Редко увидишь такого обладателя прозвища
На которого прозвище это не оказало влияния …
Пророк ﷺ любил благие имена и велел при необходимости послать к нему гонца выбирать человека с благим именем и лицом. Он извлекал из имен и названий их значения во сне и наяву.
Однажды Посланнику Аллаха ﷺ приснилось, что он со своими сподвижниками находится в доме Укбы ибн Рафи’ и им принесли свежие финики сорта Ибн Таб, и он истолковал этот сон как указание на возвышение в этом мире и благой исход в мире вечном, а также на то, что религия, которую Аллах избрал для них, - достигшая зрелости и благая*.
А появление Сухайля ибн Амра в день заключения мирного договора в Худайбии Посланник Аллаха ﷺ истолковал как указание на грядущее облегчение положения верующих**.
А когда несколько человек вызвались подоить овцу и один из них поднялся, чтобы подоить ее, Пророк ﷺ спросил: «Как тебя зовут?» Тот ответил: «Мурра (горький)». Он сказал: «Сядь». Тогда поднялся второй, и Пророк ﷺ спросил: «Как тебя зовут?» Тот ответил: «Харб (война)». Он сказал: «Сядь». Тогда поднялся третий:, и Пророк ﷺ спросил: «Как тебя зовут?» Он ответил: «Я’иш (живущий)». Он сказал: «Подои ее» (Малик, 1819).
И Посланник Аллаха ﷺ не любил места со скверными названиями и не любил проезжать по этим местам. В одном из своих походов ему предстояло проехать между двух гор, и он спросил, как они называются, и ему сказали: «Фадых и Мухзи (оба слова имеют значение «навлекающий позор, унижение»)». Тогда он объехал их и не стал проезжать между ними.
Учитывая связь между именами и их носителями, подобную связи между формой и содержанием и между душой и телом, разум способен уловить ее и угадать имя, увидев носящего его. Например, Ияс ибн Муавия и некоторые другие люди говорили, увидев какого-нибудь человека: «Должно быть, его зовут так-то» - и они практически никогда не ошибались.
Возможно и обратное – сделать из имени или названия вывод о сути того, что или кто носит его. Так, Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, спросил одного человека, как его зовут, и тот ответил: «Джамра». Умар спросил: «А как зовут твоего отца?». Тот ответил: «Шихаб». Он спросил: «Ты из каких?». Человек ответил: «Из аль-Хараки». Умар спросил: «А квартал твой где?» Тот ответил: «В Зат Ляза». Умар спросил: «Иди, ибо дом твой сгорел!»***. И человек вернулся и обнаружил, что все так и есть.
Таким образом, Умар, узнав имена и названия, обратился к значениям, которые они в себе заключают, подобно тому, как поступил Пророк ﷺ, который увидел в имени Сухайль указание на облегчение положение мусульман в день Худайбии, и все так и получилось.
И Пророк ﷺ велел членам своей общины выбирать благие имена и сообщил, что в Судный день их призовут по именам. Это (а Аллах знает обо всем лучше) указание на то, что следует не только называть благими именами, но и заботиться о том, чтобы деяния были благими, дабы в Судный день, когда человека призовут, прозвучало не только благое имя, но и благая характеристика.
Посмотрите, как от характеристики Пророка ﷺ были образованы два имени с одним значением – Ахмад и Мухаммад. Он – Мухаммад благодаря обилию похвальных качеств, присущих ему, и он – Ахмад благодаря их почетности и превосходству над качествами других. Это связь между именем и носящим его, подобная связи души с телом. То же самое можно сказать и о том, как Пророк ﷺ дал Абу аль-Хакаму ибн Хишаму прозвище Абу Джахль (отец невежества), соответствующее его описанию, ибо он больше всех творений заслуживал этого прозвища. И Всевышний Аллах Абдуль-Уззу Абу Ляхабом (отец пламени), поскольку ему суждено было попасть в Огонь, соответственно, это прозвище для него было самым подходящим, и он больше других заслуживал носить его.
Когда Пророк ﷺ приехал в Медину, она называлась Ясрибом, и у нее не было другого названия. Он изменил это название на Таиба (благая), поскольку значение, заключенное в слове Ясриб, - «тасриб» (упрек) – сменилось благом. К благу ее добавилось новое благо. Таким образом, благо это сделало новое название заслуженным и добавило блага к уже имеющемуся.
Поскольку благое имя влечет за собой благо, Пророк ﷺ сказал представителям одного из племен, которых он призывал к религии Аллаха и исповеданию единобожия: «О бану АбдуЛлах, поистине, Аллах сделал благим имя ваше и имя отца вашего». Посмотрите, как он призвал их к поклонению Одному лишь Аллаху, упомянув о благом имени их отца, в котором заключается смысл, согласующийся с тем, к чему он их призывал.
Задумайтесь же над именами шести участников поединков в день битвы при Бадре. Таково было предопределение Аллаха – чтобы их имена соответствовали их положению. Неверующих звали Шейба, Утба и аль-Валид. Три имени, указывающие на слабость. Имя «аль-Валид» (рожденный) содержит на начало, сопровождаемое слабостью, Шейба (седина) – указание на конец, сопровождаемый слабостью.
Как сказал Всевышний: «Аллах - Тот, Кто создает вас из слабости (создает вас из капли или создает вас слабыми). После слабости Он одаряет вас силой, а потом заменяет силу на слабость и седину» (30:54).