Высшее проявление щедрости названо альтруизмом. Всего существует три степени щедрости.
Первая степень - когда человек щедро отдает и это не представляет никакой трудности для него. Это великодушие.
Вторая степень - когда человек отдает больше, чем оставляет себе, или столько же. Это щедрость.
Третья степень - когда человек предпочитает себе другого, отдавая ему то, в чем нуждается сам. Это альтруизм, противоположностью которого является эгоизм, то есть отказ давать брату то, в чем он нуждается. Это как раз то, о чем говорил Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ансарам (да будет доволен ими Аллах): "Поистине, после меня вам будут предпочитать других, так проявляйте же терпение, пока не встретитесь со мной у водоема" (аль-Бухари, Муслим).
О том, что ансарам присущ альтруизм, упоминается в словах Всевышнего:
"Они отдают предпочтение перед собой, даже если сами нуждаются" (59:9).
Таким образом, Всевышний сообщил, что этим людям была присуща высочайшая степень щедрости, и они были известны этим.
Кайс ибн Саад ибн Убада, да будет доволен ими Аллах, относился к числу людей, известных своей щедростью. Однажды он заболел, и его удивило то, что люди не спешат навещать его. Он спросил о них, и ему сказали: "Они стесняются. потому что они должны тебе". Он же сказал: "Да принизит Аллах имущество, которое удерживает братьев от посещения друг друга!" И он велел объявить, что прощает долг всем, кто должен ему, и ещё до наступления вечера навестить его пришло столько человек, что у его двери даже сломался порог.
Однажды его спросили: "Случалось ли тебе видеть более щедрого, чем ты сам?" Он ответил: "Да. Однажды мы остановились в пустыне у одной женщины. Когда ее муж пришел, она сказала: "У тебя гости". Тогда он привел верблюдицу и заколол ее и предложил нам угощение. На следующий день он привел еще одну верблюдицу и заколол ее. Тогда мы сказали: "Но ведь от той вчерашней, мы съели лишь небольшую часть". Он же ответил: "Я не кормлю своих гостей остатками". Мы пробыли у него два или три дня, поскольку дни были дождливые, и он поступал так. А уезжая, мы оставили в его доме сто динаров, и сказали его жене: "Передай ему наши извинения". И мы отправились в путь. В разгар дня мы услышали, как кто-то кричит: "Остановитесь, о путники, достойные упрека! Неужели вы оставили мне стоимость моего гостеприимства?!" Приблизившись, он сказал: "Вы заберете назад свои деньги или я проткну вас своим копьем!" И мы забрали деньги, и он ушел".
Посмотрите же на предопределение Мудрого, Ведающего: он предопределил предпочтение других людей ансарам в этом мире, при том, что они сами предпочитали других себе, дабы воздать им за то, что они предпочитали себе своих братьев в этом мире высокими степенями в садах Эдема, возвысив их над другими людьми. Тогда станет очевидным достоинство их альтруизма, и те, кто предпочитал им других, будут завидовать им белой завистью. Это милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает, а Аллах - обладатель великой милости.
И если увидишь. что люди предпочитают тебе других, несмотря на то, что сам ты предпочитаешь других себе, знай, что Всевышний желает тебе блага. А Всевышний Аллах знает обо всем лучше.
См. "Мадаридж ас-саликин"
ПРЕДПОЧТЕНИЕ ТВОРЕНИЙ
Альтруизм крайне важен и в религии, и в отношениях между людьми. Это предпочтение кого-то себе посредством отказа от чего-то в его пользу. Непременным его условием является потребность в том, от чего ты отказываешься, поскольку если потребность отсутствует, то это не предпочтение себе других, а просто великодушие и щедрость. Это если речь идет о творениях. А Всевышний Аллах предпочитает одного Своего раба другим, не испытывая при этом потребности ни в чем, ибо, поистине, Он – Самодостаточный, Достойный хвалы.
В мольбе, которая передается от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, говорится: «О Аллах! Добавь нам и не забирай у нас, даруй нам и не лишай нас, почти нас и не подвергай нас унижению, предпочти нас и не предпочитай нам других, сделай нас довольными и будь доволен нами!» (ат-Тирмизи, 3173).
Говорят также: кто предпочитает Аллаха другим, того и Аллах предпочитает другим. Разница между альтруизмом и эгоизмом заключается в том, что альтруизм – это когда ты уступаешь другому то, чего желаешь для себя, а эгоизм – это когда ты оставляешь себе нечто, не уступая его другому. В хадисе говорится: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, принял у нас присягу с условием, что мы будем слушаться и повиноваться в трудном и легком, охотно и неохотно, и даже если нам будут предпочитать других» (аль-Бухари, Муслим).
Таким образом, предпочтение других может быть связано либо с творениями, либо с Творцом. Если оно связано с творениями, то совершенное его проявление – когда ты предпочитаешь других таким образом, что это не отнимает у тебя время, не портит твое положение и не приводит в негодность твою религию, не становится препятствием на твоем пути и не мешает благу приходить к тебе. Если же предпочтение других себе сопровождается чем-то из названного, тогда лучше предпочесть себя другим. Человек не должен предпочитать себе кого бы то ни было, когда дело касается его доли от Аллаха, и это очень трудно для идущего к Господу, тогда как первое легче. Ибо, поистине, похвальный альтруизм – тот, проявляющего который Аллах похвалил, а это предпочтение себе других в том, что касается мирских благ, а не в том, что касается времени, религии и того, что несет праведность и благополучие сердцу. Всевышний Аллах сказал:
«Они отдают предпочтение перед собой, даже если сами нуждаются. А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими» (59:9).
Всевышний сообщил, что предпочитать себе других следует посредством того, что отказавшись от алчного стремления к чему, человек входит в число преуспевших. А это излишки мирских благ, а не время, которое тратится на покорность Аллаху. Преуспеяние заключается как раз в том, чтобы дорожить этим временем и беречь его, ибо того, кто не дорожит своим временем, люди оставят разорившимся и не имеющим ничего. Дорожить своим временем, проявлять скупость в отношении него – значит преображать сердце и сохранять капитал его. Это подтверждается и тем фактом, что Всевышний Аллах повелел состязаться в делах благочестия, соревноваться в них и спешить совершать их, а это противоположность альтруизму в их совершении.