II. Сцена, описанная апостолом Иоанном
Откровение
Йонги Чо
Содержание
Откровение Иисуса Христа
Глава 1. Век Церкви
Глава 2. Вознесение Церкви
Глава 3. Книга за семью печатями
Глава 4. Великая скорбь: часть I
Глава 5. Великая скорбь: часть II
Глава 6. Тысячелетнее царство и великий суд
Глава 7. Новое небо и новая земля
Слово пророчества
Откровение Иисуса Христа
I. Предисловие к книге Откровение
Самый первый стих книги Откровение объясняет ее название. Это — «откровение Иисуса Христа». После воскресения из мертвых, будучи прославлен, Иисус дал это слово откровения Своему ученику Иоанну, чтобы тот передал его Церкви, которую Он искупил Своей драгоценной Кровью.
Многие люди или неправильно истолковали книгу Откровение, или просто отвернулись от нее. Но такое отношение опасно, потому что оно препятствует росту Слова Божьего в жизни людей. Так как книга Откровение была написана под непосредственную диктовку Самого Иисуса Христа, мы должны принимать ее с благодарностью и изучать, чтобы понять значение этого откровения в полноте.
Цель этого откровения состоит в том, чтобы показать слугам Божьим, что события, предусмотренные для последних двух тысяч лет истории мира, произойдут вскоре. Бог сказал, что через это откровение Он хочет научить христиан тому, что они могут входить в вечные небеса через бодрствование и молитву. Так как книга Откровение пришла непосредственно от Господа, ее послание непреложно: слова, которые сказал Бог, всегда исполняются. Они исполняются сейчас, исполнятся и в будущем. Бог дал это откровение Иисусу, Который передал его ангелу, чтобы тот доставил его апостолу Иоанну.
II. Сцена, описанная апостолом Иоанном
А. Троица и уверенность в Христовом искуплении (1:4-6)
Первое, что подчеркнул Иисус, когда диктовал книгу Откровение, — это триединство Бога и уверенность в Его искуплении. «Тот, Который есть и был и грядет» — это относится к вечному Богу, нашему Отцу. «Семь духов, находящиеся перед престолом» относятся к Духу Святому в состоянии Его полноты, так как число семь, использованное для Его описания, — число совершенства. Кроме этого, Иоанн сказал, что это откровение пришло от Иисуса Христа, «Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных». Этим Иоанн четко показал, что откровение исходило от Троицы.
Иоанн пишет, что Христос сделал «нас царями и священниками Богу и Отцу Своему», и воздает Ему всю славу: «...слава и держава во веки веков, аминь».
После смерти апостола Павла многие церкви в языческих странах начали возвращаться под прежнее ярмо закона, от которого они были освобождены. Христианская доктрина спасения через веру в Иисуса и искупления Его драгоценной Кровью стала теряться. Многих обращенных из язычников убеждали принять законническую веру иудеев. Законники учили, что если верующие из язычников не обрезаны и не соблюдают дни, месяцы и праздники по закону Моисея, то они не могут быть спасены.
И вот в этих обстоятельствах Иоанн, вдохновленный Духом Святым, подчеркивает, что люди спасаются не по своим делам, не соблюдением закона, а Кровью Иисуса, Который возлюбил людей даже до смерти. Иоанн также выделяет, что мы сделаны «царями и священниками Богу», а это ясно говорит о том, что наше спасение — Божий дар, Его милость.
В. Вечность Иисуса (1:8)
Слово «Господь» в 8 стихе относится к нашему Господу Иисусу. «Альфа и Омега» — это первая и последняя буквы в греческом алфавите, как буквы: А и Я в русском.
Иисус — это Тот самый Творец, Который существует вечно. Он не просто святой, родившийся две тысячи лет назад. Иисус все еще жив, и Он заботится о нас. Он постоянно ходатайствует за нас (см. Евреям 7:25). По Своей великой милости Он заботится о нас и восполняет все наши нужды. Иоанн также подчеркнул, что Он держит всю вселенную в Своих руках.
Д. Трубный звук (1:10-16)
Иоанн написал, что когда он был в Духе, то услышал громкий голос, похожий на звук трубы. Это означало, что Бог собрался дать ему особое послание.
Семь церквей в Малой Азии
Громкий голос сказал: «То, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию» (ст. 11).
В те дни было более сотни церквей в Малой Азии. Почему Иисус выбрал только семь из них?
Во-первых, я верю, что любая церковь могла отождествиться с одной из этих семи, имевших свои специфичные характеристики или особенности.
Во-вторых, через эти семь типов церквей Иисус хотел проиллюстрировать двухтысячелетнюю историю Церкви — со времен Иоанна до настоящего времени. Век Церкви был разделен на семь периодов, представленных семью церквами в откровении.
Глава 1
Век Церкви
Послания семи церквам Малой Азии были не только словами наставления, которые сопровождались похвалой и упреком, но также и словами пророчества, охватывающего промежуток церковной истории вплоть до настоящего времени. Эта история делится на семь периодов.
Исследуя пророчество в свете того, что уже произошло, мы чувствуем трепет: все события произошли так, как было предсказано, и все еще продолжают исполняться. Изучение второй и третьей главы книги Откровение приводит нас к твердой вере, что сейчас истинно последнее время Церкви.
Каждое из семи посланий церквам может быть разделено на шесть частей. Первая часть — Христос указывает имя церкви-получателя. Затем идет Его духовная оценка церкви, третья часть — Его похвала, четвертая — Его упрек, пятая — Его наставление, и шестая — Его обещание. В каждом послании мы увидим, как пророчески применить его к Церкви прошедших двух тысяч лет.
I. К церкви в Ефесе (2:1-7)
А. Назначение
Первое послание адресовано церкви в Ефесе, который был главным городом Малой Азии, морским портом, коммерческим и экспортным центром. В нем также располагался огромный храм Артемиды (Дианы). Этот большой город был так взбудоражен проповедями Павла, что тамошние ремесленники, изготавливавшие храмы Артемиды из серебра, взбунтовались, увидев, что возникла угроза их ремеслу (см. Деяния 19:23-41). В Ефесе, немало людей занимались волшебством.
После проповеди Павла многие из них уверовали в Иисуса, принесли свои книги и сожгли их (см. Деяния 19:13-19).
Церковь в Ефесе была наиболее «привилегированной» среди прочих церквей, потому что она была благословлена лучшими пасторами тех дней. В ней служили апостол Павел, Аполлос, Тимофей и апостол Иоанн. Поэтому в Ефесской церкви были хорошо обученные Писаниям и общим доктринам верующие.
Хотя церковь сильно выросла, благодаря прочному основанию — Слову Божьему, но постепенно она превратилась в формальную организацию. Естественно, что шаг за шагом ее первая любовь начала охладевать. Молитва и хвала прекратились, и служения поклонения основывались больше на форме и ритуалах.
Б. Описание Иисуса
Многие церкви сегодня имеют таких прихожан, которые просто посещают служения.
Они слушают проповедь пастора, интересуются научными и философскими знаниями и служением церкви. Но они забыли присутствие Иисуса. Он — главная причина нашего прихода и поклонения в церкви. Такие церкви не дают людям осознания нужды в спасении, не ободряют их креститься Духом Святым или молиться за больных. Поэтому никто не кается. Никто не получает Духа Святого. И никто не исцеляется чудесным образом от болезни. Дела Божьи исчезли и заменены человеческими усилиями. Служения превратились в гуманистические собрания, лишенные духовной пищи и благословений.
Такой стала церковь в Ефесе. Сначала она была сосредоточена на Боге, наполненная Словом и Духом Святым. Но затем она деградировала, превратившись в гуманистическое собрание людей, склонное к человеческой активности и организации. Иисус показал Свою проницательность в упреке: «Взгляни! Я все еще хожу среди семи светильников, держа семь звезд в Своей руке, но ты забыл» (моя перефразировка).
В. Похвала
Наш Господь всегда использует такой метод наказания: похвалить прежде, чем упрекать. Наши чувства тогда меньше страдают, мы более открыты для выговора, предназначенного для нашего исправления. Такой подход эффективен и в воспитании детей, и в отношениях с другими людьми.
Иисус похвалил ефесян, потому что в центре их трудов был Христос. Они трудились жертвенно, перенося скорби и трудности с большой стойкостью. Он также похвалил их за непорочность: они не допускали в церковь развращенных. Кроме того, они прогоняли лжеапостолов.
Согласно еврейскому преданию, николаиты, упомянутые в 6 стихе, были последователями Николая, одного из первых семи дьяконов, избранных ранней Церковью. Николай, отпавший от общепринятой веры, внес в Церковь еретическую греческую философию. По его верованиям, дух человеческий добр и чист, но наша плоть — вечное зло. На дух, как считал Николай, ни в коем случае не влияют действия плоти. потому что дух вечно чист и свят. Поэтому со стороны плоти не может оказываться пагубное воздействие на дух, даже если кто-то ведет несдержанную жизнь, пьет и ест все, что пожелает, и живет безнравственно. Так как дух становится чистым с того момента, как человек принимает Иисуса, нет никакой разницы — грешит человек по плоти или нет.
Многие церкви последовали за николаитами и предались распущенности. Кроме того, николаиты упорядочили устройство церкви, установив в ней греховную иерархию. Понятно, почему наш Господь ненавидел их дела. Церковь в Ефесе относилась к николаитам так же, как Иисус, поэтому Он и похвалил ее.
Г. Упрек
Далее наш Господь резко упрекнул церковь: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» (ст. 4). Это действительно было серьезной проблемой. Ефесяне были хорошо научены Слову, но, пока они были заняты многими делами, включая служения и пожертвования, и переносили трудности, они потеряли Иисуса как центр всего этого. Любовь к Нему была утеряна, остались лишь форма и ритуалы.
Эта ситуация аналогична той, что может произойти в супружеских отношениях. Когда теряется любовь, муж связан только обязанностью зарабатывать хлеб для своей семьи, жена — обязанностью воспитывать детей и управлять домашним хозяйством. Нет ни одного дня в такой семье, когда бы не возникали ссоры и раздражение.
То же самое истинно и в церкви. Как только горячие отношения верующих с Иисусом охладевают, христиане посещают церковь по воскресеньям только по привычке. Служения проходят без радости и энтузиазма. Сколько сегодня таких церквей? Насколько горячими, должно быть, были первые христиане, когда только уверовали в Иисуса Христа! Не Библия ли говорит, что тогда все они были исполнены Духом Святым?
Почему церковь не может угодить Богу, если ее члены не поддерживают постоянного горячего общения с Христом.
Д. Наставление
Иисус увещевал церковь в Ефесе, чтобы она вспомнила, откуда ниспала (см. ст. 5). Мы так легко забываем благословения Господа. А также Его наказание. Иисус советует попомнить, «откуда ты ниспал». Он спрашивает: «Что произошло, что у тебя теперь осталась только пустая вера?»
Если мы придем к нашему Господу в такие времена, исповедуя свои дела, и покаемся, то сможем возвратиться к горячей жизни веры. И тогда мы не повторим неудачу Ефесской церкви.
Е. Обещание
Иисус пообещал, что, когда первая любовь церкви будет восстановлена, она получит два благословения (см. ст. 7).
Первое: Он пообещал рай. Этот рай гораздо лучше того, где жили Адам и Ева. Новый рай будет на небесах. Христос преобразит наше тело: из бесславия в новое, славное состояние; из слабого в сильное; из естественного в духовное, чтобы наши смертные тела облеклись в бессмертие и мы вечно жили вместе с Ним.
Второе: Господь пообещал, что даст вкусить плод дерева жизни. Этот плод не только для того, чтобы любоваться им, но также и для пищи.
А. Назначение
Второе послание Иисуса адресовано церкви в Смирне, морском порту в сорока милях к северу от Ефеса. Этот процветающий город располагался на торговом пути, связывающем Рим с Индией через Персию, так что торговля развивалась очень быстро. Смирна была основана Александрам Великим, в ней были установлены храмы богу солнца, Зевсу. Смирна была также центром поклонения императору, и здесь были храмы, почитающие римское правление.
Б. Описание Иисуса
Иисус явился к церкви в Смирне как Тот, Кто был Первым и Последним, Который был мертв и теперь жив. Он сказал (перефразируя): «Вы также должны перенести смерть и страдания». И добавил: «Я — Первый и Последний, так что доверьте Мне все. Так как Я был мертв и теперь жив, вы тоже должны быть живы, даже когда умираете, если верите и Меня». Так Иисус предсказал предстоящие серьёзные гонения на Смирнскую церковь.
В. Похвала
Наш Господь всегда хвалит церковь, находящуюся в гонениях. Его высказывание можно перефразировать так: «Хотя внешне вы выглядите очень бедными, потому что находитесь м гонениях, в действительности вы не таковы. Истина в том, что вы богаты». Скорбь и страдание всегда очищают нашу веру.
Корри тен Бум, известная голландская деятельница возрождения, была избавлена от смерти в одном из нацистских концентрационных лагерей во время Второй мировой войны. Прочитайте одно из ее свидетельств:
«В СССР христианство подвергалось таким серьезным гонениям, что верующие поклонялись Богу втайне, в местах типа складов или подвалов. Однажды, когда христиане собрались на богослужение на складе, несколько солдат советской армии, вооруженные автоматами, открыли пинками дверь и ворвались внутрь прямо посреди служения. Все христиане подняли руки под автоматными прицелами. В Советском Союзе тех, кого ловили на богослужениях, ссылали в Сибирь, места бесконечных страданий и мучений.
Затем солдаты сказали: «Вы будете осуждены прямо здесь. Если кто-либо из вас хочет отказаться от Иисуса Христа, сделайте шаг вперед. Это ваш единственный шанс избежать преследований ».
Некоторые верующие не выдержали и вышли вперед. Однако большинство людей остались на месте. Им пришлось решать — умереть за Иисуса или избежать смерти. Стояла мертвая тишина, пока солдаты ждали их решения.
Солдаты крикнули: «Мы даем вам еще один шанс. Кто хочет жить, быстро выходи вперед.
Те из вас, кто все еще "верен Иисусу", приготовьтесь к смерти!»
Никто не пошевелился. Затем все верующие опустили руки и начали молиться, готовясь к смерти.
В это время солдаты закрыли двери склада и вернулись. Бросив свое оружие на пол, они сказали: "Братья, мы тоже христиане! Мы пришли на богослужение. Нам пришлось вести себя так, потому что мы боялись, что среди вас есть несколько лжехристиан. А так как все они сбежали, нам не нужно волноваться о том, что нас найдут. Теперь давайте продолжим служение!"»
Аллилуйя! Эта история, произошедшая в действительности, показывает, что всегда можно отличить обман от истины. И когда Христос сказал церкви в Смирне, что посреди гонений она богата, Он подразумевал ее духовное богатство.
Господь также похвалил христиан в Смирне за преодоление злословия от иудеев. Так как Смирна была центром поклонения императору, то каждому, кто не склонялся и не поклонялся императору, грозила смерть. Многие иудеи были казнены за свою монотеистическую веру, и они, в свою очередь, предавали христиан той же самой смерти из ненависти. Многие христиане Смирны были казнены. Иисус сказал, что их преследовали не иудеи, а сам сатана, стоявший за гонителями.
Г. Упрек
Как и церковь в Филадельфии, церковь в Смирне не получила никакого упрека, так как страдания помогали верующим оставаться чистыми в вере и жизни.
Д. Наставление
Бог увещевал христиан Смирны, чтобы они были верными до смерти. Иисус сказал, что Он будет их гарантом и даст им венец жизни. Так и нам гарантировано Господом Иисусом Христом, что Он будет заботиться о нас, если мы будем верны Ему, живем ли мы или умираем.
Е. Обещание
Господь пообещал церкви в Смирне, что она не пострадает от второй смерти. Первая смерть — это смерть тела, а вторая — смерть души. Первая смерть приходит к каждому, находящемуся на этой земле, но вторая означает смерть беззаконника в последующей жизни, она отождествляется с вечными мучениями души в озере огненном и серном. Она не имеет никакой власти над верующими. Это обещание означает, что, несмотря на смертельные гонения со стороны римлян, Господь гарантирует, что верующие Смирны избегут второй смерти и придут на небеса.
А. Назначение
Третье послание Иисуса адресовано церкви в Пергаме. В те дни Пергам был столицей Малой Азии и процветающим центром политики, власти, образования и языческого поклонении. Здесь были храмы Зевсу и жертвенники Эскулапу, богу-целителю. Люди клали змей на алтарь и поклонялись им. Кроме того, в городе процветал культ императора. Обязанностью каждого гражданина было кадить один раз в год перед его богоподобным образом.
Б. Описание Иисуса
Господь явился к церкви в Пергаме как «Имеющий острый с обеих сторон меч» (ст. 12). Поскольку в этой церкви были «держащиеся учения Валаама», которые «ели идоложертненное и любодействовали» (ст. 14), требовалось покаяние, чтобы Он не пришел с судом.
Господь явится с мечом Слова (см. ст. 12 и Евреям 4:12) и отделит лжеучение.
В. Похвала
Иисус похвалил церковь в Пергаме за сохранение чистой веры и бескомпромиссность к ересям. Он особенно отметил человека по имени Антипа. Предание связывает это с его мученической смертью.
В то время поклонение императору было очень широко распространено. Однажды римский чиновник поставил Антипу перед образом императора и сказал: «Антипа, поклонись образу».
Антипа ответил: «Только Иисус Христос — Царь царей и Господь господ, так что я не буду поклоняться никакому другому богу. Только Иисусу».
Римский чиновник пришел в бешенство и закричал: «Антипа, разве ты не знаешь, что весь мир против тебя?»
Антипа сказал: «Тогда я утверждаю, что Иисус, Господь господ, против всего мира».
Разгневавшись из-за такого ответа, чиновник приказал, чтобы несколько человек нагрели медного быка и поместили в него Антипу. Там он был медленно зажарен до смерти. И все же он не отрекся от Иисуса.
Г. Упрек
Иисус также упрекнул церковь: «У тебя там держащиеся учения Валаама» (ст. 14). Когда сыны Израилевы вышли из Египта и вступили в землю Ханаанскую, Валак, царь Моавитский, позвал пророка Валаама, чтобы он проклял Израиль. Валаам, жаждущий власти и денег, посоветовал Валаку, чтобы моавитяне. Повлекли израильтян в блуд, тогда Бог уничтожил бы евреев (см. Числа 25:1-9; 31:16). Валак помелел красивым моавитянкам танцевать на жертвенниках идолам, и мужи Израиля блудодействовали с ними и поклонялись идолам. В результате пришел суд Божий на израильтян — тысячи людей умерли за один день.
Церковь в Пергаме покрывала блудников. И Церковь тех дней совершила духовный блуд, соединившись с Вавилонской религией.
Господь также упрекнул церковь за то, что некоторые ее члены придерживались учения николаитов. Как мы рассмотрели ранее, николаиты были последователями сатаны. Они внесли в церковь греческую философию, и это также было причиной блуда и прелюбодеяний.
Д. Наставление
Иисус увещевал церковь: «Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих» (ст. 16). Из этого мы узнаем, насколько возмущен Он был. Церковь, которую Он приобрел Своей кровью, была заражена ересью и безнравственностью.
Е. Обещание
Тем не менее, Господь пообещал, что даст сокровенную манну тому, кто покается и преодолеет искушение. Эта сокровенная манна — небесная, духовная пища — Сам Иисус.
Он также пообещал, что даст победившему белый камень. На суде тех дней камень давали как символ обвинения преступника. Если кого-то признавали виновным, то давали ему черный камень. Поэтому Иисус обещал, что, когда люди покаются, Он простит их грехи и сделает их праведными. Обещание распространяется и на нас. Аллилуйя!
А. Назначение
Четвертое послание адресовано церкви в Фиатире, небольшом городке в Малой Азии. Основным занятием его жителей было окрашивание тканей. Также там было распространено предсказание будущего, и многие собирались для этого в большом храме.
Б. Описание Иисуса
У Иисуса, явившегося к церкви в Фиатире, были «очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану» (ст. 18). Он проницает реальность такими глазами и судит церковь, имея такие ноги.
В. Похвала
Бог похвалил дела, любовь, служение, веру и терпение церкви в Фиатире (см. ст. 19).
Г. Упрек
В 20 стихе Господь, однако, высказал серьезный упрек, потому что церковь была терпима к Иезавели, лжепророчице. Иисус ссылается на женщину-гадалку в Фиатире, которая даже вошла в церковь, чтобы практиковать свое злое ремесло, но символически это относится к Иезавели из Ветхого Завета. Она была дочерью Ефваала, царя Сидонского; Ахав, царь Израиля, женился на ней (см. 3 Царств 16:29-33). Иезавель принесла поклонение Ваалу в Израиль и разрушила жертвенники Господа Бога.
Только в Сеуле более шестиста псевдо церквей практикуют предсказание будущего. То, что они приняли, — это не Дух Святой, а дух бога горы, бес.
Иисус упрекнул церковь за ее духовное прелюбодеяние, за то, что она следовала за Иезавелью, смешав веру и гадание.
Д. Наставление
Господь увещевал церковь в Фиатире, чтобы она не шла на компромисс с шаманской верой, ни твердо стояла на Слове (см. ст. 24-25). Также и наша вера должна твердо основываться на Слове. Нелепая любовь к пророчествам — мания узнать детали, не описанные в Библии, - может увести в сторону нашу веру, как это случилось в Фиатирской церкви.
Е. Обещание
Иисус обещал, что Он даст власть над народами и утреннюю звезду тому, кто преодолевает искушение (см. ст. 26-28). «Утренняя звезда» символизирует второе пришествие Иисуса Христа. Если мы с чистой верой твердо стоим на Слове, то у нас будет привилегия принять участие во втором пришествии Христа.
А. Назначение
Это послание обращено к церкви в Сардисе, городе, который процветал еще за пятьсот лет до рождения Иоанна. Позднее он был завоеван Киром Персидским, а потом — Александром Великим. После этих завоеваний Сардис был в руинах. В 17 году от Р.Х. сильное землетрясение превратило ж остановленный город в кучу развалин. Но император Тиберий дал ему новую жизнь. В этом городе поклонялись богине Сибел (Cybele).
Б. Описание Иисуса
Иисус явился к церкви в Сардисе как Имеющий духов Божиих и семь звезд. Семь звёзд символизируют Его служителей, а семь духов Божьих — то, что Бог дает полноту Духа Святого служителям, которых Он восстановил.
В свете истории Церкви, церковь в Сардис символизирует протестантскую церковь, основанную Лютером на библейском принципе оправдания одной лишь верой, а не добрыми делами и приверженностью традициям.
В. Похвала
Иисус похвалил немногих, одетых в белые мантии, в Сардийской церкви. Это были те, кто оправданы перед Богом по своей вере, как лидеры Реформации, которые также сохранили чистоту веры. Так как они верили в драгоценную Кровь Иисуса и Его благодать, Он омыл их и одел в белые мантии.
Г. Упрек
Иисус упрекнул церковь в Сардисе: «...ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (3:1) Он подразумевал, что в прошлом церковь возрастала и была живой, но постепенно её энтузиазм исчез, вера охладела. Осталась только память о прошлом.
Исторически Церковь этого периода начала Реформацию, порывая с жертвоприношениями и ритуалами Римской церкви. Так как реформа была связана со многими политическими мотивами, то она не достигла полного успеха.
Д. Наставление
Иисус увещевал церковь в Сардисе пробудиться к жизни, выйти из мертвого состояния, вспомнить полученное от Него, крепко держаться веры и покаяться.
Е. Обещание
Иисус пообещал, что Он оденет в белые мантии побеждающих и запишет их имена в книге жизни, чтобы они могли жить вечно (см. ст. 5). Он также исповедует эти имена перед Богом и Его ангелами.
А. Назначение
Шестое послание нашего Господа предназначалось верующим церкви в Филадельфии. Расположенная в тридцати милях к юго-востоку от Сардиса, Филадельфия была также разрушена сильным землетрясением в 17 году от Р.Х. и восстановлена Тиберием. Город был известен своим вином, а его чрезмерное употребление было главной проблемой жителей.
Б. Описание Иисуса
Господь явился к церкви в Филадельфии как Тот, Кто имеет ключ Давидов. Когда Он открывает дверь, никто не может затворить ее, а когда Он закрывает, никто не может ее открыть. Это означало, что Господь начнет великое возрождение в Филадельфийской церкви.
В. Похвала
Иисус похвалил церковь в Филадельфии за многие добрые дела, хотя ее верующие не обладали большой силой, и за искреннее поведение, не позорившее Его имя.
Г. Упрек
Бог не упрекнул Филадельфийскую церковь — миссионерскую церковь, где началось великое возрождение (как и в Смирнской церкви). Он никогда не упрекает церковь, возвещающую Евангелие и посылающую миссионеров.
Д. Наставление
Иисус увещевал церковь в Филадельфии, которая исполнила свою миссионерскую роль, обладая небольшими силами, держать, «что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» (ст. 11). Он не требовал большего, но убеждал церковь сохранить свою преданность миссионерству и служению, развивая их еще больше.
Е. Обещание
Иисус пообещал церкви в Филадельфии, что если она сохранит слово Его терпения, продолжая свою миссионерскую работу, то Он сохранит ее от времени искушения, когда Бог будет судить всех людей, когда-либо живших на земле.
Того, кто сохранит то, что имел, и побеждающего Иисус пообещал сделать столпом в храме (см. ст. 12). Что это означает? Столп храма поддерживает дом пребывания Божьего. Благословение этого обетования в том, что Иисус сделает эту церковь вечно живущей с Богом.
Далее Иисус обещает, что даст церкви новое имя (см. ст. 12). Сказав, что напишет имя Бога, имя нового Иерусалима и Свое собственное новое имя, Господь показал, что благословит того, кто побеждает, и он сможет вечно жить в новом Иерусалиме с триединым Богом.
А. Назначение
Это послание было адресовано в Лаодикию, что в сорока милях к северу от Ефеса. В этом городе была знаменитая медицинская школа, и глазная мазь, изготавливавшаяся здесь, стала известна из-за своих целительных свойств. Будучи финансовым центром, Лаодикия была чрезвычайно богата, это был один из самых больших городов Малой Азии.
Кроме того, это был город развлечений, где все горожане постоянно искали удовольствий. Так как церковь пошла на компромисс с этим миром, она стала ни холодной, пи горячей.
Б. Описание Иисуса
Иисус явился к церкви в Лаодикии как Тот, Кто был «Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия» (ст. 14). Принятие Слова Божьего с заключительным «аминь» выражает нашу искреннюю верность Господу. Человечество было создано, чтобы мы могли любить Бога и воздавать Ему славу. Поэтому, когда мы воздаем славу Богу через своё верное служение, выполняется Его первоначальная цель, дли нас.
Церковь в Лаодакии, тем не менее, потеряла свою верность Христу, истинному свидетелю и началу творения. Иисус указал на ее лицемерие и безжизненную веру и убеждал церковь покаяться.
В. Похвала
Все шесть церквей, как мы увидели, получили похвалу. Однако Лаодикийская церковь не получила никакой похвалы — только упрек. Она символизирует собой период века Церкви, в котором мы сегодня живем.
Г. Упрек
Иисус осудил теплую веру Лаодикийской церкви: «Но, как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну* тебя из уст Моих» (ст. 16).
* в англоязычной Библии — «изблюю», прим. перев.
Это страшные слова. Но я боюсь, что много церквей сегодня имеют лаодикийскую философию. Их прихожане не являются ни верующими, ни неверующими. Они посещают церковь, когда хотят, и остаются дома, когда не хотят идти. Они могут принимать Библию как Слово Божье, а могут и не принимать. Иногда Священное Писание кажется им подходящим для них, а иногда — нет. Иисус ненавидит теплую веру Лаодикийской церкви.
Если вера охладела, Иисус может направить человека к покаянию. Люди, которые неистово выступают против Иисуса, легко могут быть обращены, когда сокрушается их эго, и они становятся горячими и убежденными Его сторонниками. Однако те люди, которые ходят в церковь и охотно кивают головой, но чьи сердца не принадлежат Иисусу, — последние в ряду тех, кого можно обратить.
Почему церковь в Лаодикии имела теплую веру? У верующих было неправильное представление о себе. Они говорили: «Мы богаты, разбогатели и ни в чем не имеем нужды» (см. ст. 17). Вы можете легко представить себе образ мышления некоторых лидеров церкви: «Программа построения церковного здания успешно выполнена. Пожертвования продолжают поступать. Мы хорошо образованы. Все так богаты и стабильны, поэтому давайте наслаждаться своей жизнью веры».
Сегодня многие американские церкви позволили своим служениям поклонения деградировать до уровня общественных клубов. В воскресенье у них короткое богослужение, затем они любят поесть и выпить под маркой христианского общения.
«Ибо Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Римлянам 14:17). Однажды, когда я проводил крусейд в Соединенных Штатах, я упрекнул некоторые американские церкви за то, что они поставили проведение общественной деятельности выше Божьей работы. Они превосходно ответили, послав деньги бедным корейским служителям.
Пока церковь в Лаодикии думала о себе как о богатой, Иисус упрекнул ее за духовную нищету: «...не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (ст. 17).
Д. Наставление
Иисус, прежде всего, увещевал Лаодикийскую церковь, чтобы она искала истинного, духовного богатства, которое может быть получено только от Иисуса через веру (см. ст. 18).
Затем Иисус сказал, что церковь должна искать у Него белые одежды (см. ст. 18). Эта белая мантия, в которую Иисус одевает нас, символизирует нашу праведность через Его драгоценную Кровь.
И наконец, Иисус увещевал церковь купить глазную мазь и помазать свои глаза, чтобы она смогла видеть (см. ст. 18). Это глазная мазь Духа Святого, Который открывает духовные глаза. Другими словами, церковь должна смотреть на свое материальное богатство и глубокие знания глазами правильного самосознания. Тогда она сможет понять, что богатство мира, на которое она так сильно надеется, — преходяще.
Е. Обещание
Иисус пообещал Лаодикийской церкви: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его» (ст. 21). Нет никакого другого места, куда бы мы должны были идти, кроме престола Божьего. Это — замечательное высказывание, поскольку, когда мы придем к престолу Его, этот мир прекратит свое существование.
Глава 2
Вознесение церкви
В Откровении 1:19 Иоанну было сказано записать три вещи: «...что ты видел, и что есть, и что будет после сего». Первые две из них мы рассмотрели во введении и в первой главе этой книги. Сейчас, начиная с 4 главы книги Откровение, мы рассмотрим третий пункт, который включает в себя вознесение Церкви с земли на небеса к престолу Божьему.
А. Два пришествия Христа
Церкви до великой скорби
Есть несколько доказательств того, что Церковь не будет проходить через великую скорбь. Во-первых, так как мы находимся во Христе, мы не можем быть осуждены во второй раз. Наши грехи были осуждены на Голгофском кресте, их понес на Себе безгрешный Господь Иисус. Отдав Свое тело в жертву, Иисус сделал всех верующих в Него оправданными и совершенными перед Богом.
Семилетний период скорби — ужасный суд над теми, кто восставал против Бога и оставил путь веры. Если бы Церковь должна была пройти через это тяжкое испытание, мы подверглись бы суду во второй раз, как будто жертвы Иисуса не достаточно для нашего оправдания, но это противоречит истине. Поэтому Дух Святой вознесет Церковь до великой скорби.
Во-вторых, мы видим пример того, как это случится, в истории Ноя и Содома и Гоморры. Давайте рассмотрим первый пример — времена Ноя (см. Бытие 6-8).
Бог решил осудить этот мир, на землю пришел потоп, который продолжался сорок дней и сорок ночей. Ной же был праведен перед Богом. И Бог сказал, еще задолго до потопа, восьми членам его семьи войти в ковчег и спастись от бедствия. И тогда начался потоп — суд Божий. Иисус сказал: «Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого» (Матфея 24:37).
Бог позволил Ною и его домашним избежать потопа, укрывшись в ковчеге прежде, чем Он осудил мир. Насколько больше Он позаботится о способе спасения от скорби тех, кого Иисус Христос купил ценой Своей Крови и кто имеет печать Духа Святого? Это противоречило бы природе Божьей — не делать никакого различия между Своими святыми и остальным миром, осудив нас так же, как и этот мир.
Рассмотрите также пример Содома и Гоморры. Хотя Лот жил в Содоме по доброй воле, Бог все же, зная, что тот был праведником, спас жизнь Лота и его семьи, когда Он обрушил Свой суд на эти города. Только когда ангелы благополучно вывели семью Лота из города, Бог пролил огонь и серу на его жителей (см. Бытие 19:15-29).
Вот так Бог спасает тех, кого Он избрал и кто полагается на Него в вере. И мы, будучи оправданы драгоценной Кровью Иисуса, избегнем великой скорби.
В-третьих, заметьте, что Церковь часто упоминается в 1-3 главах книги Откровение, но ни разу в последующих главах — с 4 по 19. Это также подразумевает, что она не испытает скорби. Если бы мы должны были пережить ее, то тогда, конечно же, увидели бы ссылки на Церковь а этих главах. Однако слово «святой» в них, чисто встречается. Оно может использоваться по отношению к тем людям, которые станут христианами после вознесении Церкви.
В четвертых, Иисус показал, что Церковь не испытает великой скорби, в Евангелии от Луки 21:34-36:
«Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого».
Сказал ли Иисус, что мы должны приготовиться для того, чтобы пройти через все предстоящие бедствия? Нет. Он сказал, что мы должны бодрствовать и молиться, чтобы избежать их и предстать перед Ним.
1 Послание к Фессалоникийцам 1:10 также призывает нас «ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева». Если Он избавляет нас от будущего гнева, то, как Он может одновременно и заставить нас пройти через это? Также в Откровении 3:10 Иисус сказал Филадельфийской церкви: «И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» (вы<