергает ее, ибо у нее приятный аромат и ее легко нести». (Муслим, 2253)
Нежелательным является вдыхать аромат благовоний несправедливых людей, приверженцев сомнительного и так далее.
Разрешенным же является использование обоняния в том, чего Аллах не запрещал и за что не предусмотрено наказания и в чем в то же время нет пользы для религии и с чем не связаны постановления Шариата.
См. «Мадаридж ас-саликин»
ВСТУПЛЕНИЕ В БРАК ИЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ПОКЛОНЕНИЯ
В качестве доказательства того, что вступление в брак лучше посвящения себя дополнительными видами поклонения, приводят то, что Всевышний Аллах избрал вступление в брак для Своих пророков и посланников.
Всевышний Аллах сказал: «Мы посылали до тебя посланников и даровали им супруг и потомство» (Сура 13 «Гром», аят 38).
И Всевышний сказал об Адаме, мир ему: «Он создал из него супругу, чтобы он нашел у нее покой» (сура 7 «Преграды», аят 189).
И десять лет жизни Его Пророк (Муса, мир ему), с которым Он говорил без посредников, посвятил выпасу овец в качестве брачного дара своей жене, хотя вместо этого он мог бы заниматься дополнительными видами поклонения все эти годы.
И Всевышний Аллах выбрал для своего Пророка Мухаммада ﷺ все самое лучшее, и при этом не пожелал, чтобы он не вступал в брак, - напротив. Он даровал ему девять жен и даже больше, и при этом нет лучшего руководства и жизненного примера, чем его руководство и жизненный пример.
И даже если бы единственным достоинством заключения браков было то, что Пророк ﷺ будет гордиться в Судный день численностью своей общины …
И даже если бы единственным достоинством заключения браков было то, что дела человека не прекратятся с его смертью …
И даже если бы единственным достоинством заключения браков было то, что из чресел человека будут выведены те, кто будет свидетельствовать, что нет божества (достойного поклонения), кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его Посланник …
И даже если бы единственным достоинством заключения браков было то, что брак способствует потуплению взора и обереганию половых органов от запретного …
И даже если бы единственным достоинством заключения браков было то, что посредством этого Всевышний помогает женщине сохранять целомудрие и вознаграждает ее за удовлетворение страсти мужа и ее собственной страсти: человек испытывает наслаждение, а список его благих деяний тем временем увеличивается …
И даже если бы единственным достоинством заключения браков было то, что человек получает награду за обеспечение своей жены, ее одежду и жилье и за те кусочки, которые он подносит ко рту ее …
И даже если бы единственным достоинством заключения браков было уменьшение силы страсти, которая мешает сердцу привязываться к тому, что приносит ему пользу в его религии и в мирском … Ведь если сердце привязывается к страсти или занято борьбой с ней и подавлением ее, то это отвращает его от привязанности к тому, что полезнее для него. Когда помыслы и усилия человека направлены на что-то, то они отвращаются от другого.
И даже если бы единственным достоинством заключения браков было то, что у человека появляются дочери, которые если он будет терпеливо заботиться о них и делать им добро, станут для него защитой от Огня …
И даже если бы единственным достоинством заключения браков было то, что если у человека умрут двое детей, не достигнув совершеннолетия, то благодаря им он войдет в Рай …
И даже если бы единственным достоинством заключения браков было то, что Аллах помогает создавшему семью, поскольку в хадисе сказано: «Троим Аллах обязался помогать: вступающий в брак, стремящийся таким образом к целомудрию; раб, заключивший с хозяином договор о самовыкупе и стремящийся выплатить положение; и усердствующий на пути Аллаха» (Ат-Тирмизи, 1655; ан-Насаи, 3120).