Говорят также, что благородный не станет наживаться на друге.

Как-то один человек принимал у себя группу юношей, и когда они завершили трапезу, пришла служанка и стала поливать им, чтобы они могли вымыть руки. Один из них весь сжался и сказал: «Это неблагородно – когда женщины поливают мужчинам, чтобы те мыли руки». А другой сказал: «Я прихожу в этот дом много лет и никогда не замечал, кто льет воду на наши руки».

Как-то раз группа молодых людей пришла навестить одного юношу, и он сказал: «О слуга, стели скатерть». Но тот не ответил. Юноша повторил свои слова и во второй раз, и в третий раз, но тот так и не исполнил веление. Гости посмотрели друг на друга и сказали: «Это неблагородно – когда человек держит слугу, который не слушается его и не стелет скатерть, хотя ему столько раз сказали об этом!». Тогда хозяин дома спросил слугу, явившегося наконец слугу со скатертью: «Почему ты так задержался?» Тот ответил: «На скатерти были муравьи, а ведь это невежливо – стелить для гостей скатерть с муравьями. Но с другой стороны, было бы неблагородным и стряхивать муравьев, прогоняя их от их запасов. Поэтому я подождал, пока муравьи уйдут». Тогда присутствующие сказали: «О слуга! Подобные тебе должны прислуживать благородным!».

К проявлениям беспримерного благородства относится и следующая история. Рассказывают, что один человек, отправившись в Медину, совершая хадж, уснул и потреял пояс, в котором была тысяча динаров. Встревожившись и испугавшись, он вцепился в Джа’фара ибн Мухаммада, воскликнув: «Ты взял мой пояс!» Тот спросил: «А что там было?» Он ответил: «Тысяча динаров». Тогда Джа’фар отвел его в свой дом и дал ему тысячу динаров. Позже тот человек нашел свой пояс и пришел к Джа’фару, извиняясь и намереваясь вернуть деньги, однако тот отказался принимать их и сказал: «Я ни за что не приму назад то, что я выпустил из рук своих». Тогда этот человек спросил людей: «Кто он?» Ему ответили: «Джа’фар ибн Мухаммад, да будет доволен Аллах им и его отцом»

См. «Мадаридж ас-саликин»

ВОЗВЫШЕННОСТЬ

Слово муруа (возвышенность) образовано от слова мар’ (мужчина, человек), слово футувва (благородство) – от слова фата (юноша, молодой человек), а инсаниййа (человечество, человечность) – от инсан (человек).

Таким образом, истинная суть возвышенности – обладание человеческими свойствами, отличающими человека от бессловесного животного и проклятого шайтана, ибо, поистине, в душе есть три воздействующих на нее побудительных мотива.

Один побуждает человека к обладанию качествами, присущими шайтану. Это - высокомерие, зависть, надменность, преступание границ дозволенного, совершение зла, нанесение обид, нечестие, обман.

Другой побуждает его к обладанию качествами, присущими животным. Это мотив страсти.

Третий побуждает к обладанию ангельскими качествами. Это благодеяние, чистосердечие, благочестие, знание, покорность.

Таким образом, истинная суть возвышенности – ненависть к первым двум мотивам и подчинение третьему. Недостаток возвышенности или отсутствие ее предполагает подчинение первым двум мотивам и следование им, где бы то ни было.

Человечность, возвышенность, благородство – все это в ослушании первых двух мотивов и подчинении третьему. Как сказал один из праведных предшественников: «Аллах сотворил ангелов с разумом, но без страстей, и Он сотворил животных со страстями, но без разума, и Он сотворил потомка Адама и наделил его разумом и страстями, и у кого разум побеждает страсти, тот приравнивается к ангелам, а у кого страсти побеждают разум, тот приравнивается к животным».

Поэтому о возвышенности и было сказано, что это победа разума над страстями.

А факыхи дали возвышенности следующее определение: «Это использование того, что украшает раба Аллаха, и оставление того, что оскверняет и позорит его».

Говорят также, что возвышенность – это использование всякого благого качества и отдаление от всякого скверного качества.

Итак, истинная сущность возвышенности – избегание низости и пороков, будь то слова, нравственность или деяния.

Возвышенность языка – сладость, благость и мягкость его и пожинание плодов его с легкостью.

Возвышенность нрава – это когда он достаточно просторен и для объекта любви, и для объекта ненависти.

Возвышенность имущества – правильное расходование его в похвальных с точки зрения разума, людского обычая и Шариата направлениях.

Наши рекомендации