Ибн Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал о словах Всевышнего: «Мы облегчим путь к легчайшему»: «То есть подготовим его к совершению благих деяний и облегчим ему их совершение».
Мукатиль, аль-Кальби и аль-Фарра сказали: «То есть облегчим ему возвращение к благим деяниям».
Под легчайшим подразумевается легкое, приносящее пользу положение, в котором человек оказывается. Это противоположность «труднейшему». Это положение предполагает облегчение блага и его причин, так что благо совершается и облегчается для сердца человека, его рук, языка и других органов тела.
И все благое делается легким для него, покорным и послушным ему. Оно нетрудно для него, потому что он уже подготовлен, предрасположен к нему, и совершение его облегчено ему. Он легко идет его путями: и знание, действия легки для него. Как раз о таком человеке говорят:
Благодатен он, и блага в нем много,
И для дел мирских, и для религии.
См. «Тибйан»
БЛАГИМ - БЛАГОЕ, СКВЕРНЫМ – СКВЕРНОЕ
Всевышний Аллах поместил все благое в Раю, а все скверное – в Аду и создал три обители. Одна обитель предназначена исключительно для благих и запретна для всех остальных. В ней будут собраны все благие. Эта обитель – Рай.
Другую обитель Он предназначил для скверных и всего скверного вообще, и туда не войдет никто, кроме скверных. Это Ад.
Есть еще обитель, в которой смешалось благое и скверное. Это наш бренный мир. Из-за этого смешения нас постигают испытания. Это происходит по мудрости Всевышнего. Когда же настанет День воскрешения, Аллах сделает так, что скверное отличится от благого, благое и его приверженцы будут помещены в одну обитель, в которой будут лишь они, а скверное и его приверженцы – в другую, где будут лишь они.
Таким образом, останется только две обители. Это Рай и Ад. И от деяний обеих групп Всевышний Аллах произведет их блаженство и наказание. Благие слова, деяния и нравственные проявления одних Он сделает наслаждением и блаженством для них: от них Он произведет для них наисовершеннейшие причины удовольствия и радости. А скверные слова, деяния и нравственные проявления других Он сделает мучениями и болью для них: от них Он произведет для них величайшие причины мучений и боли.
Такова Его величайшая мудрость, всеодолевающее и всепобеждающее могущество, которые Он демонстрирует, дабы рабы Его видели совершенство Его Господства (рубубийя), а также совершенство Его мудрости, знания, справедливости и милости, дабы знали враги Его, что это они – возводящие клевету лжецы, а не его благочестивые и правдивые посланники. Всевышний Аллах сказал:
«Именем Аллаха они принесли величайшие клятвы о том, что Аллах не воскресит мертвецов. О нет! Это произойдет согласно истинному обещанию, но большинство людей не знает этого. Он разъяснит им то, в чем они расходились во мнениях, и неверующие узнают, что они были лжецами» (Сура 16 «Пчелы», аяты 38-39).
Имеется ввиду, что Всевышний Аллах создал для счастья и несчастья то, с чем они неразрывно связаны.
Счастливому благому не приличествует ничего, кроме благого, он не стремится ни к чему, кроме благого, и он него не исходит ничего, кроме благого, и он не касается ничего, кроме благого.
А несчастному скверному не приличествует ничего, кроме скверного, он не стремится ни к чему, кроме скверного, и он него не исходит ничего, кроме скверного. Скверное прорывается из сердца скверного к языку его и органам тела его, и благое прорывается из сердца благого к языку его и органам тела его.
Бывает, что в человеке есть и благое, и скверное, и что в нем победит, приверженцем того он и станет. Если Аллах желает ему блага, то Он очищает его от скверного, прежде чем он покинет этот мир, и он придет в Судный день очищенным и не будет нуждаться в очищении посредством временного пребывания в Огне.
Он будет очищен посредством того, что Всевышний поможет ему принести искреннее покаяние, а также совершать благие деяния, стирающие собой скверные, и пошлет ему очищающие испытания, и так будет продолжаться до тех пор, пока он не встретит Аллаха, не имея за душой ни одного греха.
А другого Он, напротив, лишит средств очищения, и он встретит Его в Судный день, неся в себе и скверное и благое. А мудрость Всевышнего такова, что Он исключает пребывание в Своей благой обитель того, кто несет в себе скверное. Поэтому Он введет его в Огонь, дабы очистить его, и когда его вера очистится от скверных примесей, он станет пригодным для того, чтобы войти в Рай и поселиться вместе с Его благими рабами.
Представители этой категории людей пробудут в Огне столько, сколько потребуется для устранения этой скверны. Чем быстрее очистится человек от того скверного, что в нем есть, тем быстрее он выйдет из Огня, а чем медленнее он будет очищаться, тем дольше пробудет в Огне. Это справедливое воздаяние, ведь «Господь твой не притесняет рабов».
Поскольку придающий Аллаху сотоварищей скверен сам по себе и у него скверная сущность, то Огонь он очистит его от скверны, и если бы он вышел из него, то вновь стал бы таким же скверным, как и был, - подобно собаке, которая вошла в море, а потом вышла из него. Поэтому Всевышний Аллах сделал Рай запретным для тех, кто придает Ему сотоварищей.
И поскольку благой верующий не несет в себе скверны, Огонь был сделан запретным для него, поскольку в нем нет ничего таково, от чего его требуется очистить посредством пребывания в Огне. Пречист же Тот, Чья мудрость превзошла все разумы, так что изначальная природа рабов Его и их разум засвидетельствовали, что Он – Наимудрейший, Господь миров, и нет божества (достойного поклонения), кроме Него.
См. «Мадаридж ас-саликин»