Было, в печали вообще нет пользы для неё. А Аллах знает обо всём лучше.
Один из обладающих знанием сказал: «Душа особенная не имеет отношения к печали».
Абу аль-‘Аббас сказал: «Познание Аллаха таково, что свет его рассеивает всякий мрак, и радость от него прогоняет всякую скорбь».
Это прекрасные слова, ибо поистине, познавший Аллаха любит Его, и иначе и быть не может, а вокруг того, кто любит Его, рассеиваются облака тьмы, а сердце его покидают тревоги, заботы и печали, и оно наполняется радостью.
И приходят к нему делегации поздравлений и благих вестей, и с Аллахом он никогда не печалится.
Поэтому Всевышний Аллах сказал, упоминая сказанное Его Пророком ( да благословит его Аллах и приветствует) своему сподвижнику Абу Бакру:
«Не печалься, поистине, Аллах с нами» (сура 9 «Покаяние», аят 40).
Эти слова указывают на то, что с Аллахом не может быть печали и что не может быть печали у того, с кем Аллах. Печаль надлежит испытывать тому, кто лишился Аллаха, а о чём печалиться тому, с кем Аллах? И чему радоваться тому, кто лишился Аллаха?
Всевышний Аллах сказал:
«Скажи: “Это -милость и милосердие Аллаха". Пусть они возрадуются этому» (сура 10 «Юнус», аят 58).
Радость Его милости и милосердию -следствие радости, причиной которой становится Всевышний Аллах. Верующий радуется Аллаху больше, чем любой человек радуется любимому‚ или жизни, или имуществу, или благу‚ или власти. Верующий радуется Господу своему больше, чем всему этому. И сердце не вкусит настоящей жизни до тех пор, пока не испытает эту радость.
Эта радость отражается на его сердце и его лице, и ему достаётся одно из состояний обитателей Рая, которым Аллах дарует процветание и радость. Ради подобного следует трудиться и ради этого следует состязаться. Это и есть знание, к которому стремились обладатели высоких стремлений и решимости и в стремлении к которому опережали друг друга обладатели особенностей и достоинств.
См. [Тарик аль-хиджратейн].
ПРИЧИНЫ РАСШИРЕНИЯ ГРУДИ
Величайшая из причин расширения груди - единобожие и чем совершеннее и полноценнее единобожие тем больший простор ощущает человек в своей груди.
Всевышний Аллах сказал:
«Разве тот, чью грудь Аллах раскрыл для Ислама, кто на свету от своего Господа, равен неверующему?» (сура 39 «Толпы», аят 22).
И Всевышний Аллах сказал:
" Кого Аллах желает наставить на прямой путь, тому Он раскрывает грудь для ислама, а кого Он желает ввести в заблуждение, тому Он сдавливает и сжимает грудь, словно тот забирается на небо" (сура 6 «Скот», аят 125).
Следование прямым путём и единобожие относится к величайшим причинам расширения груди, тогда как придавание Всевышнему Аллаху сотоварищей и заблуждение, напротив, относится к величайшим причинам стеснения в груди.
К причинам расширения груди относится и свет, который помещает Аллах в сердце раба. Это свет веры. Поистине, он способствует расширению груди и радует сердце, и когда сердце раба Аллаха лишается этого света, возникает теснота, и оно оказывается в самой тесной и неприятной тюрьме.
К причинам расширения груди относится и знание. Оно расширяет грудь так, что она становится просторнее мира этого, тогда как невежество приносит тесноту и сжатость. Чем больше знание раба Аллаха, тем больше расширяется грудь его. Однако это приходит не с каждым знанием, а только со знанием, унаследованным от Посланника ( да благословит его Аллах и приветствует). Это полезное знание, и у его обладателей больше простора в груди, чем у кого бы то ни было, и у них самые свободные сердца, самый лучший нрав и самая прекрасная жизнь.
К причинам расширения груди относится возвращение к покорности Всевышнему Аллаху и любовь к Нему всем сердцем, стремление к Нему и наслаждение поклонением Ему - ничто так не расширяет грудь раба Аллаха. Он даже говорит порой: «Если в Раю я буду пребывать в подобном состоянии, то значит, жизнь моя благая!»
Любовь играет удивительную роль в расширении груди, обретении душевного спокойствия, умиротворении сердца, незнакомых тому, кто сам не пережил это. Чем сильнее любовь, тем просторнее в груди, и теснота появляется, только когда человек видит бездеятельных, которым всё это неведомо, ибо созерцание их - сор для глаз его, а общение с ними - лихорадка для духа его.
К главным причинам стеснения в груди относится тот случай, когда человек отворачивается от Всевышнего, когда сердце его привязано не к Нему, когда он беспечен к поминанию Его и любит кого-то другого, ибо поистине, кто любит не Аллаха, для того объект любви станет источником мучений, и нет на земле никого несчастнее такого человека: у него самое закоснелое мышление, самая жалкая жизнь, самое утомлённое сердце.
Есть две любви. Одна - рай на земле, радость души, наслаждение сердца, блаженство, пропитание и лечение для духа, и даже более: это его жизнь и отрада. Это любовь к одному лишь Аллаху всем сердцем и устремление всей силой стремления, воли и любви к Нему.