Надежда — песня погонщика, подгоняющая сердца и заставляющая их спешить в землю любимого. Это Аллах и мир вечный. Надежда скрашивает и облегчает путь.
Говорят также, что это предвкушение щедрости и милости Всевышнего Господа, и умиротворение в предвкушении Его великодушия.
Также говорят, что надежда — это когда человек полагается на щедрость Всевышнего.
Разница между надеждой и мечтаньями в том, что мечтанья сопровождаются ленью и выводят человека на путь серьезности и усердия. А надежда сопровождается приложением усилий и благим упованием.
Пример к первому случаю: человек, который мечтает иметь землю‚ которую бы он засеял, а потом собрал бы урожай.
Пример ко второму случаю: человек, который вспахал землю, засеял её и надеется, что посевы взойдут.
Поэтому знающие единодушно считают, что надежда недействительна без действия.
Шах аль-Кармани сказал: «Признаком правильности надежды является благая покорность [Аллаху] ».
Надежда бывает трёх видов. Два из них похвальны, а один вид являет собой порицаемое обольщение.
Первые два вида — это надежда человека, который трудится в покорности Аллаху, пользуясь светом от Аллаха, и при этом надеется получить награду от Него, а также надежда человека, который совершил грех, а потом раскаялся, и он надеется на прощение Всевышнего, Его снисходительность, благодеяние, щедрость, выдержанность и великодушие.
Третий вид — это надежда человека, который сознательно делает упущения и грешит, и при этом надеется снискать милость Аллаха, ничего мы этого не делая. Это обольщение, пустые мечтанья и ложные надежды.
Идущий смотрит в двух направлениях: на самого себя, свои недостатки и изъяны своих деяний, что открывает для него врата страха; а также на безграничность милости Аллаха‚ Его великодушие и доброту, и это открывает для него врата надежды.
Поэтому при описании надежды было сказано: «Это значит смотреть на безграничность милости Аллаха».
Абу ‘Али Ар-Рузбари сказал: «Страх и надежда - словно два крыла для птицы. Если они одинаковы, то и птица полетит нормально. Если одно из них с изъяном, то и полёт будет неполноценным. А есди их нет, то это значит, что птица умирает».
Ахмада ибн ‘Асыма спросили: «Каков признак надежды в рабе Аллаха?» Он ответил: «Он заключается в том, что, когда окружает его благодеяние, у него появляется мысли о благодарности‚ и он надеется обрести полную милость Аллаха в этом мире и в мире вечном, и Его полное прощение в мире вечном.
См. [Мадаридж ас-саликин]
ПОЛЬЗА НАДЕЖДЫ
К полезным свойствам надежды относится демонстрация подчиненности Аллаху (‘убудиййа) и невозможности обойтись без Него, и потребности в том, что человек надеется получить от Господа и чего жаждет он из Его благодеяния, а также того, что он не в состоянии обойтись без Его милости и благодеяния ни мгновения.
Также Всевышний любит, когда Его рабы надеются на Него и просят у Него Его милости, потому что Он — Истинный и Щедрый Властелин‚ щедрейший из тех, к кому обращаются с просьбами, щедрейший из тех, кто дарует. Самое любимое для щедрого — когда с ним связывают надежды и обращаются к нему с просьбами.
В хадисе сказано: «Кто не просит Аллаха, на того Он гневается» [Тирмизи, 3373]. Просящий надеется и стремится, и кто не надеется на Аллаха, на того Он гневается. Это ещё одна польза, приносимая надеждой: избавление от гнева Аллаха.
Также надежда подстегивает идущего к Аллаху и облегчает ему дорогу, побуждает его двигаться вперёд и помогает ему неуклонно следовать этим путём. Если бы не надежда, никто бы не шёл, ибо поистине, страх не заставит раба Аллаха двигаться — его заставляет двигаться любовь.
Страх тревожит его, а надежда подстегивает.
Также надежда толкает его к порогу любви, заставляя ступить в коридоры её. Когда надежда в человеке усиливается и он обретает то, что надеялся обрести, его любовь к Всевышнему Аллаху увеличивается, равно как и его благодарность Ему и довольство Им.
Также надежда помогает ему достичь наивысшего из положений: благодарности, которая являет собой самую суть подчиненности Аллаху (‘убудиййа). И если человек обретает то, что надеялся обрести, то это ещё больше побуждает его к благодарности Ему.
Также надежда помогает человеку больше узнать об Аллахе и Его качествах и сильнее привязаться к ним, ибо поистине, обладатель надежды привязан к Его прекрасным именам, поклоняется Ему посредством них, взывает к Нему посредством них. Всевышний Аллах сказал:
«У Аллаха — самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством них» (сура 7 «Преграды»‚
Аят 180).
Человек не должен отказываться от обращения к Аллаху с мольбами с упоминанием Его прекрасных имён, которые являются самым великим из того, посредством чего может взывать к Нему человек. Отказываться от надежды — значит отменить проявления подчинённости Аллаху (‘убу-диййа) посредством этих имён и обращения к Аллаху с мольбами посредством них.