А это в свою очередь, зиждется на пяти столпах: знании, щедрости, терпении, благодушии и правильности Ислама.

Если говорить о знании, то оно необходимо, чтобы знать приметы высокой нравственности и низости, дабы человек имел возможность украшать себя благими нравственными качествами и избегать скверных.

Если говорить о щедрости, то она предполагает великодушие и стремление к даянию, и подчинение души своему обладателю всякий раз, когда он требует от нее щедрости.

Терпение требуется потому, что если человек не способен вытерпеть описанное выше и преодолевать трудности, связанные с его претворением в жизнь, то он не будет готов к этому.

Под благодушием подразумевается то, что Всевышний Аллах наделяет человека благой природой, которая легко управляема и легко подчиняется своему обладателю и быстро внимает, когда ее зовут к благому.

Человеческая природа бывает трех видов. Есть подобная камню, неподатливая и черствая, которая не смягчается и не покоряется. Есть подобная воде и воздуху, которая быстро подчиняется и устремляется на зов всякого, кто обращается к ней с призывом, подобная ветви, которая колышется от любого ветерка. Эти две природы - отклонившиеся от правильного, ибо одна не приемлет, а вторая не сохраняет. А есть ещё природа, объединяющая в себе мягкость, твердость и чистоту. Благодаря мягкости она приемлет благое, благодаря твердости сохраняет его, а благодаря чистоте постигает суть вещей. Это совершенная природа, порождающая всевозможные благие нравственные качества.

Что же касается правильности Ислама, то это ось всего перечисленного, делающая правильным всякое благое нравственное качество, поскольку именно в соответствии с силой веры - в том числе и в награду, благое обещание Аллаха и воздаяние от Него - человеку облегчается все перечисленное и сам он ощущает сладость обладания этими качествами. А Аллах дарует успех и помогает.

См. [Мухтасар сунан Абу Дауд]

СТОЛПЫ БЛАГОНРАВИЯ

Благонравие зиждется на четырех столпах, без которых его существование невозможно представить. Это терпение, целомудрие, смелость и справедливость.

Если говорить о терпении, то оно делает человека выдержанным и заставляет его сдерживать ярость, воздерживаться от причинения зла другим, делает его кротким, благоразумным и мягким, оберегая его от легкомыслия и поспешности.

Целомудрие побуждает его воздерживаться от пороков и скверных слов и деяний и делает его стыдливым. Оно стоит во главе всякого блага и удерживает человека от мерзости, скупости и лжи, хулы и сплетен.

Смелость делает человека благородным и побуждает его предпочитать высокую нравственность и благородные поступки. Она же побуждает его к даянию и великодушию, которые суть смелость души и сила ее в жертвовании тем, что любимо человеку, и расставании с этим. Смелость побуждает сдерживать ярость и проявляет кротость. Благодаря силе и смелости человек сохраняет контроль над душой своей и сдерживает ее. Как сказал Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "По-настоящему силен не тот, кто побеждает многих в поединке. По-настоящему силен тот, кто способен контролировать себя в гневе" (аль-Бухари, Муслим). Такова истинная природа смелости. Благодаря этому качеству человек оказывается способным одолеть противника.

А справедливость побуждает человека к умеренности в его нравственности, к золотой середине между двумя крайностями - чрезмерностью и небрежностью. Она побуждает к щедрости и великодушию, которые являют собой золотую середину между скупостью и расточительству. Она побуждает также к стыдливости, которая представляет собой золотую середину между трусостью и безрассудством. Побуждает она и к благоразумию, которое являет собой золотую середину между гневом и презренностью и малодушием.

Все благие нравственные качества берут свое начало от этих четырех.

См. "Мадаридж ас-саликин"

ИЗМЕНЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ

Это очень полезная глава для идущего к Господу, помогающая ему быстрее достичь цели, ведущая его посредством нрава его, который невозможно никуда деть, ибо, поистине, самое сложное для человеческой природы - изменить нравственные качества, присущие людям. Исполнители сложных духовных практик, требующих огромных усилий, стремились к этому, но большинству из них так и не удалось изменить эти качества. Душа из-за этих практик отвлекается от проявления власти своей, а когда приходит власть этих нравственных качеств и проявляется, она одолевает войско духовных практик и, разметав их, завладевает царством человеческой природы.

Благодаря этой главе идущий к Господу обретает гармонию со своими нравственными качествами и не нуждается в изменении или устранении, и движение его сильнее, серьёзнее и быстрее движения того, кто занят их устранением.

Но прежде приведем пример, наглядно демонстрирующий то, о чем мы ведем речь. Это бурно бегущая река, которая затапливает землю, жилые районы и дома. Люди же, зная о том, что она не остановится, пока не разрушит их дома и не уничтожит их землю и имущество, разделились на три группы.

Первая группа направила все усилия на то, чтобы остановить реку и сдержать её. Но они почти ничего не смогли сделать. Из-за их попыток вода может собраться в одном месте, а потом снести возводимые ими заграждения, в результате чего разрушительное действие реки окажется ещё серьёзнее.

Другая группа, увидев эту ситуацию, поняла, что такие меры не принесут пользы, и решила, что невозможно избавиться от этой напасти, кроме как отрезав реку от её истока. И они постарались так и сделать. Однако у них это не получилось, потому что река по природе своей такова, что оказывает сильнейшее сопротивление их попыткам, и всякий раз, как они перекрывают её исток, вода начинает бить из другого места, и в результате это занятие отвлекло их от засевания земли, благоустройства и посадки деревьев.

А третья группа придерживалась мнения, отличного от мнения обеих групп, понимая, что те упустили множество благ. Они старались отвести реку от её русла, которое ведёт их к месту проживания, и им удалось направить её течение таким образом, чтобы они могли получать пользу от неё и она не причиняла им вреда. Они направили её к земле, способной производить разные растения, и напоили её водой эту землю, и она произвела разные виды кустарника, травы и плодов. Эта группа поступила с рекой наиболее правильным образом.

Приведя этот пример, скажем, что Всевышний Аллах по мудрости Своей вложил в человека и в другие живые существа природу, опирающуюся на две силы - силу гнева и силу страсти, и это природа - волевая (произвольная).

Наши рекомендации