Итсизм как основная форма религиозных представлений современной молодёжи
ИТСИЗМ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ
Ткаченко А.В.,
МГПУ, Москва
В статье анализируются результаты социологического исследования отношения современной московской молодёжи к религии. Делается вывод о склонности большинства молодёжи к итсизму — интуитивной вере в неопределённую Высшую Силу. Автор даёт свою характеристику этого распространённого религиозного феномена.
Ключевые слова: религия, религиозность, итсизм, православие, атеизм, агностицизм, деизм, пантеизм, фатализм, традиционная вера, религиозная догма, моральный релятивизм, верующие и неверующие, социальная система.
IETSISM AS AN UNDERLYING FORM OF MODERN YOUTH'S RELIGION
Tkachenko A.V.,
MCTTU, Moscow
The article analyzes the results of the survey of contemporary Moscow youth's attitudes toward religion. It is concluded that modern young Muscovites are inclined to ietsism as the worship of an undefined Supreme Power. The author gives his own description of this widespread religious phenomenon.
Key words: religion, religiousness, ietsism, Orthodoxy, atheism, agnosticism, deism, pantheism, fatalism, traditional belief, religious dogma, moral relativism, religious people and unbelievers, frame of society.
Введение
Одно из направлений научной работы Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ — социологическое исследование уровня религиозности и религиозных представлений современной молодёжи. Молодёжь неслучайно выбрана в качестве объекта исследования. Анализ мироззрения молодёжи показывает нам те тенденции общественного развития, которые сегодня только набирают оборот, но в ближайшем будущем могут стать определяющими факторами социальных процессов. Иными словами, идеи и ценности современной молодёжи через несколько лет могут стать нормой жизни всего нашего общества. И то, что сейчас мы считаем молодёжной субкультурой, когда-нибудь трансформируется в стандарты доминирующей культуры.
Религиозные представления как часть мировоззрения являются отражением не всегда осознанных его носителями, но реально происходящих в обществе процессов. Поэтому учёному чрезвычайно важно изучить эти представления и выявить направление, в котором они развиваются год от года. Направленность изменений в сознании молодёжи демонстрирует нам тенденцию перехода общественной системы из одного качественного состояния в другое. А следовательно, если установить, как и во что верят люди молодого поколения, мы сможем представить, как будет вести себя значительная часть общества в будущем.
Исследования религиозной подсистемы общества, проведённые кафедрой общей и прикладной социологии ИПССО, подтверждают известное изречение великого французского мыслителя Анри Сен-Симона: «Думают, что всякая религиозная система должна исчезнуть... Это глубокое заблуждение. Религия не может покинуть мир, она только переменяет вид». Действительно, полученные данные свидетельствуют о постепенных переменах в религиозном сознании молодёжи. Причём меняется не просто сознание, меняется сам «вид» религии, так как религия — это всегда то, во что мы верим либо осознанно, либо неосознанно.
Вероисповедание молодых москвичей
РЕЛИГИИ | Частота (чел.) | Проценты (%) |
Православные | 76 | |
Неправославные христиане (католики, протестанты и т.д.) | ||
Иудеи | 1,5 | |
Мусульмане | ||
Приверженцы неавраамических религий | ||
Неверующие | 15,5 | |
ИТОГО |
Однако то, что православные — в большинстве своём никакие не православные, подтвердили их ответы на следующий вопрос. Социологи попросили респондентов указать степень своей религиозности по 10-балльной шкале, где 1 балл означал полное безверие, а 10 баллов — безукоснительное признание Бога. В итоге как абсолютно верующими, так и совершенно неверующими признали себя примерно по 12 % от всех опрошенных. В целом, верующими и скорее верующими, чем неверующими, оказались 46,5 %, то есть чуть меньше половины молодых москвичей. Соответственно, атеистов и скорее неверующих, чем верующих, выявлено 53,5 %. И это при том, что, отвечая на предыдущий вопрос, неверующими назвались лишь 15,5 %, а ¾ вообще, не задумываясь, записались в православные.
Ответы респондентов на вопрос об уровне их религиозности видны из Таблицы 2:
Таблица 2.
Заключение
Итак, итсизм — это абстрактное представление о существовании некой Высшей и аморфной Силы. Сама эта Сила может представляться итсистом в зависимости от ситуации по-разному. Точно так же, как вспоминает об этой Высшей Силе итсист лишь тогда, когда у него складываются неблагоприятные для жизнедеятельности обстоятельства. Как правило, итсист не осознаёт, что он итсист, и не потому, что он не знает этого слова, а потому, что он духовно невежественная личность. Порождается итсизм незнанием как науки, так и религии и обилием эклектичной информации, в которой неокрепший разум разобраться не способен. В информационном обществе информации должно быть всё больше, поэтому итсизм обязательно будет распространяться дальше.
Итсизм, находясь между традиционной верой в антропоморфного Бога и атеизмом, может колебаться то в одну, то в другую сторону. Поэтому в ходе соцопросов по незнанию социологи причисляют итсистов либо к верующим, либо к неверующим респондентам.
Однако итсизм — это не только не вера и не безверие в классическом понимании значений этих двух слов. Данное явление следует отличать также от деизма, агностицизма, пантеизма и фатализма. Деист верит в Бога, но не верит в то, что Бог, когда-то сотворив мир, продолжает им управлять. А итсист интуитивно верит в ту Высшую Силу, которая способна менять всё в нашей жизни по своему усмотрению. Агностик испытывает сомнения, а итсисту нет повода сомневаться: он и так ничего не знает из того, по поводу чего можно было бы сомневаться. Пантеист убеждён в том, что Бог есть во всём, а итсист разделяет Высшую Силу и её творение. Фаталист твёрдо верит в предопределение своей судьбы, а итсист чувствует себя свободным до тех пор, пока у него не возникнет трудноразрешимая проблема.
Итсизм — это усреднённое мировоззрение, в самом факте возникновения которого прослеживается стремление общества к внутреннему равновесию. Но, это равновесие иллюзорно, так как в силу аморфности итсистского мировоззрения, из него может выйти как воинствующий атеист, так и религиозный фанатик. Из-за своей неустойчивости, незавершённости и склонности к релятивизму он оказывается восприимчив к любым внешним влияниям: суевериям, научным теориям и отрывочным религиозным концепциям. Итсисты — люди, до конца не разобравшиеся в своём мировоззрении и потому не определившиеся, к какой вере примкнуть. А любой социолог или психолог знает, что проще всего изменить установку и переубедить не определившихся.
Тенденция такова, что традиционным религиям в недалёком будущем придётся отстаивать свои догмы и моральные ценности в упорной борьбе с атеистами, сектантами и агностиками, и каждый будет пытаться привлечь симпатии большинства (а большинством будут итсисты) на свою сторону. Можно сказать, что традиционные религии не столько будут бороться с атеистами, сколько будут стараться освободить от их влияния инертное большинство.
Московская молодёжь — самая весомая часть инертного большинства, которое сегодня можно причислить к итсистам. Для неё характерны не только поверхностно-интуитивная религиозность и абстрактное представление о Высшей Силе, но и модель поведения, которая неизбежно вытекает из этого представления: пассивность, моральный релятивизм, свобода в суждениях и поступках. Молодёжь более склонна к итсизму, чем старшие поколения. У неё отсутствуют чёткие убеждения, и она не признаёт старые авторитеты. Но отсутствие чёткого мировоззрения и ясных принципов не означает, что на молодёжь нельзя оказать влияния. Наоборот, именно это отсутствие и создаёт уникальную возможность восполнить его внешним воздействием.
По сути, итсизм не укрепляет, а расшатывает границы религиозной системы и является признаком её деградации как в России, так и на Западе. Вместо желанного социального равновесия он приводит к духовному расслаблению молодёжи — той части населения, которая по природе должна быть наиболее активной. И традиционному христианству придётся немало постараться, чтобы не допустить к влиянию на инертную молодёжь не только своих старых врагов атеистов, но и вторгшихся в религиозную систему чужеродных элементов вроде непривычных для Европы заокеанских сект и восточных культов.
Литература и Интернет-ресурсы
1. Верующие и неверующие. / Религия. / База данных ФОМ. // http://bd.fom.ru/report/cat/cult/rel_rel/of041401
2. В какой мере заслуживает доверие церковь? / Религия. / Архив. // http://www.levada.ru/archive/religiya/v-kakoi-mere-zasluzhivaet-doverie-tserkov
3. В России можно только верить? / Аналитика. / Тематический каталог. // http://wciom.ru/index.php?id=266&uid=3769
4. Доверие Русской православной церкви. / Религия. / База данных ФОМ. // http://bd.fom.ru/pdf/d01rpts.pdf
5. Зачем россияне приходят в храм? / Пресс-выпуск ВЦИОМ № 1963. / Тематический каталог. // http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=112543
6. Итсизм вытесняет классические религии? / Форум миссионерского портала диакона Андрея Кураева. // http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=356612.0
7. Итсизм и итсисты. / Блоги mail.ru. // http://blogs.mail.ru/mail/dann148/58A7CE826EEC8753.html
8. Итсизм. / Открытая группа. // http://vk.com/ietsism
9. Итсизм. Сходства и различия с деизмом. / Обсуждения. // http://vk.com/topic-3529945_22895338#/topic-3529945_22895338
10. Какая из следующих точек зрения по поводу критики религии Вам ближе? / Религия. / Архив. // http://www.levada.ru/archive/religiya/kakaya-iz-sleduyushchikh-tochek-zreniya-po-povodu-kritiki-religii-vam-blizhe
11. Как часто Вы посещаете религиозные службы? / Религия. / Архив. // http://www.levada.ru/archive/religiya/kak-chasto-vy-poseshchaete-religioznye-sluzhby
12. Новые православные. / Аналитика. // http://wciom.ru/index.php?id=266&uid=2599
13. Отношение к атеизму и атеистам. / Религия. / База данных ФОМ. // http://bd.fom.ru/report/cat/cult/rel_rel/d072323
14. Православная церковь: нужно ли её защищать? / Пресс-выпуск ВЦИОМ № 2029. / Тематический каталог. // http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=112787
15. Религиозная вера в России. / Пресс-выпуски. // http://www.levada.ru/26-09-2011/religioznaya-vera-v-rossii
16. Религия и вера в нашем обществе. / Пресс-выпуск ВЦИОМ № 601. / Тематический каталог. // http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=3756
17. Рыжов Б.Н. Системная периодизация развития. // Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. М.: МГПУ, 2012. — № 5. — С. 5-24.
18. Считаете ли Вы себя верующим человеком? Если да, то к какой религии Вы себя относите? / Религия. / База данных ФОМ. // http://bd.fom.ru/report/cat/cult/rel_rel/t001435
19. Ткаченко А.В. Отношение молодых москвичей к религиозным традициям. // Психология нравственности и религия: XXI век: Сборник статей. МО, Щёлково: Издатель Мархотин П.Ю., 2011. — С. 418-424.
20. Ткаченко А.В. Отношение московской молодёжи к религии и нравственности. // Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. М.: МГПУ, 2012. — № 5. — С. 97-107.
21. Ткаченко А.В. Религиозные представления московской молодёжи: как и во что верят старшеклассники и студенты Москвы. // Молодёжь и общество. М.: Связь-Принт, 2012. — № 2. — С. 78-84.
22. Ткаченко А.В. Социологический анализ религиозных представлений современной молодёжи. / Основные проблемы современной социологии: Сборник статей. / Сост. А.В. Ткаченко. М.: ООО НИЦ Инженер, 2012. — С. 63-72.
23. Ткаченко А.В. Социологическое исследование отношения московской молодёжи к религии. // Проблемы современности в зеркале гуманитарных и экономических наук: Сборник статей. М.: НОУ МИСАО, 2012. — С. 232-242.
24. Ткаченко А.В., Таппасханова М.А. и др. Социологическое исследование религиозного сознания современной московской молодёжи: Монография. М.: НОУ ВПО МИСАО, 2011. — 92 с.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
ТКАЧЕНКО Александр Владимирович — кандидат исторических наук, доцент. Доцент кафедры общей и прикладной социологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ.
TKACHENKO Alexander Vladimirovich —PhD (History), Docent, Associate Professor of the Department of General and Applied Sociology of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relationship of the State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow “Moscow City Teacher Training University.”
E-mail: [email protected]
ИТСИЗМ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ
Ткаченко А.В.,
МГПУ, Москва
В статье анализируются результаты социологического исследования отношения современной московской молодёжи к религии. Делается вывод о склонности большинства молодёжи к итсизму — интуитивной вере в неопределённую Высшую Силу. Автор даёт свою характеристику этого распространённого религиозного феномена.
Ключевые слова: религия, религиозность, итсизм, православие, атеизм, агностицизм, деизм, пантеизм, фатализм, традиционная вера, религиозная догма, моральный релятивизм, верующие и неверующие, социальная система.