Таким образом, если бы не стыдливость либо перед Творцом, либо перед творениями, человек не совершал бы эти действия.
В хадисе сказано: «Стыдитесь пред Аллахом истинной стыдливостью». Люди спросили: «А что такое истинная стыдливость?» Пророк ﷺ ответил: «Она заключается в том, чтобы оберегать голову с ее содержимым и чрево с его содержимым, и вспоминать могилы и испытания» (Тирмизи, 2458).
И Посланник Аллаха (Да благославит Его Аллах и приветствует) сказал: «Если не стыдишься, делай, что хочешь» (аль-Бухари, 3484).
Наиболее правильное толкование к этому хадису – толкование Абу Убайда и большинства ученых, согласно которому эта угроза, подобная словам Всевышнего: «Делайте, что хотите!» (Сура 41 «Разъяснены», аят 40). А также Его слова: «Ешьте и наслаждайтесь недолго!» (Сура 77 «Посылаемые», аят 46).
А другая группа ученых сказала, что это разрешение, дозволение, и слова эти означают: мол, если собираешься сделать что-то, то посмотри, прежде чем приступить к этому делу, стыдно ли тебе пред Аллахом и перед людьми делать это, и если да, то не делай этого. Если же ты не чувствуешь стыда, то можешь совершить данное действие, ибо скверным оно не является.
Я же считаю, что эти слова имеют вид требования, но заключают в себе смысл сообщения, и они подобны словам: «Кто не испытывает стыда, творит, что ему заблагорассудится». То есть это не разрешение и не просто угроза. Это сообщение, и смысл его таков: поистине, от совершения скверных поступков человека удерживает стыдливость, и тот, кто не знает стыда, творит, что захочет.
См. «Мифтах дар ас-саада»
ДЕСЯТЬ РАЗНОВИДНОСТЕЙ СТЫДЛИВОСТИ
Существует десять разновидностей стыдливости.
Это стыдливость, вызванная преступлением,
Стыдливость, вызванная упущением,
Стыдливость, вызванная возвеличиванием,
Стыдливость, вызванная великодушием,
Стыдливость, вызванная скромностью,
Стыдливость, вызванная уничижительным и пренебрежительным отношением к душе своей,
Стыдливость, вызванная любовью,
Стыдливость, обусловленная подчиненностью АЛЛАХУ (убудийя),
Стыдливось, обусловленная честью и достоинством,
И стыдливость перед собственной душой.
К стыдливости, вызванной преступлением, относится стыдливость Адама, мир ему, который побежал в Раю. Всевышний Аллах сказал: «От Меня бежишь, о Адам?» Он ответил: «Нет, Господи …От стыда перед Тобой!».
К стыдливости, вызванной упущением, относится, например, стыдливость ангелов, которые восхваляют Аллаха неустанно, денно и нощно, а в Судный день они скажут: «Пречист Ты! Мы не поклонялись Тебе должным образом!».
Стыдливость, вызванная возвеличиванием, - это стыдливость знания. Чем лучше знает раб Господа, тем большую стыдливость перед Ним он испытывает.
К стыдливости, вызванной великодушием, относится стыдливость Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, перед людьми, которых он пригласил на свадебное угощение по случаю своей женитьбы на Зейнаб, и они засиделись у него. Он поднялся, но стыдливость помешала ему сказать им, что им пора расходиться.
К стыдливости, вызванной скромностью, относится стыдливость Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, который постеснялся спросить Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о выделениях из половых органов из-за того, что был женат на его дочери.
К стыдливость, вызванной уничижительным и пренебрежительным отношением к душе своей, относится стыдливость раба перед своим Господом во время обращения к Нему с просьбами. Она обусловлена уничижительным отношением к самому себе, заставляющим человека преуменьшать собственную значимость. В сообщении, передаваемом израильтянами, говорится, что пророк Муса, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Господи! Поистине, порой у меня возникает какая-нибудь мирская потребность, но я стесняюсь попросить Тебя, Господи!» И Всевышний Аллах сказал: «Проси у Меня даже соль для теста твоего и корм для овцы твоей».
У этого вида стыдливости может быть две причины. Первая: уничижительное отношение просящего к самому себе и преувеличение им собственных грехов и проступков. Вторая: возвеличивание им того, кого он просит.
Стыдливость, вызванная любовью, - это когда любящий стыдится перед объектом своей любви, так что когда сердцу его приходит мысль о нем в его отсутствие, стыдливость выплескивается из сердца его и ее ощущает лицо его, не зная при этом, в чем ее причина. Бывает также, что любящего охватывает трепет при встрече с объектом его любви, особенно неожиданной.
Причину этой стыдливости и этого трепета не знает большинство людей. Однако не приходится сомневаться в том, что любовь имеет беспредельную власть над сердцем, и эта власть сильнее власти того, кто обретает власть над телом.
Как далеко тому, кто обретает власть над твоим телом, до того, кто завладеет твоим сердцем! Поэтому владыки и тираны удивлялись тому, как они одолевали множество людей, но при этом объект их любви завладевал их сердцами и подчинял их себе. Если объект любви неожиданно появляется перед любящим и тот внезапно видит его, сердце ощущает, как волна его власти захлестывает его, и его охватывает трепет и страх.