Здесь содержится тайна. И мы не утверждаем, что «или» здесь в значении «и», как утверждают буквалисты из числа знатоков арабской грамматики.
Знай, что у человека бывает пламенное сердце, неустанно извлекающее для себя уроки и нормы. Оно помогает своему обладателю поминать назидание. И когда он слушает аяты, они становятся для него светом поверх света. Эти люди – самые совершенные творения Аллаха, обладающие самой великой верой и внутренним видением истины, как будто то, о чем говорил Посланник, мир ему и благословение Аллаха, они видят воочию, только не различают подробности и виды.
Говорят, что положение Абу Бакра ас-Сыддика, да будет доволен им Аллах, с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, можно сравнить с положением двух людей, которые вошли в дом. Один из них увидел то, что было в доме, рассмотрев детали, а второй коснулся рукой того, что было в доме, не видя деталей, но знал, что есть там нечто великое, детали чего не постичь его взору. А потом они вышли, и он спросил первого о том, что тот видел в доме. И каждый раз, когда тот сообщал ему о чем-нибудь, он верил ему, опираясь на имеющиеся у него свидетельства. Это – высочайшие степени правдивости, и вполне возможно, что Аллах – Благодетель – наделит раба Своего подобной верой, ибо поистине, милость Аллаха безгранична и не поддается исчислению.
Когда обладатель такого сердца слышит аяты, имея в сердце своем свет внутреннего видения, то благодаря им к свету его добавляется новый свет. А если у человека нет подобного сердца, но он прислушивается и присутствует сердцем, то он тоже получает напоминание:
«Если же его не оросит ливень, то ему бывает достаточно моросящего дождя» (2:265).
Ливень и моросящий дождь. Во всех деяниях и их следствиях. Обитатели Рая, опередившие и приближенные, и те, кто на правой стороне, и между ними столько степеней превосходства, сколько пожелал Аллах. Даже напитком, который представители одной категории пьют в чистом виде, будут улучшать напиток представители другой категории, смешивая с ним.
Всевышний Аллах сказал: «Те, которым даровано знание, видят, что ниспосланное тебе от твоего Господа есть истина, которая ведет к пути Могущественного, Достойного хвалы» (34:6).
Каждый верующий видит это, однако обладатели знания видят это не так, как остальные.
Самые низкие устремления и самая ничтожная душа у того, кто добровольно меняет реальность на пустые грезы, занимает ими свою душу и «украшает» себя ими. Они, клянусь Аллахом, капитал разорившихся и товар бездействующих. Это пропитание пустой души, которая удовольствовалась привязанностью к миру воображаемого, отказавшись от реальности ради пустых мечтаний.
См. «Мадаридж ас-саликин»
ЧТО УМЕНЬШАЕТ НАГРАДУ
Незнание дороги и её ухабов и конечного пункта пути становится причиной сильного утомления при обретении ничтожной пользы. Потому что такой человек либо усердствует в дополнительном поклонении, при этом проявляя нерадивость в совершении обязательного, либо он усердствует в совершении деяний органами тела, которые не сопровождаются деяниями сердца.
Или же он совершает деяния внутренние и внешние, но при этом не следует [Корану и Сунне].
Или же он занимается тем, что не помогает в достижении цели, или делает что-то, не оберегая свои деяния от того, что портит их и делает их недействительным, ни во время их совершения, ни после.
Или же он делает нечто, забывая при этом о милостях Всевышнего, и совершая эти деяния, он видит в этом свою личную заслугу.
Или же он делает нечто, не замечая собственных упущений, и потом занимает позицию человека, за которым нет никакой вины.
Или же он совершает деяние не так, как его следует совершать, не проявляя достаточного чистосердечия и благодеяния, и при этом считает, что он всё делает как надо.
Всё это делает плоды деятельности минимальными при больших усилиях... А Аллах — Тот, Кто оказывает помощь и содействие.
См. "Фаваид"
МЫСЛИ – НАЧАЛО БЛАГА И ЗЛА
Мысли – начало блага и зла, и от них рождаются желания, стремления и решительные намерения (совершить что-либо). Контролирующий свои мысли обуздывает душу свою и побеждает страсти свои. А если над человеком одерживают верх его мысли, то его душа и страсти тем более одержат над ним верх.
Если человек относится к своим мыслям беспечно, то они против воли приведут его к тому, что способно погубить. Мысли не перестают наведываться в сердце человека, пока не превратятся в ложные мечтанья:
«А деяния неверующих подобны мареву в пустыне, которое жаждущий принимает за воду. Когда подходит к нему, то ничего не находит. Он находит вблизи себя Аллаха, Который воздает ему сполна по его счету. Аллах скор в расчете» (24:39).
И самые ничтожные стремления, и самая низкая душа – у человека, который добровольно меняет реальность на ложные мечтания, добывая их для себя и украшаясь ими. Это, клянусь Аллахом, капитал разорившихся и товар бездельников. Это удел пустой души, которая удовольствовалась фантазиями вместо достижения цели и предпочла реальности ложные мечтания.
Это самое вредное для человека. Они порождают слабость и лень, влекут за собой небрежность, скорбь и сожаление. Предающийся мечтаниям, не имея возможности обрести что-то в реальности, просто заменяет это реальное воображаемым. Он заключает этот образ в объятия и прижимает его к себе, довольствуясь этой картиной, которую рисует его воображение и которая не приносит ему никакой пользы. Он подобен страдающему от голода и жажды, который грезит о пище и питье, но при этом не ест и не пьет.
Если человек довольствуется этим и предается пустым мечтаниям, это свидетельствует о низости и ничтожности его души. Почет для души, ее развитие, очищение и возвышение предполагает, что человек должен гнать от нее всякую мысль, не имеющую отношения к реальности. Он не должен радушно встречать такие мысли, и ему следует оберегать от них душу свою.
Мысли можно условно разделить на четыре категории:
1 - это мысли, которые приносят человеку пользу мира этого;
2 –мысли, которые помогают уберечься от вреда мира этого;
3 – мысли, которые приносят человеку пользу мира вечного;