А те, кто ниже их по положению, уповают на Него в личном следовании прямым путем и сохранении правильной связи с Аллахом, не касаясь других людей.
Еще ниже по своему положению те, кто уповает на Него в известном, которое они получают от Него, будь то удел, благополучие, победа над врагами, обретение жены, ребенка и так далее.
Еще ниже их по положению тот, кто уповает на Него в снискании того, что Он не любит и что не угодно Ему, - несправедливости, выходе за рамки дозволенного, совершении грехов и мерзости. Обладатели подобных стремлений в основном обретают желаемое, испрашивая помощи у Аллаха и уповая на Него. Более того, бывает, что их упование на Него оказывается сильнее упования многих покорных Ему. Поэтому они ввергают себя в пучину погибели, полагаясь при этом на Аллаха, то есть надеясь, что Он спасет их и позволит им обрести желаемое.
Лучшее упование – упование в обязанностях – обязанностях перед Аллахом, обязанностях перед творениями, обязанностях перед собственной душой. И самый обширный и полезный из них вид – упование во внешнем воздействии в принесении пользы, связанной с религией, или избавлении от вреда, связанного с религией. Это упование пророков в утверждении религии Аллаха и устранении нечестия, которое творят нечестивцы на земле. И это упование их наследников. А положение остальных людей по отношению к упованию различается в зависимости от их стремлений и целей, ибо кто-то уповает на Аллаха в обретении власти, а кто-то уповает на Него в обретении куска хлеба.
Тот, кто искренне уповает на Аллаха в обретении чего-либо, непременно обретет это. И если Аллах любит это и оно угодно Ему, то обретенное принесет ему благо. А если Он недоволен этим и оно ненавистно Ему, то обретенное принесет ему вред. Если оно относится к разрешенному, то ему принесете пользу упование, а не то, с чем было связано его упование, если только он не использует это для выражения покорности Ему. А Аллах знает лучше.
См. «Мадаридж ас-саликин»
УПОВАНИЕ НА АЛЛАХА ДЕЛАЕТ ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНОЙ
Тот, кто отказывается от выбора и распоряжения в надежде на увеличение, из страха перед уменьшением, или из стремления к здоровью, или в стремлении уберечься от болезни, и при этом знает, что Аллах может всё, и что только Он выбирает и распоряжается, и что Его распоряжение лучше для раба его собственного распоряжения, и что Он лучше знает, в чём польза для Его раба, и обладает большей способностью принести ему эту пользу и извлечь её и желает рабу Своему больше блага, чем желает он самому себе, и более милосерден к нему, чем он сам, и если вместе с этим он знает, что не способен совершить и одного шага, опережая Его распоряжение или отступая назад от него, и никто не способен опередить Его предопределение и решение или отступить от Него, и падает ниц пред Ним и вверяет себя воле Его и склоняется перед ним так, как склоняется слабый невольник перед могущественным и грозным царём, который распоряжается рабом своим, как пожелает, тогда как раб не способен распоряжаться им каким бы то ни было способом — сделав это, человек отдохнёт от забот, тревог, тягот и печалей, и его бремя и заботу о его нуждах и интересах возьмёт на Себя Тот, Кому нетрудно нести эту ношу и она не обременяет Его.
Он возьмёт на Себя всё это вместо Своего раба и покажет ему Свою доброту, заботу, милость и благодеяние, причём раб не будет уставать и утомляться из-за этого и не будет заботиться об этом, потому что всё своё внимание он направил на Него и сделал Его своей единственной заботой, и Он избавил его от забот об удовлетворении мирских потребностей и нужд, освободив от них сердце его. Как же прекрасна его жизнь! И как наслаждается сердце его и как радуется он!..
Если же раб настаивает на собственном распоряжении и выборе и желает заботиться о своей доле, а не о соблюдении прав Господа своего, то Он предоставляет ему самостоятельно делать выбор для себя и направляет его туда, куда он сам себя направил, и к нему приходят тревоги, скорби, печали, тяготы, страх, утомление, помутнение рассудка и он впадает в скверное состояние.
И сердце его не становится чистым, и дела его не будут благодатными, и надежды его не осуществятся, и отдохновения он не обретёт, и не будет у него блаженства, которым он мог бы наслаждаться. Он окажется отделённым от радости своей и того, что приносит ему умиротворение. Он трудится в этом мире, как зверь, но при этом надежды его не воплощаются и он не запасается для Дня воскрешения.
Всевышний Аллах дал рабу веления и гарантии, и если он станет исполнять Его веления с чистосердечием, правдивостью, искренностью и усердием, то Всевышний Аллах дарует ему то, что гарантировал ему, то есть удел, достаток, помощь и удовлетворение потребностей. Ибо, поистине, Всевышний Аллах гарантировал удел тому, кто поклоняется Ему, помощь тому, кто уповает на Него и просит Его о помощи, и достаток тому, кто сделал Его своей главной заботой и объектом своих стремлений, и прощение тому, кто просит у Него прощения, и удовлетворение потребностей тому, кто был усерден, верил в Него, надеялся на Него и стремился к Его милости и щедрости.
Благоразумный человек уделяет внимание Его велениям, исполнению их и Его содействию, а не гарантиям, которые Он дал, ведь Аллах — Исполняющий обещания, Правдивый. Кто исполняет свои обещания лучше Аллаха?
К признакам того, что данный человек относится к числу счастливых, относится его внимание к велениям Аллаха, а не к Его гарантиям, а к признакам того, что раб лишён [помощи Всевышнего], относится отсутствие в его сердце внимания к Его велениям, любви к Нему, страха перед Ним, причём он уделяет большое внимание Его гарантиям.