Понятия «агиография», «агиология».

Ответы к зачету по агиографии

Понятия «агиография», «агиология».

Агиогра́фия (от греч.ἅγιος — святой; γράφω — пишу) изучение жития святых, богословских и историко-церковных аспектов святости. Жития святых могут изучаться с историко-богословской, исторической, социально-культурной и литературной точек зрения. С историко-богословской точки зрения жития святыхизучаются как источник для реконструкции богословских воззрений эпохи создания жития, его автора и редакторов, их представлений о святости, спасении, обожении и т. д.

В историческом плане жития присоответствующей историко-филологической критике выступают как источник по истории церкви, равно как и погражданской истории. В социально-культурном аспекте жития дают возможность реконструировать характердуховности, социальные параметры религиозной жизни, религиозно-культурные представления общества. Жития, наконец, составляют едва ли не самую обширную часть христианской литературы, со своимизакономерностями развития, эволюцией структурных и содержательных параметров и т. д., и в этом планеявляются предметом литературно-филологического рассмотрения.

Агиоло́гия (от греч.άγιος — святой и греч. λόγος — рассуждение) — термин, употребляемый для обозначения исследований, посвящённых богословским и историко-церковным аспектам святости. В отличие от агиографии, рассматривающей жития как памятники религиозной илитературной истории той эпохи, когда житие создавалось, агиология сосредоточивает своё внимание насамом святом, типе его святости и восприятии этого типа в различные эпохи. Основным материалом дляагиологии, как и для агиографии (при различении этих двух дисциплин), служит литература житий святых. Наряду с материалом житий святых важнейшим источником выступают здесь богословские сочинения, затрагивающие тему святости.

Предмет научной «агиографии». Что является агиографическим памятником?

Агиографические повествования интересны филологам и историкам, но их интерес к агиографии прикладной. Мимо агиографии не пройти, если изучаешь историю текстов, историю литературы, историю Церкви, историю общества, историю культуры... Но все-таки агиографическую литературу стоит изучать и саму по себе, а тем, кто изучает ее для целей филологии и истории, полезно как можно лучше понимать, что она, сама по себе, собой представляет.

Изучение агиографии как наука—это и есть критическая агиография, наименее популярная из всех так называемых церковных наук, сформировавшихся в Новое время. От всех этих наук она отличается тем, что ее предмет наименее очевиден для научного сообщества.

АГИОГРАФИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ -Другой род собраний отдельных документов, имеющих значение для церковной истории, это собрания агиографических памятников, актов мучеников и биографий святых. Издание этих памятников принадлежит так называемым болландистам.

Еще одну группу древнейших агиографических памятников составляют записи особых нотариев из числа христиан, на которых еще в конце I в. папа Климент Римский наложил обязанность каждодневной фиксации происходящего с мучениками на месте казней. До нас дошли более сотни таких сказаний. Среди них Акты св. Иустина Философа (II в.), Акты Карпа, Папила и Агафоники (II в.) и др.

Что такое «Акты мучеников»?

Акты мучеников— документы, в которых приводятся решения римских судебных властей об осуждении на смерть христиан. Следует отличать А.м. от Страстей, т.е. рассказов о последних днях мучеников, и от Житий, где легендарные элементы переплетаются с ист. реальностью. В А.м. содержатся сообщения о допросах мучеников судьями. После того как христианство стало офиц. религией Римской империи, был открыт доступ в гос. архивы для ознакомления с А.м.

Заседания суда, как правило, происходили публично; при этом записывались показания свидетелей. Некоторые процессы состояли только из одного заседания, другие — из двух и более. Обвиняемому предоставлялось некоторое время для отречения от христ. веры. Если обвиняемый все же называл себя христианином, представитель власти произносил приговор, который переписывался секретарем, публично читался обвиняемому и немедленно приводился в исполнение. Если обвиняемый не был жителем столицы, готовились протокол и досье, чтобы передать их наместнику провинции. Наместник мог вести дело закрыто, в своем кабинете, или на публичном заседании. Расследование могло включать пытку.

В богослужении А.м. выполняли функцию литург. чтения; они начинались с даты согласно рим. месяцу и году по правлению консулов. Христ. версия текста добавляет заглавие или предисловие, в которых обвиняемый именуется мучеником или блаженным мучеником. В тексте, представляющем собой сокращение судебного первоисточника, подчеркивается христ. характер ответов обвиняемого, изложение дополняется рассказом об исполнении приговора. В заключение приводится текст, прославляющий мученика. Латинские А.м., как правило, точно воспроизводят судебные акты и сохранились в редакции IV в. греч. А.м., кроме актов Юстина и частично Аполлония, обнаруживают развитие в сторону литературно обработанных Страстей.

7. Агиографическая литература 4-8 вв. Ранние агиографические памятники. Формирование агиографического канона. Агиография в эпоху иконоборчества.

По мере развития житийного жанра был выработан определенный канон повествования. Житийный канон складывается из предисловия и краткого послесловия агиографа, обрамляющих собственно повествование, включающее в себя следующие вехи:

а) похвала родине и родителям святого,

б) чудесное предвозвещение его появления на свет,

в) проявление святости в детском и юношеском возрасте,

г) искушения,

д) решительный поворот на путь духовного спасения,

е) кончина и посмертные чудеса.

Произведения агиографических жанров являются, таким образом, словесными иконами святых, их подвигов и чудесных явлений благодати Божией. Однако агиографический канон сложился лишь к X – XII вв., поэтому ранним житиям свойственно большее формальное разнообразие.

Христианская Церковь с первых дней своего существования внимательно и с любовью собирала сведения о жизни и подвигах ее членов. Источником для повествования о мучениках являлись архивы проконсулов и других римских правительственных чиновников и судей, содержавшие описание допроса и приговора над подсудимым. Отсюда возникло определенное однообразие формы изложения, закрепленное впоследствии каноном. Уже Климент, папа Римский, устанавливает точную запись сказаний о мучениках.

Древнейший сборник Житий святых на Востоке принадлежит Дорофею, епископу Тирскому (IV в.) – «Сказание о семидесяти апостолах», затем «Жития честных монахов» Александрийского патриарха Тимофея (IV в.), сборник Федора Киррского (V в.), «Лимонарь» («Луг духовный» или «Цветник») Иоанна Мосха.

Жития святых встречаются и в сборниках смешанного содержания (прологи, синаксари, минеи, патерики) и в календарях, месяцесловах и святцах. Прологом называется книга, содержащая описание житий святых и указания относительно празднований в их честь. У греков эти сборники назывались синаксарями. Самый древний из них – рукописный Синаксарь из собрания епископа Порфирия (Успенского); затем следует Синаксарь императора Василия (X в.).

Конечно, в Византии продолжали читать и античные поэмы и романы, а Гомера и языческих риторов изучали в школах на протяжении всей истории Империи, но для благочестивых читателей и слушателей требовалась благочестивая литература, и ею стали, прежде всего, жития святых. Не стоит также забывать, что далеко не все византийцы были достаточно грамотны или могли позволить себе иметь собственную библиотеку — книги в то время были весьма дороги, — а потому создававшиеся тогда произведение были рассчитаны на чтение вслух, в кругу семьи или друзей, в собрании монахов, с церковного амвона.

Кроме того, жития нередко играли ту же роль, что в наше время выполняют средства массовой информации. Далеко не все верующие могли понимать высокую догматику и логический язык полемических сочинений, поэтому для народа вероучительные истины преподносились в упрощенном варианте: в виде кратких изречений святых отцов, влагавшихся в уста героев житий, или в виде подходящих примеров из жизни, или в форме запоминающихся стихотворных эпиграмм, или с помощью агиографических символов.

В восьмом веке византийская литература переживала трудные времена, в том числе и агиография. Жития святых мучеников и исповедников раннего периода иконоборчества (726-787 гг.) стали записываться только в IX в. и позднее; даже во время краткой передышки (718-815 гг.) перед новой волной иконоборчества лишь несколько житий увидели свет, в их числе классическая работа о защитнике святых икон святом мученике Стефане Новом (ум. 765-767 гг.). Темпы создания агиографической литературы возросли в период иконоборчества (815-843 гг.) с появлением таких значимых житий, как житие святого Филарета Милостивого, житие святого Никифора Медикийского, житие святого ЕвфимияСардийского.

Летописи

В первую очередь возрождалось и развивалось летописание, появлялись крупные исторические сочинения, в которых шел рассказ о всем пути русского народа. Новые летописные своды стали создаваться при дворах ведущих русских князей – во Владимире, Ростове Великом, Рязани, Твери, позднее в Москве. Не прерывалось летописание в Новгороде и Пскове.

Вначале эти сочинения были проникнуты местными интересами. Рассказывая о событиях русской истории со времен Рюрика и включая в свой состав знаменитую "Повесть временных лет", эти летописи в дальнейшем повествовали о деяниях своих князей, считали их главными героями русской истории. Авторы связывали историю Древней Руси, например, с историей Тверского или Рязанского княжества и полагали, что именно их князьям и суждено возглавить процесс объединения русских земель. Это было знаменательно: идея единства Руси уже встала на повестку дня истории, и летописи отразили эту идею.

Со второй половины XIV в. ведущая роль в летописании и в создании историко-литературных памятников переходит к Москве, которая при Дмитрии Донском взяла на себя инициативу борьбы с Ордой. Они пишутся в Троице-Сергиевом монастыре, в московских монастырях. В этих сочинениях проводится идея единства Руси, общности ее киевского и владимирского периодов, ведущей роли Москвы в объединении русских земель и в борьбе с Ордой. Таким летописным сводом стал московский "Русский хронограф".

Уже в это время: в московских летописных сводах проходит мысль о праве Москвы на собирание всех земель, бывших ранее в составе единого Древнерусского государства. Москва лишь приступила к этому процессу но идеологи того времени уже сформулировали задачу московских князей на будущее.

Недаром Иван III, отправляясь в поход против Новгорода, заранее ознакомился со старыми летописями, чтобы найти в них обоснование своего права как Рюриковича на владение всеми русскими землями, в том числе и Новгородом на правах отчины своих предков, киевских князей.

Ответы к зачету по агиографии

Понятия «агиография», «агиология».

Агиогра́фия (от греч.ἅγιος — святой; γράφω — пишу) изучение жития святых, богословских и историко-церковных аспектов святости. Жития святых могут изучаться с историко-богословской, исторической, социально-культурной и литературной точек зрения. С историко-богословской точки зрения жития святыхизучаются как источник для реконструкции богословских воззрений эпохи создания жития, его автора и редакторов, их представлений о святости, спасении, обожении и т. д.

В историческом плане жития присоответствующей историко-филологической критике выступают как источник по истории церкви, равно как и погражданской истории. В социально-культурном аспекте жития дают возможность реконструировать характердуховности, социальные параметры религиозной жизни, религиозно-культурные представления общества. Жития, наконец, составляют едва ли не самую обширную часть христианской литературы, со своимизакономерностями развития, эволюцией структурных и содержательных параметров и т. д., и в этом планеявляются предметом литературно-филологического рассмотрения.

Агиоло́гия (от греч.άγιος — святой и греч. λόγος — рассуждение) — термин, употребляемый для обозначения исследований, посвящённых богословским и историко-церковным аспектам святости. В отличие от агиографии, рассматривающей жития как памятники религиозной илитературной истории той эпохи, когда житие создавалось, агиология сосредоточивает своё внимание насамом святом, типе его святости и восприятии этого типа в различные эпохи. Основным материалом дляагиологии, как и для агиографии (при различении этих двух дисциплин), служит литература житий святых. Наряду с материалом житий святых важнейшим источником выступают здесь богословские сочинения, затрагивающие тему святости.

Наши рекомендации