Этот аят содержит в себе похвалу, а также этикет гостеприимства.

Так, в аяте сказано: «Он направился к своей семье с опаской». Это означает, что он направился к своей семье поспешно и тихо. Отсюда следует, что он спешил подать угощение гостям, но вышел тихо, чтобы не ставить гостей в неудобное положение и не давать им повода стесняться. Это в отличии от того, кто медлит и тянет с оказанием гостеприимства, а потом берет деньги на глазах у гостя, взвешивает то, что берет, и берет посуду на глазах у гостя, и совершает иные действия, заставляющие гостя чувствовать стеснение и неловкость. А из аята следует, что пророк Ибрахим ﷺ не сделал ни того, ни другого.

Слова «к своей семье» - еще одна похвала, поскольку это указание на то, что все то, посредством чего оказывают гостеприимство, было приготовлено у семьи Ибрахима ﷺ, и у него не было потребности брать в долг у соседей или ходить куда-нибудь, кроме собственной семьи, когда приходят гости.

Слова: «и принес жирного теленка» содержат три вида похвалы.

Первый: Ибрахим ﷺ собственноручно прислуживал гостям. Он не послал им угощение, а принес его сам.

Второй: он принес гостям целого теленка, а не часть, чтобы они могли выбрать для еды наилучшие части .

Третий: теленок был жирным, а не худосочным, а жирный теленок относился к самому щедрому имуществу, любимому людьми. Ибрахим ﷺ был столь щедр, что ему не жалко было зарезать его и подать гостям.

Слова «Он придвинул его к ним» - это еще одна похвала и проявление благовоспитанности: поставить еду перед гостем, а не приготовить еду где-то, а потом заставить гостя подняться и отвести его туда.

Слова «Не отведаете ли?» содержат еще одну похвалу и проявление благовоспитанности. Ибрахим ﷺ предложил гостям угощение, сказав: «Не отведаете ли?» Это вежливое предложение, отличающееся от слов тех, кто говорит просто: «Берите же еду», «Ешьте», «Приступайте» или нечто подобное»

См. «Рисаля табукийя»

ОБЩЕНИЕ С БРАТЬЯМИ И ЕГО НЕДОСТАТКИ

Общение с братьями бывает двух видов. Один из них — притяжение натур и трата времени. Этот вид обычно приносит больше вреда, чем пользы. Как минимум он портит сердце и заставляет терять время.

Второй вид: общение с целью взаимопомощи в том, что является причинами спасения, и завещания друг другу истины и терпения. Это одно из величайших и полезнейших сокровищ, однако у него есть три недостатка:

Первый: украшение друг для друга.

Второй: разговоры и общение сверх необходимого.

Третий: превращение этого в страсть и привычку и, как следствие, отход от изначальной цели.

В общем, собрания — опыление. Либо для души, побуждающей к дурному, либо для сердца и души успокоившихся. От опыления получается результат. Хорошее опыление — хороший плод. Также и благие души: их опыление от ангела, а опыление скверных душ — от шайтана... Всевышний Аллах по мудрости Своей предназначил благих женщин для благих мужчин и благих мужчин — для благих женщин. Верно и обратное"

См. "Фаваид"

ЧРЕЗМЕРНОСТЬ В ОБЩЕНИИ С ЛЮДЬМИ

Одним из следствий чрезмерности в общении с людьми становится наполнение сердца дымом дыхания потомков Адама так, что оно чернеет, и это приносит ему тревоги, печали и слабость, рассеянность и отсутствие сосредоточенности. На сердце ложится тяжкое бремя, которое оно не в состоянии нести. Это скверные товарищи.

Оно упускает то, в чем польза для него, занимаясь людьми и отвлекаясь на них и их дела, и мысли его распыляются, следуя за их потребностями и желаниями. Что же остается от него после этого для Аллаха и мира вечного?.. Сколько бед приносит чрезмерное общение с людьми и скольких благ оно лишает человека, сколько испытаний приносит и сколько милостей отвращает, сколько горя и несчастий приносит с собой! Именно люди становятся пагубой для людей. Было ли что-то более вредное для лежащего на смертном одре Абу Талиба*, чем скверные товарищи? Они наседали на него до тех пор, пока не отвратили его от произнесения слов, которые обеспечили бы ему вечное счастье.

Это общение, в основе которого лежит некая симпатия в этом мире и получение мирской пользы друг от друга, на самом деле оказывается враждой, когда все встает на свои места, и тогда человек кусает локти в отчаянии и горьком сожалении. Как сказал Всевышний Аллах: «В тот день несправедливый станет кусать свои руки и скажет: «Лучше бы я последовал путем Посланника! О горе мне! Лучше бы я не брал такого-то себе в друзья! Это он отвратил меня от Напоминания (Корана) после того, как оно дошло до меня» (Сура 25 «Различение», аяты 27-29). И Всевышний Аллах сказал: «В тот день врагами станут вся любящие друзья, кроме богобоязненных»** (Сура 43 «Украшения», аят 67). Пророк Ибрахим ﷺ сказал своим соплеменникам: «Вы стали поклоняться идолам вместо Аллаха только из-за любви (или ради любви) друг к другу в мирской жизни. Но потом в День воскресения, одни из вас станут отвергать и проклинать других. Вашим пристанищем будет Огонь, и не будет у вас защитников» (Сура 29 «паук», аят 25).

Таково положение всех обладателей общей корыстной цели: они относятся друг к друга с симпатией до тех пор, пока вместе участвуют в ее достижении. А когда цель эта остается в прошлом, они начинают горько сожалеть и испытывают печаль и боль, а симпатия превращается во взаимные ненависть, проклятия и порицания.

Это происходит, когда цель эта оборачивается печалью и мучениями. Мы наблюдаем это в этом мире: каково положение соучастников в позорном деянии, когда их хватают и подвергают наказанию. Когда люди сотрудничают в ложном и именно оно лежит в основе их взаимной симпатии, эта симпатия непременно превратится в ненависть и вражду.

Полезное общение – это когда ты общаешься с людьми и участвуешь вместе с ними в благом. Это может быть пятничная и коллективная молитва, праздники и хадж, приобретение знания, усердие на пути Аллаха и обмен благими советами. И при этом ты должен отдаляться от них в скверном и в излишествах в дозволенном.

Если же человек находится с людьми, когда они совершают нечто скверное, и у него нет возможности избежать этого, то он должен остерегаться соглашаться с ними в том, что они делают. И он должен терпеливо перенести наносимые ими обиды, потому что они непременно станут обижать его, если у него не будет силы и помощников. Однако за обидами и страданиями последуют величие, любовь и возвеличивание и похвала в его адрес от людей вообще, от верующих в частности и от Господа миров. А потакание им влечет за собой унижение, ненависть и порицание с их стороны и со стороны верующих, и от Господа миров.

Наши рекомендации