Второй недуг: оценка принесенного Посланником, да благословит его Аллах и приветствует, с использованием в качестве критериев собственных страстей, подчинение страстям и следование им.
Вторая категория: чистое сердце, озаренное светом веры, и светоч ее постоянно горит в нем, и когда искушение постигает его, оно отвергает его и гонит прочь, и его свет, сияние и сила увеличиваются.
См. «Игасат аль-ляхфан»
СЕРДЦА И БЛАГОДАТНЫЙ ДОЖДЬ
Абу Муса передает от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, достоверный хадис:
"Поистине, руководство и знание, с которыми Аллах послал меня, подобны выпавшему на землю дождю. Часть этой земли была плодородной, впитала в себя воду, и на ней выросло много всяких растений и травы. Другая часть была плотной, задержала на себе воду, и Аллах обратил ее на пользу людям, которые стали употреблять эту воду для питья, поить ею скот и использовать ее для орошения. Дождь выпал также и на другую часть земли, представлявшую собой равнину, которая не задерживала воду и на которой ничего не выросло. Эти части земли подобны тем людям, которые постигли религию Аллаха, получили пользу от того, с чем послал меня Аллах, сами приобрели знание и передали его другим, а также тем, кто не обратился к этому сам и не принял руководство Аллаха, с которыми я был направлен к людям" (Муслим, 2282)
Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал:
"Сердца сравниваются с землей, которая является источником растений и плодов, а откровение, которое приходит к ним от их Творца и Создателя, - с водой, которую Он низводит на землю. Бывает благая земля, которая принимает в себя воду и дает растения, и когда вода попадает на нее, она производит растения, которые приносят пользу людям и животным и дают пропитание людям и остальным творениям. Она подобна сердцу, которое принимает руководство Аллаха и Его откровение, готовое взращивать его в себе, дабы оно приносило плоды и росло. Это лучшее из сердец.
А бывает земля твердая, низина без возвышенностей, подходящая для того, чтобы сохранять и удерживать на себе воду. Она может сохранять воду, но не способна производить растения. И когда на нее попадает вода, она удерживает ее и сохраняет, и люди приходят к ней, чтобы пить ее, поить скот и поливать свои посевы. Эта земля подобна сердцу, которое безупречно сохраняет (запоминает) откровение и передает его тому, кто понимает его и разбирается в нем лучше. Это вторая степень.
А бывает земля бесплодная - равнина, на которой ничего не растет, либо солончак, либо песчаник, и вода на ней также не задерживается. И когда на нее попадает вода, то она пропадает впустую, поскольку эта земля не удерживает ее, чтобы ее могли пить люди, и не производит растений, потому что она не подходит ни для хранения воды, ни для произрастания травы и кустарника. Таково положение большинства людей. Это те несчастные, которые не приняли руководства Аллаха и не уделяли ему внимания, и кто поступает так, тот не относится к мусульманам.
Каждый мусульманин должен растить откровение в своем сердце, растить благие дела и благие слова и приносить пользу себе и другим по мере возможностей, ибо тот, чье сердце не взращивает ничего благого - несчастнейший из созданий. И благословения Аллаха и мир тому, в чьих словах и поступках заключалось верное руководство, разъяснение, исцеление и защита (от неправильного)"
См. "Тарик аль-хиджратейн"
ВИДЫ СЕРДЕЦ
Сердца бывают трех видов.
Первый вид: сердце, лишенное веры и всякого блага. Это темное сердце, и шайтан отдыхает – ему не приходится наущать это сердце, потому что он избрал его своей обителью и жилищем и распоряжается им по своему усмотрению, очень прочно обосновавшись в нем.
Второй вид: сердце, которое озарено светом веры и в нем горит светоч, однако его затемняют страсти и бури влечений. Шайтан приближается к нему и отдаляется, он атакует его и надеется завладеть им, и война эта ведется с переменным успехом. Положение этой категории сердец отличается: некоторые из них большую часть времени одолевает враг, некоторые большую часть времени сами одолевают врага, а у некоторых побед и поражений примерно поровну.
Третий вид сердец: сердце, начиненное верой, озаренное светом ее, избавленное от завесы страстей и тьмы. Свет веры озаряет грудь обладателя такого сердца, и это сияние обжигает: стоит наущению приблизиться к нему, как оно сгорает. Оно подобно небу, которое защищено звездами так, что, когда шайтан приближается (туда, где ему не следует быть), она попадает в него и сжигает его. А небо не более неприкосновенно, чем верующий, и Аллах оберегает его больше, чем небеса. Небеса – место поклонения ангелов, обитель откровения, и в них – свет покорности. А сердце верующего – обитель единобожия, любви, познания и веры, и в нем – их свет, и оно заслуживает оберегания и защиты от козней врага таким образом, чтобы он не мог завладеть ничем из него, иначе как украдкой.
Приведем хороший пример. Есть три дома: дом царя, в котором его сокровища, богатства и драгоценности; дом раба, в котором его имущество и припасы, а не царские сокровища и драгоценности; и пустой дом, в котором совсем ничего нет. И вот появляется вор. Из какого дома он будет красть? Если предположить, что из пустого дома, то это невозможно, потому что в пустом доме нечего красть.