Чтение Корана и размышление над его аятами, сопровождаемое стремлением понять заключенный в них смысл.

2. Приближение к Аллаху посредством совершения дополнительного (нафиль) после обязательного (фард). Это помогает рабу Аллаха не только полюбить Его, но и снискать Его любовь.

Постоянное поминание Аллаха – сердцем, языком, действиями и своим положением. Чем больше раб поминает Аллаха, тем больше он любит Его.

Предпочтение того, что любит Аллах, собственным страстям, и стремление совершать угодное Ему, даже если это трудно.

Размышление об именах Аллаха и Его качествах, дабы прочувствовать и познать их, прогуливаясь по просторам сада этого познания. Кто познал Всевышнего в Его именах, качествах и действиях, тот непременно полюбит Его.

Размышление о милостях Всевышнего Аллаха и благах, которые Он дарует Своим рабам, благах явных и сокрытых – оно помогает нам полюбить нашего Благодетеля.

7. Это самая прекрасная причина. Полное смирение сердцем пред Всевышним Аллахом. Это состояние не выразить словами…

Уединение во время снисхождения Аллаха к нижнему небу (то есть в последнюю треть ночи) для обращения к Нему с мольбами, чтения Его слов, с благовоспитанностью истинного раба Аллаха, и завершать это следует испрашиванием у Него прощения и покаяния.

Общение с искренне любящими Его людьми, во время которого ты собираешь их слова подобно тому, как выбираешь для себя лучшие плоды, и подражание им. И говорить самому стоит лишь тогда, когда польза от этого перешивает вред, и ты знаешь наверняка, что слова твои пойдут на пользу и твоему положению, и другим людям.

Отдаление от всего, что отдаляет сердце человека от Всевышнего Аллаха.

Эти десять причин помогают любящим достичь остановок любви и войти к Тому, Кого они любят. Требуется лишь готовность духа к этому и умение видеть (сердцем своим).

См. «Мадаридж ас-саликин»

СОВЕРШЕНСТВО СЕРДЦА

Всевышний Аллах наделил каждый орган совершенством, не достигнув которого, он пребывает в тревоге, не находит себе покоя, чувствует себя неудобно и неуютно – и все из-за отсутствия этого созданного специально для него совершенства.

Приведем пример. Совершенство для глаза – когда он видит. Совершенство для уха – когда оно слышит. Совершенство для языка – когда он говорит. Будучи лишенным этой силы, приносящей ему совершенство, орган начинает испытывать боль и становится неполноценным в той степени, в которой он лишен этой силы.

А совершенство, блаженство, радость, наслаждение сердца заключается в познании Всевышнего, стремлении к Нему, возвращении к покорности Ему после ослушания, сосредоточенности на Нем и ощущении близости к Нему. Если сердце лишено этого, то оно испытывает сильнейшие муки и не находит себе покоя даже больше, чем глаз, лишенный способности видеть, или язык, лишенный способности говорить и различать вкус. И не обрести ему спокойствия, сколько бы мирских благ, причин и знаний ни приобрело оно, пока один лишь Аллах не будет объектом его любви, Его Богом, Которому оно поклоняется, и целью всех его устремлений, и пока оно не будет обращаться за помощью во всем этом исключительно к Нему. Не обрести сердцу спокойствия без претворения в жизнь слов «Только Тебе мы поклоняемся и только Тебя просим о помощи.

См. «ар-Рух»

ВЕЛИЧАЙШЕЕ НАСЛАЖДЕНИЕ МИРА ЭТОГО И ВЕЛИЧАЙШЕЕ НАСЛАЖДЕНИЕ МИРА ВЕЧНОГО

Величайшее наслаждение мира вечного – созерцание Лика Всевышнего Господа, внимание словам Его и близость к Нему. В достоверном хадисе говорится: «Клянусь Аллах, не дарует Он им ничего любимее для них, чем возможность смотреть на Него» (Тирмизи, 2552).

А в другом хадисе говорится: «Поистине, когда Он явит Себя им и они увидят Его, то забудут о блаженстве, в котором пребывали до сих пор». Аммар ибн Ясир (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал, обращаясь к Господу с мольбой: «Я прошу Тебя даровать мне удовольствие смотреть на Твой благородный Лик и стремиться к встрече с Тобой» (Насаи, Ахмад).

И Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В Судный день людям будет казаться, будто никогда прежде они не слышали Коран, когда они услышат его от Милостивого… Как будто до этого они вовсе не слышали его». (Хадис приводит АбдуЛлах, сын имама Ахмада, в «ас-Сунна». Редактор назвал иснад слабым).

Причиной обретения этого блаженства становится самое великое наслаждение мира этого. Это наслаждение познания Его, Всевышнего, и блаженство любви к Нему. Это рай мира этого и его величайшее наслаждение.

Бренные мирские наслаждения по сравнению с этим наслаждением – как плевок по сравнению с морем. Дух, сердце и тело созданы для этого. Лучшее из того, что есть в этом мире, - познание Его и любовь к Нему. А величайшее наслаждение в Раю – созерцание Его, возможность смотреть на Него. Любовь к Нему и познание Его – отрада глаз, блаженство духа, радость сердец и удовольствие и радость мира этого.

Более того, мирские наслаждения, отвлекающие от этого, обернутся болью и муками, и их обладателя ждет жалкая жизнь. Не может жизнь без Аллаха быть благой. Один из любящих Аллаха порой говорил: «Если обитатели Рая испытывают нечто подобное, то их жизнь – действительна благая!» Мы уже упоминали об этом. А другой сказал: «Если бы цари и их сыновья знали о том, что есть у нас, они бы набросились на нас с мечами лишь бы обрести это!»

Один из испытывающих ложную любовь, которая причиняет муки сердцу влюбленного, сказал:

Наши рекомендации