И испрашивание следования прямым путем подразумевает обретение всякого блага и избавление от всякого зла.
См. «Мадаридж ас-саликин»
ПРИЗЫВАЮЩИМ К СВОБОДЕ
Не приходится сомневаться в том, что в понимании всякого разумного человека обязать людей жить по определенному закону, исполняя его предписания, несущие благо, и соблюдая его запреты, нарушение которых причиняет им вред, лучше, чем оставлять их без всякого закона, словно скотину, так что они не будут одобрять одобряемое и порицать порицаемое и станут бросаться друг на друга, словно собаки и ослы, и нападать друг на друга, будто дикие звери, собаки или волки.
Сильный будет поедать слабого, и люди не будут знать Аллаха, и не будут поклоняться Ему, и не будут поминать Его, и не будут благодарить Его и прославлять, и у них не будет религии, и они уподобятся скотине на вольном выпасе.
И тот, кто противоречит в этом собственному разуму, не заслуживает того, чтобы разговаривать с ним, ибо такой человек демонстрирует высшую степень наглости и отказывается от человечности.
Требования таких людей подобны требованию тех, кто говорит: «Мы требуем от вас показать нам, в чем заключается польза сотворения воды и воздуха, ветра и земли, а также пропитания, фруктов и скота. Более того, мы требуем показать, в чем польза зрения и слуха, языка, сил и органов, которые есть у человека». Ведь все это причины и средства.
Что же касается велений Аллаха, Его Шариата и Его религии, то неуклонное соблюдение их – цель и счастье в обоих мирах.
И ни один разумный человек не сомневается в том, что блага в этом больше, чем в чем-то осязаемом. Хотя большинство людей стремятся к благому, целью большинства из них является увидеть благо и пользу в осязаемом, и они предпочитают осязаемое тому, что постижимо лишь разумом и внутренним взором.
Всевышний Аллах сказал:
«Однако большинство людей не знают этого. Они знают о мирской жизни только явное и небрежно относятся к Последней жизни» (сура 30 «Румы», аяты 6-7).
А ведь если бы мы взялись перечислять то благое, что есть в Шариате, то у нас получились бы тысячи пунктов.
См. «Мифтах дар ас-са’да»
ПОЛЬЗА ОТ ВОЗДАЯНИЯ РАВНЫМ
Всевышний Аллах сказал:
«В воздаянии равным жизнь для вас, о обладатели разума! Быть может, вы будете богобоязненны» (Сура 2 «Корова», аят 179).
В этом обращении содержится ответ на возникающий у некоторых вопрос о том, не является ли казнь, то есть причинение боли и уничтожение человека в ответ на совершенное им убийство, только увеличением зла, которым является убийство? В чем же в таком случае заключается смысл этого предписания, исходящего от Того, Чья милость объемлет всякую вещь и Чья мудрость поистине безгранична?
Это обращение содержит ответ: «В воздаянии равным жизнь для вас». Ведь человек, зная, что в случае убийства им кого-либо он сам будет казнен, воздержится от убийства и вовремя остановится, предпочитая сохранить свою жизнь. Таким образом, в воздаянии равным жизнь для него и для того, кого он намеревался убить.
К тому же раньше, когда случалось убийство, родственники и соплеменники убитого начинали убивать родственников и соплеменников убийцы, и эти массовые убийства причиняли огромное зло. И Всевышний Аллах предписал воздаяние равным, согласно которому, в случае убийства не казнят никого, кроме убийцы. Таким образом, это предписание сохранило жизни соплеменникам и родственникам убийцы.
Конечно, воздаяние равным не является жизнью в том смысле, что оно представляет собой казнь, но оно является жизнью, потому что за убийство человека не казнят никого, кроме его убийцы. Таким образом, воздаяние равным несет в себе жизнь двумя описанными выше способами.
Задумайтесь о том, сколько величия и краткости в этой фразе, сколько в ней красноречия и какой огромный смысл заключен в ней. Почти в самом начале аята стоит слово «для вас» как указание на то, что воздаяние равным приносит пользу вам и является благом для вас, а не для Того, Кому Его рабы не способны принести ни вреда, ни пользы. И сказано: «В воздаянии равным», - как указание на то, что жизнь заключается в справедливости, которая состоит в том, чтобы с человеком поступили так же, как поступил он.
См. «Мифтах дар ас-саада»
ПРИДАЮЩИЙ АЛЛАХУ СОТОВАРИЩЕЙ И ПРИВЕРЖЕНЕЦ ЕДИНОБОЖИЯ
Всевышний Аллах сказал: «Аллах приводит в качестве притчи мужа, принадлежащего сердцем нескольким несговорчивым партнерам, и мужа, принадлежащего только одному человеку. Равны ли они в притче? Хвала надлежит Аллаху, но большинство их не знает этого» (39:29).
Это приведенное Всевышним сравнение придающего Аллаху сотоварищей и приверженца единобожия. Придающий Аллаху сотоварищей сравнивается с невольником, принадлежащим группе людей, ведущих тяжбу, ссорящихся между собой и разногласящих. Под несговорчивостью подразумевается, что нрав этих людей оставляет желать лучшего.