II. Небесный престол (4:2-11)
А. Сидящий на престоле
Когда Иоанн посмотрел в небеса, то, прежде всего, увидел Сидящего на престоле (см. ст. 2).
Центр небес — престол Божий, и на нем — Отец, Сын и Дух. Иоанн так описал фигуру Бога Отца на престоле: «И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» (ст. 3).
Яспис символизирует непостижимость и святость Бога. Это драгоценный камень, иногда синего цвета, подобно цвету неба. Небо символизирует безграничность Бога и Его святость.
Камень сардис — он красного цвета — символизирует праведный суд. Когда Иоанн впервые увидел Бога, он осознал не только Его безграничность и святость, но и Его праведный суд. Сердце Иоанна, должно быть, трепетало от благоговейного страха.
Радуга вокруг престола была похожа на изумруд (смарагд). Когда мы видим радугу с земли, она выглядит как дуга. Но когда мы видим ее из самолета, она похожа на окружность. Этот вид, должно быть, наполнил сердце Иоанна радостным трепетом.
Происхождение радуги возвращает нас в дни Ноя. Когда Ной принес в жертву животных после потопа, Бог заключил завет с ним, сказав, что не будет судить мир с помощью воды. Как знамение Своего завета, Он поставил радугу в облаках.
Поэтому радуга, похожая на изумруд и окружающая престол, символизирует то, что Бог, несмотря на Свою безграничность и святость, уже принял жертву за наши грехи. Это жертвоприношение принес Собою Иисус Христос, Агнец Божий, умерший на Голгофском кресте. Принимая жертву Иисуса, Бог заключил другой завет между Собою и человечеством, «дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (см. Иоанна 3:16).
Б. Двадцать четыре старца вокруг престола
После того как Иоанн увидел Сидящего на престоле, он заметил двадцать четыре престола, окружающих престол Божий. Двадцать четыре старца с золотыми венцами сидели на этих престолах. Иисус обещал церкви в Лаодикии: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его» (3:21). Победившие взойдут на небеса и воссядут на престолах, к которым не могут подходить даже ангелы.
Что символизируют эти двадцать четыре престола? Я верю, что они представляют двенадцать племен Израиля в Ветхом Завете и двенадцать учеников Иисуса в Новом. Все вместе двадцать четыре престола представляют святых, спасенных во времена Ветхого и Нового Завета.
Двадцать четыре старца — это люди. Ангелы не могут иметь должность старейшины, и никогда Бог не давал им золотых венцов. Такие венцы даются только тем, кто был спасен драгоценной Кровью Иисуса Христа. Представьте себе как вы восхваляете Бога и носите золотой венец у его престола. Насколько это должно быть великолепно!
В. Престол
Иоанн также видел «молнии и громы, и гласы», исходящие от престола (см. ст. 5). Что происходит после вспышки молнии и раската грома во время летней грозы? Ливень. Бог готов излить суд на эту землю, подобно летнему ливню. Но Господь откладывает его, пока Его дети не взяты на небеса и не воссели подле Него.
Знаете ли вы, насколько сильно Бог любит вас? Любовь Божья к нам такая же, как у родителей к своим детям, — только намного сильнее. Во время одной зарубежной поездки сопровождавший меня мужчина сказал: «Пастор, я женат, у меня есть дети. Мне кажется, что я не смог бы отдать свою жизнь за своих родителей или жену. Но ради детей я смог бы сделать это». Из-за такой любви святой Сын Божий умер на кресте, так что сейчас Бог не начнет судить этот мир, пока не приведет всех Своих детей к Своему престолу.
«...И семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть и семь духов Божиих» (ст. 5). Этот образ показывает, как Дух Святой вернулся на небесный престол вместе с Церковью.
Перед престолом располагалось стеклянное море. Это можно интерпретировать как человечество или мир. Этот мир, который мы называем «морем проблем» из-за его многочисленных забот и тревог, превратится в стеклянное море, спокойное и безмятежное. Это значит, что все наши слезы, заботы и проблемы прекратят свое существование.
Г. Четыре животных
Потом Иоанн увидел вокруг и посреди престола Божьего четыре животных (см. ст. 6-8). Первое животное было подобно льву, второе — тельцу, третье имело лицо, как человек, а четвертое было подобно орлу. Они воздавали хвалу всемогущему Господу Богу, взывая: «Свят, свят, свят».
Подобное видение видел Исайя. Вот как он описал серафимов вокруг престола: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шесть крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Исайя 6:2-3).
Иезекииль также видел четыре живых существа в самом видении. Каждое из них имело четыре лица, описание которых похоже на описание в книге Откровение: «Подобие лиц их лицо человеческое и лицо льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лицо тельца у всех четырех и лицо орла у всех четырёх... И шли они каждое в ту сторону, которая пред лицом его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались» (Иезекииль 1:10,12).
Что же это за четыре животных в 4 главе книги Откровение? Это херувимы — ангелы, которые охраняют святость Бога у Его престола. Первый был подобен льву. Он символизирует пришествие Иисуса как иудейского Царя, как описывает Его Евангелие от Матфея. Второе существо, подобное тельцу, символизирует Иисуса в работе и делах, как рассказывает Евангелие от Mapка. Третье существо подобно человеку, и Евангелие от Луки описывает Иисуса как Сына Человеческого. Он имел стопроцентную человеческую природу, родившись от девы Марии. Четвертое животное было подобно орлу, который символизирует Божественную природу Иисуса. Евангелие от Иоанна подчеркивает, что Иисус — Единородный Сын Божий.
Итак, четыре живых существа, стоящие вокруг трона, символизируют личность Иисуса.
Е. Поклонение
Далее описана сцена поклонения. Четыре живых существа поклоняются Богу день и ночь, это происходит непрерывно. Они повторяют: « ...свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (ст. 8).
И когда они воздают славу Богу, двадцать четыре старца также падают и поклоняются Ему. Они кладут свои венцы перед троном и говорят: «Достоин Ты, Господи, приять славу, и честь, и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (ст. 11).
Этой сценой небесного поклонения заканчивается 4 глава книги Откровение.
Глава 3
Книга за семью печатями
В 5 главе книги Откровение сцена небесного поклонения сменяется сценой подготовки к великой скорби и суду.