А слово «Утба» несет в себе значение «упрек», и их имена как будто указывали на то, что им предстоит быть порицаемыми и слабыми.

А их противниками из числа мусульман были Али, Убайда и аль-Харис (да будет доволен ими всеми Аллах). Эти три имени соответствовали качествам их обладателей: величие, подчиненность Аллаху (убудийя) и усердие. Они одержали верх над неверующими благодаря своей подчиненности Всевышнему Аллаху и усердию на пашне мира вечного.

Поскольку имя влияет на своего обладателя, то самые любимые имена для Всевышнего Аллаха – те, которые указывают на самые любимые для Него качества. Это АбдуЛлах (раб Аллаха) и Абдур-Рахман (раб Милостивого). Сочетание «раб» + «Аллах» и «Милостивый» более любимы Им, чем сочетания «раб» + «Одолевающий» или «раб» + «Могущественный». И имя Абдур-Рахман любимее для Него, чем Абдуль-Кадир (раб Могущественного), а имя АбдуЛлах любимее для

Него, чем Абд Раббихи (раб Господа своего).

А причина в том, что связь раба Аллаха с Господом представляет собой чистую подчиненность (убудийя), а связь Аллаха с Его рабом – чистая милость, и Аллах сотворил его по милости Своей, и полноценность его существования также обусловлена милостью Его. И сотворил Он его для того, чтобы он обожествлял Его, обращая к Нему Одному поклонение в виде любви и страха, надежды, почитания и возвеличивания. Таким образом, человек является рабом Аллаха, поклоняясь Ему, поскольку в имени Его содержится значение божественности (улюхийя), которая не может быть присуща никому, кроме Него, а также потому что милость Его одолевает гнев Его, и милость любимее для Него, чем гнев. Поэтому имя Абдур-Рахман Он любит больше, чем Абдуль-Кахир.

См. «Зад аль-маад»

НАСТАВЛЕНИЕ УМАРА

Али ибн аль-Джад передает: Шу’ба рассказал нам: мне сообщил Катада: я слышал, как Абу Усман ан-Нахди сказал: «Находясь в Азербайджане, мы получили послание от Умара ибн аль-Хаттаба: «Носите изар и накидку и откажитесь от кожаной обуви и шаровар. Одевайтесь так, как одевался ваш отец Исмаиль, и избегайте роскоши и одежд неарабов. Пребывайте на солнце, ибо солнце – баня арабов, уподобляйтесь Ма’адду, закаляйтесь и будьте неприхотливыми и собранными, и режьте стремена и вскакивайте на лошадей, и стреляйте в цель».

Это обучение верховой езде и связанным с ней военным искусствам, закаливание тела и отказ от роскоши и изнеженности, уподобление в одежде Исмаилю, сыну Ибрахима (мир им обоим). Умар велел им носить изар, накидку и сандалии и отказаться от закрытой кожаной обуви, дабы ноги привыкли терпеть зной и холод и закалялись таким образом. И он велел им отказаться от шаровар, поскольку изара достаточно, а он является одеждой арабов. Каждая из этих двух одежд полезна по-своему. В одних обстоятельствах полезнее одна, в других – вторая. Изар приносит больше пользы в жару, шаровары – в холод. Шаровары полезнее для всадника, изар – для пешего.

Слова «Одевайтесь так, как одевался ваш праотец Исмаиль» свидетельствуют о том, что он носил изары и накидки. И Умар сказал: «И избегайте роскоши и одежд неарабов», - поскольку роскошь портит душу и делает мужчину женственным, ленивым и вероломным, из-за чего он не находит в себе силы воли, когда она очень нужна ему.

Преуспевший не станет предпочитать роскошь. Что же касается одежд неарабов, то Умар предостерег от них, потому что внешнее подражание побуждает к подражанию в поведении и внутренней сущности, и это подтверждает Шариат, разум и интуиция. Поэтому Шариат запрещает уподобляться неверующим, а также животным и шайтанам, и запрещает мужчинам уподобляться женщинам, и он запрещает уподобление бедуинам, а также всем обладателям пороков и недостатков.

Даже при совершении молитвы было запрещено совершать действия, напоминающие действия животных, как поступают невежественные люди. Было запрещено уподобляться клюющему петуху и ворону, озираться, как озирается лисица, растягиваться, как растягивается собака, простирать руки, как простирают лапы дикие звери, опускаться в поклон подобно тому, как опускаются на колени верблюды, и поднимать руки вправо и влево во время завершения молитвы, подобно тому, как взмахивает хвостом лошадь.

И было запрещено подражать шайтанам в использовании левой руки для еды и питья и в других свойствах, присущих шайтанам.

И было запрещено подражать неверующим в их одежде, словах и поведении. Было даже запрещено совершать дополнительные молитвы после послеполуденной молитвы (аср) и после утренней молитвы (фаждр), поскольку некоторые неверующие поклоняются солнцу, падая ниц, в это время.

И было запрещено подражать бедуинам, которые грубы по своей природе. Пророк ﷺ сказал: «Да не одолеют вас бедуины в том, что касается названия вашей молитвы: хотя они и называют ее ‘атама, на самом деле она ‘иша» (Муслим, 644).

И Посланник Аллаха ﷺ проклял мужчин, уподобляющихся женщинам.

Что же касается его слов «Пребывайте на солнце, ибо солнце – баня арабов», то арабы не знали бань и в их землях их не было. Они пользовались солнцем, которое позволяет прогревать тело так же, как и баня.

«Уподобляйтесь Ма’адду» - то есть будьте как Ма’адд, сын ‘Аднана, в его нравственности, одежде, владении искусством верховой езды и связанными с ней боевыми искусствами, и его деяниях.

Под закаливанием и неприхотливостью подразумевается все, что укрепляет тело и приучает его терпеть зной и холод, усталость и трудности, поскольку бывает, что человеку требуется выносливость и терпение, и закаленный находит в себе больше этих качеств, нежели изнеженный и привыкший к роскоши.

Что же касается собранности, то это слово употребляется и когда речь идет об облаке, готовом пролить дождь. То есть будьте всегда готовыми к тому, что потребуется от вас, серьезно настроенными на действия, и не уподобляйтесь тем, кто растерял навыки верховой езды и связанных с ней военных искусств и не сможет воспользоваться ими, когда они ему понадобятся.

Что же касается слов Умара «режьте стремена и вскакивайте на лошадей», то он сказал это для того, чтобы они не привыкали постоянно ездить со стременами, но и умели хорошо ездить без них и вскакивать на лошадей.

И он велел им стрелять в цель, чтобы развивать меткость, а не дальность, потому что назначение стрельбы – умение поражать цель. Соответственно, и состязаться нужно в меткости, а не в дальности стрельбы.

СКВЕРНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЛЖИ

Наши рекомендации