И связи с этим сподвижники (да будет доволен ими Аллах) сказали: «Поистине, умеренное движение пути и следование Сунне лучше усердия в движении по неправильному пути и несоблюдение Сунны».
Малое дело, совершаемое угодным Господу образом и соответствующее Сунне Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, угоднее Аллаху, чем множество деяний, не подходящих под это описание полностью либо частично. Поэтому Всевышний Аллах сказал:
«Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас: чьи деяния окажутся лучше» (67:2).
Всевышний также сказал:
«Поистине, все, что есть на земле, Мы сделали украшением для нее, чтобы испытать людей: чьи деяния окажутся лучше» (18:7).
И Всевышний Аллах сказал:
«Он – Тот, Кто создал небеса и землю за шесть дней, когда Трон Его находился на воде, дабы испытать, чьи деяния будут лучше» (сура «Худ», 17).
Всевышний Аллах сотворил небеса и землю, смерть и жизнь и украсил землю тем, что на ней, дабы испытать Своих рабов: чьи деяния лучше, а не у кого их больше.
Лучше – значит, искреннее и правильнее. Это деяния, совершаемые так, как это угодно Аллаху, так, как Он любит, чтобы они совершались. Это лучше, чем когда человек делает много, но деяния его не подходят под это описание, поскольку он совершает их не так, как угодно Аллаху, и делает много того, что менее угодно Аллаху, чем другие деяния.
Поэтому бывает, что два деяния похожи внешне, но при этом они очень сильно различаются по своему достоинству. Бывает также, что какому-то многократно совершенному делу так же далеко до другого, совершаемого реже и меньше, как небу до земли.
Достоинство деяния зависит от того, насколько доволен им Всевышний Господь, насколько Он принимает его, любит его и радуется ему. Например, Всевышний Аллах так радуется покаянию Своего раба, что не может быть сомнений в том, что это искреннее покаяние лучше и угоднее Аллаху, чем множество дополнительных проявлений покорности Ему, даже если числом своим они превосходят покаяние.
Поэтому и принятие деяний различается в зависимости от того, насколько Всевышний Господь доволен этим деянием. Одно принятие деяния предполагает довольство Всевышнего Аллаха этим деянием. Совершающего такое деяние Всевышний хвалит перед ангелами и приближает его к Себе. Другое принятие влечет за собой только щедрую награду.
Например, обладатель огромного богатства отдал в качестве милостыни тысячу динаров. От этого расходования богатства его почти не убыло. Оно в его доме, и он просто взял и отдал это количество либо ради того, чтобы избавиться от трудностей, с которыми сопряжено его хранение, либо ради того, чтобы ему воздали чем-то подобным, либо с какой-то иной целью.
А у другого человека не было ничего, кроме лепешки хлеба – его единственного пропитания, и он пожертвовал им, отдав его тому, кто нуждался больше, чем он, из любви к Аллаху и в стремлении приблизиться к Нему и снискать Его любовь и довольство, предпочитая себе других.
Как же сильно различаются эти две милостыни по своему достоинству, любви Аллаха к этому деянию, его принятию Им и Его довольству этим деянием!
Всевышний Аллах принимает оба деяния, однако принятие, символизирующее довольство, любовь, признание и похвалу перед ангелами, - это одно, а принятие, влекущее за собой просто награду и воздаяние, - совсем другое.
Можно привести и другой пример, подтверждающий это. Когда царю преподносят небольшой дар, однако он приходится ему по нраву, он показывает этот дар своим приближенным, своей свите и хвалит дарителя. А бывает, что ему преподносят очень щедрый и обильный дар, однако он не производит на него подобного впечатления, но он все равно не оставляет дарителя без награды и отплачивает ему дарами во много раз щедрее. При этом он принимает эти два дара по-разному.
Поэтому Ибн Умар и другие сподвижники говорили: «Если бы я знал наверняка, что Аллах принял от меня хотя бы один земной поклон, не было бы для меня среди отсутствующего сейчас ничего желаннее смерти!»
Они имели ввиду особое принятие, поскольку просто принятие и воздаяние свершаются для большинства дел.
Принятие бывает трех видов:
Первый вид: принятие довольства и любви, при котором дело засчитывается, а совершивший его удостаивается похвалы в высшем, небесном обществе.
Второй вид: воздаяние и награда, однако это принятие отличается от первого.
Третий вид: избавление от наказания и ничего больше, то есть человек не получает воздаяния и награды. Пример – принятие молитвы, которую человек совершает от начала до конца без сосредоточенности на ней. Человек получает награду только за ту часть молитвы, которую он совершал сознательно и вдумчиво. Такая молитва засчитывается, как исполнение обязанности, однако награды за это исполнение он не получит.
То же самое можно сказать о молитве беглого раба и о молитве человека, который ходил к предсказателю и поверил ему. Текст гласит, что их молитва не принимается, однако в то же время им не было велено повторять ее, поскольку непринятие ее выражается в отсутствии награды, а не в том, что она остается на его совести.
Дела различаются в соответствии с верой и любовью в сердцах, а также возвеличиванием и превознесением и стремлением совершить некое дело исключительно ради Аллаха, не имея при этом никакой иной заинтересованности в его совершении. Бывает, что внешне два дела одинаковы, однако на самом деле различия между ними огромны.