Причина оставления без помощи

Причиной того, что Всевышний Аллах оставляет раба Своего без помощи и поддержки, является непригодность области воздействия и то, что человек, получая милости, говорит: «Это – моё! Я получил это, потому что заслуживаю этого и имею право».

Как сказал Всевышний: «Он сказал: «Все это даровано мне благодаря знанию, которым я обладаю» (28:78).

То есть Всевышний Аллах знает о знании, которое есть у меня, и благодаря ему я достоин всего, что даровано мне, и заслуживаю этого.

Аль-Фарра сказал: «То есть за мои достоинства. То есть, когда все это было даровано мне, я заслуживал этого и имел право на это».

Мукатиль говорил: «То есть за благо, которое Аллах видит во мне».

АбдуЛлах ибн аль-Харис ибн Науфаль упоминал о (пророке) Сулеймане ибн Дауде, которому было даровано царство, и читал слова Всевышнего: «Мой Господь оказал мне эту милость для того, чтобы испытать меня, благодарным я буду или неблагодарным» (Сура 27 «Муравьи», аят 40), - ведь он не говорил: «Это благодаря моим достоинствам!» И он упоминал о Каруне и его словах «Все это даровано мне благодаря знанию, которым я обладаю» (Сура 28 «Рассказы», аят 78).

То есть Сулейман считал все, что было даровано ему, милостью от Аллаха и понимал, что все это даровано ему для того, чтобы испытать его, будет ли он благодарить за дарованное. А Карун считал себя причиной того, что было даровано ему, полагая, что имел право на это.

Так же и слова Всевышнего: «Если Мы дадим ему вкусить милость от Нас после того, как его коснется несчастье, то он непременно скажет: «Вот это – для меня» (41:50).

То есть я заслуживаю этого и имею на это такое же право, как владелец на свое имущество.

А верующий считает все это собственностью Господа своего и милостью от Него, которую Он дарует Своему рабу, притом что тот не заслуживает этого. Это милостыня, которую Он подает Своему рабу, и Он может и не подавать ее ему, и если бы Он лишил его этой милости, то это не было бы лишением того, чего тот заслуживал.

И если человек не видит всего этого, то он начинает считать, что заслуживает даруемых ему милостей и достоин их, и впадает в самолюбование, и душа его выходит за границы дозволенного в своем отношении к милости, начинает превозноситься над другими посредством нее, и ее уделом становится ликование и бахвальство.

Как сказал Всевышний: «Если Мы дадим человеку вкусить милость, а потом отберем это, то он становится отчаявшимся, неблагодарным. Если же Мы дадим ему вкусить милость после постигшей его беды, то он говорит: «Напасти оставили меня в покое». Он начинает ликовать и бахвалиться» (11:9-10).

Всевышний порицает такого человека за отчаяние и неблагодарность во время испытания бедами и ликование и бахвальство во время испытания милостями. Вместо того чтобы воздавать Аллаху хвалу, благодарить Его и прославлять за то, что Он избавил его от беды, он говорит: «Напасти оставили меня в покое». А если бы он сказал: «Аллах избавил меня от напастей по милости Своей», - то это не было бы порицаемым. Напротив, это было бы похвальным деянием. Однако он беспечен, не замечая того, что это Благодетель избавил его от напастей, и приписывает их уход им самим и ликует и бахвалится.

Когда Всевышний Аллах знает о том, что – в сердце Его раба, это становится одной из главных причин того, что Он оставляет его без Своей помощи и поддержки и предоставляет его собственной душе. Эта область воздействия непригодна для абсолютной и совершенной милости.

Как сказал Всевышний Аллах: «Поистине, наихудшими из живых существ перед Аллахом являются глухие и немые, которые не способны понимать. Если бы Аллах знал, что в них есть добро, Он непременно наделил бы их слухом. На даже если бы Он наделил их слухом, они все равно бы отвернулись» (8:22-23).

Всевышний сообщил, что их сердца, как область воздействия непригодны для Его милости, и помимо этой непригодности существует еще одно препятствие, мешающее милости приходить к ним. Это их отказ признавать ее: они отворачиваются с отвращением и после того, как узнают эту милость и убедятся в ее истинности.

Необходимо знать, что причины того, что Аллах оставляет Своего раба без помощи, появляются из-за того, что душа остается такой, какой она была сотворена изначально, из-за оставления ее в таком состоянии и предоставления ей полной свободы. Причины отсутствия помощи и поддержки от Всевышнего – от нее и в ней.

А причины содействия и помощи от Аллаха появляются, когда Всевышний Аллах делает душа пригодной для Его милости, то есть причины этого содействия – от Него и от Его милости. Он сотворил и то, и другое, подобно тому, как сотворил Он части земли: одна часть пригодна для роста растений, а другая – непригодна. Так же Он сотворил деревья: одни плодоносят, другие – нет. Так же сотворил пчелу, из брюшка которой выходит питье разных цветов (мед), и осу, которая не способна делать это.

И Он сотворил благие души, пригодные для поминания Его и благодарности Ему, любви к Нему, почитания Его, единобожия и чистосердечного отношения к Его рабам. И Он сотворил скверные души, непригодные для всего перечисленного. И Он – Мудрый, Знающий.

См. «Фаваид»

ГЛАВА ВТОРАЯ

Поклонение

Наши рекомендации