ЛЮБОВЬ К ПОСЛАННИКУ да благословит Его Аллах и приветствует
Всевышний Аллах сказал: «Пророк имеет больше прав на верующих, чем они сами» (33:6).
Это доказательство того, что тот, кто не считает, что Пророк да благословит Его Аллах и приветствует имеет больше прав на них, чем они сами, не относится к верующим. Это подразумевает следующее.
Пророка да благословит Его Аллах и приветствует раб Аллаха должен любить больше, чем самого себя, потому что любовь – основа этого первостепенного права, и самого себя человек любит больше других. И вместе с тем Посланник да благословит Его Аллах и приветствует должен быть для человека важнее самого себя., и он должен любить его больше, и тогда он называется верующим.
Из этого первостепенного права и любви вытекает совершенство покорности, подчинение, довольство, смирение и прочие следствия любви, такие как довольство его постановлениями, исполнение его велений и предпочтение его всему остальному.
Раб Аллаха вообще не должен принимать какие бы то ни было постановления относительно себя. Постановления эти для него уже вынесены Посланником да благословит Его Аллах и приветствует , и он имеет большую власть над ним, чем господин над рабом и чем родитель над ребенком. Он не распоряжается собой – им распоряжается Посланник да благословит Его Аллах и приветствует , который имеет больше прав на него, чем он сам.
Как же может соблюдаться это первостепенное право в случае с человеком, который не признает решения Посланника да благословит Его Аллах и приветствует и довольствуется решениями кого-то другого, будучи спокойным в отношении них больше, чем в отношении решений Посланника Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует ? Такой человек считает, что верное руководство не черпается из светоча его, но получается из указаний разума, и что принесенное Посланником да благословит Его Аллах и приветствует не дает достоверного знания. От подобных людей можно услышать и другие утверждения, свидетельствующие о том, что они отвернулись от него и от того, с чем он пришел, и стали искать полезное знание не у него. Все это – явное заблуждение.
Соблюдение этого первостепенного права достигается только путем отстранения от всех остальных и превращения его в своего наставника и предводителя во всем и все слова, кроме сказанных им, нужно сравнивать с тем, что принес он, и если принесенное им подтверждает правильность этих слов, их следует принять, а если принесенное им указывает на ложность этих слов, их следует отвергнуть. А если принесенное им не указывает ясно на правильность либо ложность утверждения, как это бывает в случае с некоторыми историями людей Писания, то эти утверждения не следует ни принимать, ни отвергать. То есть нужно воздержаться от какого-либо суждения до тех пор, пока не выяснится точно, соответствует это утверждение истине или нет.
Кто последует этим путем, тот благополучно совершит свое путешествие, и его знание и деяния будут правильными, и истина повернется к нему со всех сторон.
См. «Рисаля табукийя»
БЛАГОВОСПИТАННОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПОСЛАННИКУ да благословит Его Аллах и приветствует
Коран наполнен описаниями этой благовоспитанности.
Главное проявление благовоспитанности по отношению к нему – совершенство подчинения ему, исполнения его велений, принятие на веру его слов, так, чтобы человек не противопоставлял им нечто воображаемое и ложное, именуемое рациональным, логичным, или ложные утверждения и сомнения. И человек не должен предпочитать принесенному им мнения людей и самое скверное, что есть в их мыслях. Он должен принимать только его решения и безоговорочно подчиняться лишь ему, покоряясь ему и слушать его подобно тому, как он поклоняется лишь Тому, Кто направил к нам Посланника да благословит Его Аллах и приветствует , и обращает свою покорность, смирение, возвращение к покорности после ослушания и упование к Нему Одному.
Это признание двух категорий единственности (таухид), без которого рабу Аллаха не спастись от Его наказания: признание единственности Того, Кто направил Посланника да благословит Его Аллах и приветствует, и признание Посланника да благословит Его Аллах и приветствует, как единственного, за кем нужно следовать.
Человек не должен обращаться за решениями к кому-то другому, довольствоваться решениями кого-то другого. И он не должен ставить исполнение его веления или принятие переданного им в зависимость от мнения своего шейха, имама, своих единомышленников и товарищей так, что если они разрешат, он сделает это, а если не разрешат, то, если он хоть немного стремится к благополучию, то просто не станет исполнять веление Посланника да благословит Его Аллах и приветствует, или принимать то, что он принес и поручил им, а если (такого стремления в нем не осталось), то он еще и исказит принесенное Посланником да благословит Его Аллах и приветствует, и назовет это истолкованием и скажет: мол, мы истолковали его.