Это понимают лишь самые разумные из людей и поступают согласно этому только обладатели возвышенных стремлений и чистых душ, отвергающих все скверное и недостойное
См. «Мадаридж ас-саликин»
ГЛАВА ВТОРАЯ
Виды сердец и их недуги
КАТЕГОРИИ СЕРДЕЦ
Поскольку сердце бывает живым и неживым, сердца можно разделить на три категории.
Здравое сердце: это то самое сердце, не обладая которым, человек не сможет спастись спастись в Судный день. Как сказал Всевышний Аллах:
«В тот день, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому, (и спасутся) лишь те, которые предстанут перед Аллахом с непорочным сердцем» (26:88-89).
Непорочное – то есть здравое. Использована форма, которая используется для обозначения постоянных качеств, устойчивых признаков. Она употребляется, когда мы говорим «высокий», «низкий», «сообразительный». Это означает, что эта здравость и непорочность сердца стала неотъемлемым свойством обладателя этого сердца. Как «знающий» и «могущественный». И это антоним к словам «больное», «нездоровое», «порочное».
Ученые по-разному объяснили, что представляет собой эта здравость. Можно предложить такое собирательное определение: это сердце, свободное от всякого рода страстей, противоречащих велениям и запретам Аллаха, и от всякого сомнения, противоречащего Его вести; свободное от рабской покорности кому-то или чему-то, кроме Него; свободное от поиска решений у кого-то, кроме Его Посланника; здравое в любви к Аллаху и в то же время обращающееся за решениями к Его Посланнику, и в своем страхе и надежде и уповании на Него, возвращении к покорности Ему, смирении пред Ним и предпочтении Его довольства всему остальному в любом положении, а также в отдалении от Его недовольства всеми возможными способами. Это и есть поклонение, которое нельзя обращать ни к кому, кроме Аллаха.
Здравое сердце – это сердце, избегающее любых форм придавания сотоварищей, так что его поклонение обращено исключительно к Всевышнему Аллаху. Сюда относится воля, любовь, упование, возвращение к покорности Ему, смирение, страх, надежда и совершение дел с искренним намерением, исключительно ради Аллаха. Если он любит, то любит ради Аллаха, если ненавидит, то ненавидит ради Аллаха, если дает, то ради Аллаха, и если удерживает, то тоже ради Аллаха.
Однако всего этого недостаточно – до тех пор, пока сердце это не избавится полностью от смиренной покорности и обращения за решениями к кому-то, кроме Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха. Человек должен приучить себя неуклонно следовать только ему и брать пример с него, а не с других в словах и делах. Слова сердца – это убеждения. Слова языка – это извещение о том, что в сердце. Деяния сердца – это воля, любовь, отвращение и их следствия. И есть ещё деяния органов тела. Во всем этом, в малом и большом, его руководством должно быть то, с чем пришел Посланник, мир ему и благословение Аллаха. И он не должен опережать его в убеждениях, словах и делах. Как сказал Всевышний Аллах:
«О те, которые уверовали! Не опережайте Аллаха и Его Посланника и бойтесь Аллаха, ибо Аллах – Слышащий, Знающий» (49:1).
То есть не говорите, пока не скажет Посланник Аллаха, и не делайте, пока он не велит.
Один из наших праведных предшественников сказал: «Каким бы незначительным было дело, для него открываются две книги: «Зачем?» и «Как?». То есть зачем ты это сделал и как ты это сделал. Первое – вопрос о мотиве действия, о том, что побудило человека к его совершению. Были ли это личные интересы совершавшего данное действие, корыстные устремления, желание снискать похвалу людей или страх перед порицанием с их стороны, стремление обрести нечто желанное из мирского или отградить себя от чего-то неприятного из мирского? Или же к совершению данного действия человека побудило стремление исполнить обязанность, которую налагает на него поклонение Аллаху, и желание снискать Его любовь и приблизиться к Всевышнему Господу, используя данное действие как средство достижения этой цели?
Суть вопроса такова: ты должен был совершить данное действие ради Господа своего или же ты совершил его в угоду себе, ради своих страстей?
Второе – вопрос о следовании Посланнику в этом поклонении. То есть было ли данное действие одним из тех, которые Я предписал тебе совершать через Моего Посланника, или же это действие, которое Я не предписывал и которое не угодно Мне?
Первый вопрос – об искренности. Второй – о следовании Посланнику, мир ему и благословение Аллаха. Поистине, Всевышний Аллах не принимает дело, если оно не сопровождается и тем, и другим.
Путь к избавлению от первого вопроса – искренность. Путь к избавлению от второго вопроса – следование Посланнику, мир ему и благословение Аллаха. Сердце должно быть свободно от устремления, противоречащего искренности, и страстей, противоречащего искренности, и страстей, противоречащих следованию Пророку, мир ему и благословение Аллаха. Это и есть истинная здравость сердца, которая гарантирует ему спасение и счастье.
Вторая категория – противоположность первой. Это мертвое сердце, лишенное жизни. Оно не знает своего Господа и не поклоняется Ему посредством исполнения Его велений и посредством того что Он любит и что угодно Ему. Оно предано своим страстям и удовольствиям, даже если они навлекают на него недовольство Господа и Его гнев.
Удовлетворяя свою страсть и обретая желаемое, оно не думает о том, доволен Господь или недоволен. Оно поклоняется не Аллаху посредством любви, страха, надежды, довольства и недовольства, возвеличивания и смирения. Если обладатель такого сердца любит, то любит ради своих страстей, если ненавидит, то ненавидит ради своих страстей. Если он дает, то дает ради своих страстей, и если он удерживает, то удерживает ради своих страстей. Собственные страсти предпочтительнее и дороже для него, чем довольство Господа. Страсти – его предводитель. Они ведут его, невежество тянет его за собой, а беспечность – его средство передвижения.
О занят мыслями о том, как достичь своих мирских целей, он опьянен своими страстями и любовью к миру этому. Его зовут к Аллаху и миру вечному из далекого места, а он не внимает тому, кто дает ему добрый совет, и следует за каждым шайтаном восстающим. Мир этот делает его недовольным, и страсти делают его глухим ко всему, кроме ложного, и ослепляют его. Он живет в этом мире так, как сказано о Лейле: