Они будут возлежать на ложах. И в этих садах они будут радоваться, ибо в них есть все, чего желают души и чем наслаждаются глаза, и они пребедет там вечно.
А если добавить сюда ещё и мысли о Дне добавления и возможности созерцать Лик Всевышнего и слышать слова Его без посредников… Как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Когда обитатели Рая будут пребывать в своем блаженстве, вдруг сверху на них прольется свет, и они поднимут головы, и вдруг увидят, что это Всевышний Господь смотрит на них сверху. И Он скажет: «О обитатели Рая, мир вам». Затем он прочитал слова Всевышнего:
«Милостивый Господь приветствует их словом: «Мир!» (36:58).
Он продолжил: «А потом Он скроется от них, и останется Его милость и благодать в их обители».
Если эти мысли присоединятся к упомянутым ранее, то сердце будет в своем движении к Господу быстрее ветра, и в пути оно не будет смотреть ни налево, ни направо.
Но есть и другая мысль, в которой растворяются все упомянутые ранее и которая отвлекает раба Аллаха от всех них. Это мысль о величии Всевышнего Господа, о Его красоте и совершенстве, могуществе и власти, вседержительстве и возвышенности над Троном, и о том, как Он произносил Писания Свои и слова, их составляющие, и о Его обращении к Своим ангелам и пророкам.
И если раб Аллаха осознает сердцем своим, что Он – Вседержитель, Обладающий властью над рабами, возвышенный над Троном Своим, единственный Распоряжающийся в Своем царстве, и что Он велит и запрещает, ниспосылает Свои Писания, проявляет довольство и гневается, вознаграждает и наказывает, дарует и лишает, возвеличивает и принижает, любит и ненавидит, милует, когда Его просят помиловать, и прощает, когда у Него испрашивают прощения, дает, когда Его просят об этом, отвечает, когда к Нему взывают, проявляет снисходительность, когда Его просят об этом.
Он превыше всего, и превосходит всё величием Своим, и могуществом Своим, и способностями Своими, и знанием Своим и мудростью Своей.
Если силы всех творений объединить в одном из них и все они обладали бы такой силой, то вся получившаяся сила по сравнению с могуществом Аллаха будет меньше, чем сила комара по сравнению с силой льва.
И если бы красоту всех творений можно было бы объединить в одном, а потом они все стали бы такими же красивыми, то вся эта красота по сравнению с красотой Аллаха была бы слабее, чем самый слабый светильник по сравнению с ослепительным светом солнца.
И если бы знание первых и последних можно было бы объединить, а потом каждый из них был бы наделен такими знаниями, то по сравнению со знанием Всевышнего Господа всё это знание было бы подобно клюву птицы, опущенному в море.
То же самое можно сказать и об остальных Его качествах, например, о Его способности слышать и видеть, и других аспектах Его совершенства. Он слышит все звуки, речи, произносимые на всех языках, и от Него не укрывается ни одна мольба, и Его не раздражает настойчивость взывающих к Нему. И Ему всё равно, про себя человек говорит или вслух, поскольку тайное и явное для Него одно и то же, и скрытое для Него – всё равно, что очевидное. Он видит, как крошечный черный муравей ползет по гладкой скале темной ночью, и Он видит каждую прожилку и продвижение пищи внутри его тела.
Он возлагает небеса на одном из пальцев Своих, землю – на другой, горы – на другой, деревья – на другой, воду – на другой, и сжимает небеса одной Рукой, а земли другой. И при этом семь небес в Руке Его подобны горчичному зернышку на ладони человека. И если бы все творения Аллаха встали в ряд, то они не смогли бы объять Всевышнего Аллаха. А если бы Он открыл завесу, то сияние Лика Его сожгло бы все творения, насколько простирается Его взор.
Если сердцем своим раб Аллаха ощущает всё это, то упомянутые выше мысли растворяются в его сознании, хотя и не покидают его. Это последняя мысль берет верх над ними и в нее вливаются все остальные. Человек с такой мыслью отличается особым поведением, и его путь к Аллаху – особый по сравнению с теми, кто не задумывается обо всем этом или ограничивается общим, поверхностным знанием.
Обладатель такой мысли идет к Аллаху наяву и во сне, в движении и в покое, когда ест и когда постится, и положение его отличается от положения людей.
См. «Мадаридж ас-саликин»
АЛЛАХ ВЕДЁТ ЖИВОТНЫХ
Удод относится к числу самых "смышленных" представителей животного мира и лучше остальных умеет обнаруживать воду под землей. Если говорить о руководстве Всевышнего Аллаха, доставшемся ему, то достаточно вспомнить поведанную Всевышним в Его Книге историю пророка Сулеймана, мир ему. Не видя удода среди присутствующих, он погрозил ему. А тот, явившись, первым делом представил свое оправдание, до того, как Сулейман, мир ему, успел что-то сказать.
Ияс сказал: "Молодой петух, находя зерно, предпочитает отдать его курицам, выпуская его из клюва, тогда как старый проглатывает его, а не бросает курицам... Что же касается того, сколькому научил Аллах животных в том, что связано с их повседневной жизнью, то это целый океан и говорить об этом можно бесконечно.
Удивительно, но лиса, когда ее одолевают блохи, выдирает у себя клок шерсти, а потом заходит в воду. А дождавшись, когда блохи, спасаясь от воды, переберутся на этот клок шерсти, бросает его в воду и спокойно уходит.
А однажды имел место такой случай. Волк съел лисят, а у волка в то время тоже были детеныши, и рядом была глубокая яма. Лиса спрыгнула в нее и прорыла подобие туннеля, чтобы можно было выйти, а потом пошла и загрызла волчат этого волка, а сама села рядом и стала ждать его возвращения. Когда тот вернулся и увидел, что сделала лиса с его волчатами, лиса бросилась вперед, и он погнался за ней. Она добежала до ямы и прыгнула в нее, а потом вышла через свой туннель, а волк прыгнул за ней, а вылезти уже не смог, и его убили жители тех мест.
Поведение обезьяны тоже удивительно. Амр ибн Маймун аль-Ауди рассказывает: "Ещё до Ислама я видел, как две обезьяны совершили прелюбодеяние, а остальные собрались и забили их камнями до смерти..." (аль-Бухари).