О тот, кого о помощи прошу я
Когда надеюсь что-то обрести,
О Тот, к Кому я за защитой обращаюсь,
Желая от опасностей спастись!
Никто не может кость срастить,
Что сломана Тобою;
Никто не сможет то сломать,
Что срощено Тобою …
См. «Мадаридж ас-саликин»
ПОДЧИНЕННОСТЬ И ЛЮБОВЬ
Это цель, к которой стремятся идущие к довольству Аллаха и которую преследуют вершащие деяния. Это истинная покорность Ему (убудийя), любовь к Нему и стремление к встрече с Ним. Раб Всевышнего радуется Ему, и Он становится отрадой очей его, и сердце его, и члены тела его успокаиваются благодаря Ему, и поминание Его завладевает языком любящего Его и его сердцем. Место мыслей об ослушании занимают мысли о любви к Нему.
И стремление приблизиться к Нему и снискать Его довольство занимают место стремления к ослушанию Его и к неугодному Ему. А язык и прочие органы тела начинают двигаться ради покорности Ему, а не ради ослушания Его. Сердце его наполняется любовью к Нему, язык его неустанно поминает Его, и органы тела его покорны Ему. Эта особая «сломленность», смирение оказывает особое воздействие на любовь – его не описать словами.
Один из знающих сказал: «Я входил к Аллаху через все врата покорности, и к каким бы вратам ни подошел я, я видел там столпотворение и не мог войти. Так продолжалось до тех пор, пока я не подошел к вратам смирения и потребности в Нем. И я увидел, что эти врата – самые близкие к Нему и притом самые широкие, и там не было давки и никто не мешал мне войти туда. И стоило мне только ступить на порог, как Всевышний взял меня за руку и ввел к Себе…»
Шейхуль-Ислам Ибн Теймийя, да будет милостив к нему Аллах, сказал: «Пусть тот, кто желает обрести вечное счастье, будет у порога рабской покорности Ему (убудийя)».
Один из знающих сказал: «Нет пути к Аллаху более короткого, чем убудийя, и нет завесы толще, чем утверждения (не соответствующие истине), и не принесут пользы деяния и усердие, когда есть самолюбование и высокомерие. И если есть у человека смирение и потребность в Господе, то даже если он не будет делать ничего, кроме обязательного, это не повредит ему».
Таким образом, это смирение, эта особая «сломленность» помогает рабу войти к Аллаху, ставит его на путь любви и открывает перед ним врата, которые открываются только для следующих этим путем. Пути других благих деяний и выражений покорности Ему тоже открывают перед рабом врата любви.
Однако врата, которые открываются перед ним благодаря смирению, «сломленности», потребности в Нем и принижению души своей и отношения к ней, как к чему-то слабому, бессильному, порочному, неполноценному и заслуживающему порицания, рассматривая ее как нечто пропащее, лишенное силы, нерадивое, грешное, совершающее ошибки, - это нечто совершенно иное, это совсем другое открытие.
Следующий этим путем далек от остальных людей. Они идут одним путем, он – другим. Эта дорога зовется дорогой птицы, и, следуя по ней, спящий на постели своей опережает бегущих и просыпается утром, уже преодолев нужное расстояние и опередив караван. Он беседует с тобой и одновременно уже обогнал спешащих… А Аллах – Тот, Кого просят о помощи, и Он – лучший из прощающих.
Происходящее с ним – следствие любви Аллаха к нему и Его радости покаянию Его раба, ибо поистине, Он, Всевышний, любит кающихся и радуется их покаянию величайшей и совершеннейшей радостью.
И всякий раз, когда раб задумывается о милостях Всевышнего Господа, которые приходят к нему, до совершения греха, во время его совершения или после, и вспоминает о Его доброте, выдержанности и благодеянии по отношению к Нему, сердце его наполняется любовью к Нему и стремлением к встрече с Ним. Ибо поистине, сердца созданы такими, что они любят того, кто делает им добро. А какое добро может сравниться с добром Того, Кого раб открыто ослушивается, а Он посылает ему милости Свои, окружает его Своей заботой, покрывает его, защищает его от врагов его, которые только и ждут малейшей невнимательности с его стороны, чтобы напасть на него, отгоняет их от него и не позволяет им подойти к нему?
См. «Мадаридж ас-саликин»
РЕВНОСТЬ АЛЛАХА ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕРДЦУ ЕГО РАБА
Всевышний Аллах ревнует сердце раба Своего, не желая, чтобы в сердце этом не было любви к Нему, страха перед Ним и надежды на Него и чтобы там был кто-то другой. Всевышний Аллах сотворил его для Себя и избрал его среди других творений.
Как сказано в хадисе-кудси: «О сын Адама! Я сотворил тебя для Себя, и сотворил все сущее для тебя, и заклинаю тебя правом Моим на тебя: не отвлекайся на то, что Я сотворил для тебя, от того, для чего Я сотворил тебя».
А в другом хадисе-кудси говорится: «О сын Адама! Я сотворил тебя для Себя, так не играй же, и Я гарантировал тебе удел твой, так не утомляйся же. О сын Адама! Стремись ко Мне и найдешь Меня, и если ты найдешь Меня, то найдешь все, а если упустишь Меня, то упустишь все, и Я лучше для тебя, чем все остальное».
И Он ревнует язык его, не желая, чтобы вместо поминания Его он поминал кого-то другого. И Он ревнует члены тела его, не желая, чтобы вместо покорности Ему они были заняты ослушанием Его. И очень скверно, когда его Истинный Владыка ревнует сердце его, язык его и органы тела его, а сам он не ревнует их.
Если Аллах желает рабу Своему блага, то, когда его сердце отвлекается от Него, занятое любовью к кому-то иному, Он посылает ему разные виды мучений, пока сердце его не вернется к Нему. И когда органы тела его заняты не покорностью Ему, Он подвергает их разным испытаниям. Это проявления ревности Всевышнего по отношению к Его рабу.
Всевышний Аллах не только ревнует Своего верующего раба, но и ревностно оберегает его, и не позволяет нечестивцу нанести ему вред. Поистине, Всевышний Аллах защищает тех, кто уверовал, и Он оберегает их сердца, органы их тела, их семьи, их женщин, их имущество. Он ревностно защищает их подобно тому, как они ревностно оберегают Его запреты, дабы они не нарушались ни ими самими, ни кем-то другим.
И Всевышний Аллах ревностно оберегает Своих рабов, будь то мужчина или женщина, от нечестивцев как через Шариат, так и через предопределение. И ради этого Он запретил мерзости и предписал за их совершение суровые наказания и самые отвратительные казни – так ревностно Он оберегает своих рабов, как мужчин, так и женщин. И если они не будут подвергнуты наказанию через Шариат, то Аллах все равно накажет их через предопределение.
См. «Раудат аль-мухиббин»