Деяния сердца: страх и надежда
СТРАХ
Страх — один из трёх столпов веры и ихсана, с которыми связаны все возможные положения идущих к Аллаху. Это страх, надежда и любовь. Всевышний Аллах упомянул об этом в Своих словах:
«Скажи: “Взывайте к тем, кого вы считаете богами наряду с Ним. Они не властны выручать вас из беды или отвести её от вас". Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут пути приближения к своему Господу, пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него» (сура 17 «Ночное путешествие», аяты 56—57).
В аятах упомянуты все три столпа. Искать пути приближения к Нему — значит стараться приблизиться к Нему посредством любви к Нему и совершения того, что Он любит. Он сказал: «Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него». Упомянуты любовь, страх и надежда.
Смысл таков: те, к которым вы взываете помимо Аллаха, будь то ангелы, пророки или праведники, ищут приближения к Аллаху, которого они боятся и с которым связывают надежды, и они — такие же рабы Аллаха, как и вы сами.
Так почему же вы поклоняетесь им наряду со своим поклонением Аллаху, несмотря на то, что и вы, и они — Его рабы?
Всевышний Аллах повелел бояться Его, сказав:
«Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими» (сура З «Семейство Имрана», аят 175).
Таким образом, Он сделал страх перед Ним непременным условием действительности веры.
Всевышний Аллах похвалил самых близких к Нему из Его рабов за их страх перед Ним. Он сказал о Своих пророках после того, как похвалил их:
«Поистине, они спешили творить добро, вызывали к Нам с надеждой и страхом» (сура 21 «Пророки», аят 90).
И Он сказад об ангелах, которых Он уберёг от Своего наказания:
«Они боятся своего Господа, который над ними, и совершают то, что им ведено» (сура 16 «Пчёлы», аят 50).
А в достоверном хадисе Пророк ( да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, я больше всех вас знаю об Аллахе и больше вас всех боюсь Его».
И Пророк ( да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, я боюсь Аллаха, и лучше всех знаю, каким образом нужно бояться Его».
Пророку ( да благословит его Аллах и приветствует) случалось молиться, плача и издавая при этом звук, похожий на скрип вращающихся жерновов. Всевышний Аллах сказал:
«Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием» (сура 35 «Творец», аят 28).
Чем больше знает раб Аллаха о Нём, тем больше он боится Его.
Ибн Мас'уд ( да будет доволен им Аллах) сказал: «Достаточное знание — страх перед Аллахом».
Недостаток страха перед Аллахом происходит оттого, что раб Аллаха недостаточно знает Его, чем больше знает человек об Аллахе, тем больше он боится Его. Кто знает
Аллаха, тот стыдится перед Ним, боится Его и любит Его, и с увеличением этого знания увеличиваются стыдливость, страх и любовь.
Страх — одна из важнейших остановок на пути, и страх особых людей больше страха простых, и они больше нуждаются в нём, и он больше приличествует им и более обязателен для них. Раб Аллаха либо следует прямым путём, либо отклоняется от этого пути, и если он отклоняется от прямого пути, то он боится наказания за это своё отклонение, и вера недействительна без этого страха.
А страх рождается как результат действия трёх причин.
Первая: осознание своего преступления и его отвратительности. Вторая: вера в грозное обещание Аллаха, Который обещал наказание за ослушание. Третья: человек не знает, сможет ли он покаяться, будет ли у него такая возможность после совершения греха.
Эти три причины делают страх полноценным, и от их силы зависит сила страха. Обычно к совершению греха человека побуждает либо незнание того, насколько грех отвратителен, либо незнание скверных последствий, которые влечёт за собой грех, либо и то, и другое вместе. Однако часто человек склоняется к греху, успокаивая себя тем, что потом он покается. Обычно грехи обладателей веры таковы. Если же человек знает об отвратительности греха и его скверных последствиях, и при этом он боится, что врата покаяния по каким—то причинам не откроются для него и он не сможет покаяться вовремя, то его страх усиливается. Это до греха. А если человек уже совершил грех, то его страх усиливается. Если говорить в общем, то если человек в сердце своем постоянно помнит о мире вечном и воздаянии в нем, а также об отвратительности греха и наказании за него, и при этом у него нет уверенности в том, что ему удастся вовремя принести искренне покаяния, в в его сердце поднимается страх, с которым он не в состоянии справиться и который не покидает его, пока он не спасется.
Если же человек неуклонно следует прямым путём, то страх сопровождает каждый его вдох и выдох, поскольку он знает, что Аллах поворачивает сердца, как пожелает, и всякое сердце — меж двух пальцев Милостивого, и если Он пожелает наставить его на прямой путь, то наставит, а если пожелает, чтобы оно уклонилось в сторону, оно уклонится. От Пророка ( да благословит его Аллах и приветствует) передаётся, что в большинстве своих клятв он говорил: «Нет, клянусь Поворачивающим сердца! Нет, клянусь Поворачивающим сердца!» [Бухари, 7391 ].
Один из наших праведных предшественников сказал: «Сердце поворачивается быстрее бурно кипящей в котле воды». А один из них сказал: «Сердце в своей изменчивости подобно пёрышку, брошенному в пустыне так, что ветер переворачивает его и переворачивает».
Достаточно нам слов Всевышнего:
«Знайте, что Аллах возводит преграду между человеком и сердцем его» (сура 8 «Добыча», аят 24).
Какой же покой может быть у того, кто находится в таком положении? И кому надлежит испытывать страх больше, чем ему? Страх его сопровождает его неотступно, даже если порой он скрывается от него с изменением его состояний. Его сердце начинено этим страхом, однако порой он перестаёт ощущать его, потому что что-то иное одолевает его. Наличие чего—то и знание об этом — разные вещи. Первый страх — плод знания о благом обещании Аллаха и Его угрозе‚ а этот страх — плод знания о могуществе Аллаха и Его величии, и о том, что Он делает, что пожелает, и что Он двигает сердца и поворачивает их, как пожелает, - нет божества кроме Него!
См. [Тарик аль-хиджратейн]
СТРАХ - ОБЯЗАННОСТЬ
Это обязанность каждого. Всевышний Аллах сказал:
«Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими» (сура З «Семейство Имрана», аят 175).
И Всевышний Аллах сказал:
«И только Меня бойтесь» (сура 2 «Корова», аят 40).
«Не бойтесь же людей, а бойтесь Меня» (сура 5 «Трапеза», аят 44).