Если во время сбора место мое среди вас и правда таково

Получается, что напрасно растратили дни мои

Мечтания пустые, что были душой заполучены ненадолго:

Теперь я считаю их ничтожнейшими из мечтаний!

Знай, что сам по себе приход какой-то мысли не вредит человеку. Вредно вызывать эти мысли и прокручивать их в голове. Мысль подобна человеку, проходящему мимо тебя. Если ты оставишь его в покое, то он просто пройдет мимо тебя и пойдет своей дорогой. Если же ты позовешь его, он зачарует тебя своими речами, обманывая тебя и обольщая. Душа пустая, пропитанная ложным, почти не ощущает этого, тогда как для сердца и души благородных, «небесных», успокоившихся это крайне тяжело.

Всевышний Аллах вложил в человека душу, побуждающую к дурному, скверному, и душу успокоившуюся, которые относятся друг к другу враждебно. Когда легко одной, второй тяжело, и когда одна наслаждается, вторая корчится от боли. Для души, побуждающей к скверному, нет ничего тяжелее, чем трудиться ради Аллаха и предпочитать Его довольство своим страстям, хотя нет для нее ничего полезнее этого. А для души успокоившейся нет ничего тяжелее, чем трудиться не ради Аллаха и делать то, к чему побуждают страсти, и нет для нее ничего вреднее этого.

Ангел вместе с этой справа от сердца, а шайтан – с той слева от сердца. И война между ними не прекращается до тех пор, пока не закончится его жизненный срок. Все ложное – с шайтаном и душой, побуждающей к скверному, а все истинное – в ангелом и душой успокоившейся. Война ведется с переменным успехом, и победа приходит с терпением.

Тот, кто терпел и вытерпел, демонстрировал упорство и отвагу и боялся

Аллаха, добьется успеха в этом мире и в мире вечном. Всевышний Аллах постановил, и Его постановление не подлежит изменению, что победа останется за богобоязненностью и за богобоязненными.

Сердце – чистый лист, а мысли надписи, которые появляются на нем. Так приличествует ли разумному человеку иметь на своем листе надписи, которые сплошь ложь, обольщение, обман, пустые мечтания и мираж, не имеющий отношения к реальности? Что за мудрость, знание и верное руководство могут быть записаны рядом с такими надписями? Если человек захочет сделать эти полезные записи на своем сердце, то это будет то же самое, что пытаться записать что-то на том, что уже исписано словами, не приносящими пользы. Если человек не освободит сердце свое от скверных мыслей, то в нем не утвердятся мысли полезные, ибо они утверждаются только на свободном месте.

Пришла ко мне страсть, а прежде я страсти не знал,

Сердце пустое нашла, да там и осталась …

Так поступают многие из идущих (к Аллаху): в основу своего пути они кладут оберегание мыслей. Они не позволяют мыслям входить в их сердца, дабы сердца оставались пустыми, свободными для восприятия божественного знания и проявления высших истин.

Эти люди, оберегая одно, упустили другое. Оберегая сердца свои от мыслей, они оставили их пустыми, и шайтан, обнаруживая, что они пусты, сеет в них ложное в такой форме, что им стало казаться, что нет ничего выше и почетнее. Он заменяет этим мысли, которые способствуют обретению знания и верного руководства. Когда в сердце нет мыслей, шайтан приходит и, видя пустое пространство, заполняет его тем, что соответствует положению обладателя этого сердца. Не в силах занять его сердце мыслями о низком, он занимает его желанием освободиться от стремления, которое если не будет довлеть над его сердцем, не видать ему благополучия и преуспеяния.

Это стремление к исполнению религиозной воли Аллаха, то есть Его постановлений и велений, исполнение которых любимо Им и угодно Ему, и внимательное и подробное изучение ее, осуществление ее и исполнение ее в отношении творений, и использование путей, способствующих достижению этой цели, и стремление достичь ее посредством вхождения в среду творений с целью осуществления этой воли. Шайтан вводит их в заблуждение, уводя от этой деятельности, призывая их к отказу от нее под предлогом того, что, мол, стоит отдаляться от мыслей мира этого и его причин. Он заставляет из узреть совершенство в этом опустошении.

Но увы! Совершенство заключается как раз в наполнении сердца мыслями, стремлениями и размышлениями о том, как добиться угодного Всевышнему Господу от Его раба и от других людей, размышлениями о том, какие пути избрать для осуществления этого. И человек тем совершеннее, чем больше у него таких мыслей, стремлений и размышлений, и он тем несоврешеннее, чем больше у него мыслей, стремлений и размышлений, связанных с его личными выгодами и страстями, какими бы они ни были… А Аллах – Тот, Кого просят о помощи.

Так, у Умара ибн аль-Хаттаба было столько мыслей об угодном Всевышнему Господу, что они теснили друг друга, и бывало, что они посещали его даже во время молитвы, и, совершая молитву, он мысленно снаряжал свое войско, объединяя таким образом джихад и молитву. Это пример соединения нескольких видов поклонения в одном.

Это почетные врата, известные только правдивому, искушенному в своем стремлении (к довольству Аллаха), обладающему глубокими знаниями и высокими стремлениями. Приступая к одному поклонению, он оказывается совершающим сразу несколько… Это милость, которую Аллах дарует, кому пожелает.

См. «Ад-да’ уа дауа’»

СЛЕДИ ЗА СВОИМИ МЫСЛЯМИ

В основе всякого теоретического знания и добровольно совершаемого действия лежат мысли и идеи, следствием которых становятся представления, которые, в свою очередь, влекут за собой желания, а следствием желаний становится осуществление действия, а частое его повторение превращает его в привычку.

Дабы эти этапы были благими, должны быть благими мысли и идеи, если же мысли и идеи скверные, то и они будут скверными. А мысли будут благими лишь в том случае, если их обладатель постоянно помнит о своём Покровителе и Боге, и мысли его возносятся к Нему и заняты тем, что вызывает Его довольство и угодно Ему, поскольку всякое благо — от Него, и всякое руководство — от Него и это Он помогает следовать прямым путём и Он обеспечивает Своему рабу всякую защиту, и отворачиваться от Него — значит впасть в заблуждение и сделаться несчастным.

Раб Аллаха обретает всякое благо, руководство и следование прямым путём в той мере, в какой он размышляет о милостях Аллаха и благах, которые Он дарует, о единобожии, путях познания Его и поклонении Ему ('убудиййа).

Когда человек постоянно ощущает присутствие Всевышнего, чувствует, что Он видит его, смотрит на него, наблюдает за ним и знает его мысли, желания и устремления, то он стыдится и не желает, чтобы Он увидел его в положении, в котором он не желал бы показываться даже творению, и он не желает, чтобы Аллах увидел в душе его мысль, способную навлечь на него Его ненависть.

Если он относится к Господу своему подобным образом, Он возвышает его и приближает к Себе, оказывает ему почёт, избирает его и покровительствует ему и в той же мере он отдаляется от всего скверного и низкого, от дурных идей и недостойных мыслей. А чем больше он отдаляется и отворачивается от Него, тем больше приближается он ко всему скверному, низкому, мерзкому. Он отделяется от всего совершенного и привязывается ко всякому пороку и изъяну.

Человек — лучшее из творений, если он ищет приближения к своему Творцу, исполняя Его веления, соблюдая Его запреты, стараясь снискать Его довольство и предпочитая Его страстям своим. Однако он становится наихудшим из творений, когда отдаляется от Него и сердце его не ищет приближения к Нему, не стремится к покорности Ему и Его довольству.

Когда он выбирает приближение к Нему и предпочитает Его своей душе и страстям, то даёт власть своему сердцу, разуму и вере над своей душой и шайтаном, благоразумию — над заблуждением, верному руководству — над страстями. Выбирая же отдаление от Него, он даёт своей душе, страстям и шайтану власть над своим разумом, сердцем и благоразумием.

И знай, что спонтанные мысли и наущения приводят к тому, что человек начинает задумываться об этом. А задумываясь, он начинает постоянно вспоминать об этом. Постоянные воспоминания приводят к появлению желания [осуществить то, о чём человек думает]. Желание это передаётся органам тела, которые совершают действие, и со временем [повторяясь] оно превращается в привычку. И гораздо легче справиться с этим явлением, когда оно ещё в зачатке, чем когда оно уже укрепилось и получило развитие.

Известно, что человек не способен умертвить спонтанно возникающие мысли и у него нет сил пресечь их, ибо они нападают на него, как нападает душа. Однако силы веры и разума помогают ему принять наилучшие из этих мыслей, удовольствоваться ими и жить с ними, а также отталкивать от себя скверные из них и питать к ним отвращение. Однажды сподвижники сказали: «О Посланник Аллаха! Поистине, кто-то из нас порой обнаруживает в душе своей такое, что ему легче сгореть и превратиться в обугленную головешку, чем заговорить об этом!» Он спросил: «Вы обнаруживаете это?» Они ответили: «Да». Он сказал: «Это —явная вера» [Муслим, № 132].

А в другой версии говорится: «Хвала Аллаху, Который свёл козни его [шайтана] к наущениям!» [Ахмад; Абу Дауд, № 5112].

Наши рекомендации