Враг я для тех, с кем враждует она
И друг для семьи ее,
И тот, кого Лейля к себе приближает,
Мне дорог и близок…
Общение с обладателем такого сердца – болезнь, иметь с ним дело - яд, а беседы с ним – гибель.
Третья категория – сердце живое, но больное. У него есть два этих свойства, и его одолевает то одно, то другое. Все зависит от того, что именно победит в нем. У него есть любовь к Всевышнему Аллаху, вера в Него, искренность пред Ним и упование на Него. А это как раз то, что несет сердцу жизнь. Но есть у него и любовь к страстям, предпочтение их и стремление обрести желаемое (из числа запретного), а также зависть, гордыня и самолюбование, стремление возвыситься и творить нечестие на земле через обретение главенства. А это несет ему гибель. Он – испытуемый между двумя призывающими. Один зовет его к Аллаху, Его Посланнику и миру вечному, а другой зовет его к миру этому. И он внимает тому, кто ближе ему.
Первое сердце – смиренное, мягкое, сознательное. Второе – сухое и мертвое, а третье – больное, и оно может оказаться ближе либо к здравости, либо к гибели. Всевышний Аллах упоминает все три категории сердец в аятах:
«Мы не отправляли до тебя такого посланника или пророка, чтобы шайтан не подбросил свое в его чтение, когда он читал откровение. Аллах уничтожает то, что подбрасывает шайтан. Потом Аллах утверждает Свои знамения, ведь Аллах – Знающий, Мудрый. Он делает то, что подбрасывает шайтан, искушением для тех, чьи сердца поражены недугом и чьи сердца ожесточены. Поистине, несправедливые находятся в полном разладе с истиной. Пусть знают те, кому даровано знание, что это – истина от твоего Господа, чтобы они могли уверовать в него, а их сердца могли смиренно покориться ему. Поистине, Аллах наставляет верующих на прямой путь» (22:52-54).
Всевышний Аллах упомянул в этих аятах три сердца: два обольщенных и одно спасенное. Обольщенное сердце – это сердце, в котором болезнь, и ожесточившееся сердце. А спасенное сердце – верующее сердце, покорное Господу своему. Оно спокойно (благодаря вере в Него), смирившееся пред ним и покорное Ему.
Это потому, что сердце и другие органы должны быть здоровыми, без изъянов, и от них ожидается то, для чего они были сотворены. И отход сердца от прямоты бывает либо из-за черствости и ожесточенности его и неосуществления им того, что требуется от него, подобно парализованной руке, немому языку, сломанному носу, половому органу бессильному или глазу, который ничего не видит, либо из-за недуга, который мешает ему совершать данные действия правильно и безупречно. Поэтому сердца были разделены на эти три категории. Здравому сердцу для того, чтобы принять истину и полюбить ее, нужно лишь воспринять ее, ибо оно правильно воспринимает истину и полностью подчиняется ей и принимает ее.
А мертвое, черствое сердце не принимает истину и не подчиняется ей.
Больное же сердце, если болезнь одолевает его, приравнивается к мертвому ожесточившемуся сердцу, а если здравость в нем одержит верх, то оно приравнивается к здравому сердцу.
И фразы, которые подбрасывает шайтан нашему слуху, и ложные утверждения и сомнения, которые он внушает сердцу, - искушение для этих двух сердец и сила для сердца живого и здравого, потому что оно отвергает это, питает отвращение к нему и ненавидит его, и знает, что истина – в противоположном этому, и оно покоряется истине, успокаивается и подчиняется. Оно знает, что внушаемое шайтаном – ложь, и его вера в истину и любовь к ней увеличивается, равно как и неверие в ложь и отвращение к ней.
Поддающееся искушению сердце пребывает в сомнениях из-за внушаемого шайтаном, тогда как здравому сердцу никогда не повредят эти внушения.
Хузайфа ибн аль-Йаман, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Искушения представляются сердцу подобно прутьям циновки одно за другим, и на этом сердце, которое впитывает их, появляется черная точка, а на том сердце, которое отвергает их, появляется белая точка. Виды сердец сводятся к двум: сердце почерневшее, темно-серое, подобно перевернутому кувшину, не одобряющее одобряемое и не порицающее порицаемое, а (следующее лишь) страстям, которые оно впитало; и белое сердце, которому искушение не повредит, пока существуют небеса и земля».
Искушения, постигающие сердце, сравниваются с прутьями циновки, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разделил сердца, которые постигают искушения на две категории.
Первая: сердце, которое, когда искушение приходит к нему, впитывает его, как губка впитывает воду, и на нем появляется черная точка. Это сердце впитывает каждое искушение до тех пор, пока не становится черным и изменившимся. Это и означает уподобление перевернутому кувшину. И когда оно почернеет и изменится, из-за этого его постигают два опасных недуга.
Первый недуг: оно перестает различать одобряемое и порицаемое, и оно уже не одобряет одобряемое и не порицает порицаемое. Этот недуг может завладеть им настолько, что оно начнет считать одобряемое порицаемым, а порицаемое – одобряемым, Сунну – нововведение, а нововведение – Сунной, истину – ложью, а ложь – истиной.