Храмы ИСККОН должны стараться ежегодно удваивать количество своих прихожан, обучая их и передавая им полномочия посредством небольших групп нама-хатты Бхакти-врикша.
Общины Золотого Века
Все, что вы хотели узнать о Бхакти-врикше, но боялись спросить
Храмы ИСККОН должны стараться ежегодно удваивать количество своих прихожан, обучая их и передавая им полномочия посредством небольших групп нама-хатты Бхакти-врикша.
Резолюция Джи-би-си за номером 96.414 (1995 год)
Как наилучшим образом развивать наши вайшнавские общины? Как позаботиться о каждом новом преданном, приходящем в наше Движение? Что необходимо для того, чтобы старые преданные с годами не теряли свой энтузиазм, а продолжали счастливо развиваться в сознании Кришны? Ответом является Бхакти-врикша!
Эта небольшая брошюра посвящена вопросам и ответам о программе Бхакти-врикша. В сообществе вайшнавов до сих пор нет определенного мнения по поводу Бхакти-врикши. С одной стороны, Бхакти-врикша вызывает интерес и любопытство. С другой стороны – определенный страх и неприятие. Она кажется чем-то формальным, заорганизованным или просто неисполнимым… Именно с этим связан иронический подзаголовок этой брошюры. (В девяностые годы издавался такой журнал для девушек-подростков с подзаголовком: «Все, что вы хотели узнать о сексе, но боялись спросить».) На самом деле, хотя о Бхакти-врикше часто говорят, мало кто действительно знает, что это такое…
Термин «Бхакти-врикша» («дерево бхакти») ввел в середине 90-х годов Шрила Джаяпатака Свами Махарадж, министр развития вайшнавских общин ИСККОН, чтобы описать систему растущих и делящихся малых групп. Основные принципы программы были изложены им в учебнике «Ветви бхакти». Многие преданные в разных концах мира тогда вдохновились этой программой и начали пытаться ее применять. Однако полного успеха Бхакти-врикша достигла тогда только в одной ятре – Матхурадеш (Оман), где ЕМ Виджай Венугопал прабху и матаджи Према Падмини, начав проповедь вдвоем, за несколько лет создали общину, насчитывающую более 3 тысяч вайшнавов. В других странах, в том числе в России, развитие Бхакти-врикши тогда затормозилось или потерпело фиаско – именно с этим связано то, что в вайшнавском лексиконе слово «Бхакти-врикша» приобрело иронический или негативный оттенок (как символ несбывшихся ожиданий).
Однако последние пару лет ситуация с Бхакти-врикшей начинает меняться, как по всему миру, так и в России. Виджая Венугопал прабху и матаджи Према Падмини покинули Оман (община там продолжает успешно развиваться даже в их отсутствие) и по указанию Шрилы Джаяпатаки Свами начали путешествовать по всему миру, обучая преданных искусству Бхакти-врикши на основе своего опыта и тщательно разработанной методики.
Удивительный успех развития Бхакти-врикши за последний год в Москве (две московские группы породили уже 15 новых – а всего в Москве и области сейчас более 30 Бхакти-врикш и они продолжают успешно расти), а также нескольких других городах России - побуждает нас, не откладывая, начать снова активно пропагандировать эту программу и обучать искусству ее проведения всех желающих.
Время дорого! Любая ятра, которая всерьез начнет следовать этой программе, используя методику и руководство Виджая Венугопала прабху и матаджи Према Падмини, может рассчитывать на удивительный рост и обновление в ближайшее время. И, что еще более важно, эта программа способна оживить и наполнить новым вдохновением духовную жизнь многих преданных, дав им вечно свежий вкус участия в миссии Господа Чайтаньи Махапрабху!
Я посвящаю эту смиренную попытку прославить милость Господа Гауранги, приходящую к нам в форме Бхакти-врикши, ачарье-основателю ИСККОН Шриле Прабхупаде, моему дикша-гуру Шриле Прабхавишну Свами Махараджу, моему шикша-гуру Шриле Джаяпатаке Свами Махараджу и всем остальным моим учителям и духовным наставникам. Именно благодаря им эта работа может нести что-то ценное. Все же недостатки этой работы являются лишь следствием моего несовершенства. Я заранее приношу мои извинения тем вайшнавам, которых могут чем-то задеть некоторые излишне острые формулировки, допущенные мною с целью ярче подчеркнуть основные мысли и положения.
В любом случае, я хотел бы всегда оставаться смиренным слугой всех вайшнавов,
Ангира Муни дас,
министр развития нама-хатты СНГ
Часть 1.
Вопросы и ответы о Бхакти-врикше
1) Что же такое Бхакти-врикша?
Бхакти-врикша – это наиболее полная и наиболее динамичная методика развития вайшнавских общин в современном мире. На самом деле, она абсолютно естественна. Мы просто стараемся личностно позаботиться о каждом начинающем преданном, включая его в малую группу духовного общения; в этой группе мы обучаем его основам философии и практики сознания Кришны – и затем просим его делать то же самое по отношению к следующему поколению новых преданных, продолжая заботиться о нем и обучать его. Благодаря этому вайшнавская община постоянно растет, сохраняя при этом личностную заботу о каждом преданном. И что самое главное, каждый преданный получает важную миссию в Движении Господа Чайтаньи, которая позволит ему духовно расти на протяжении всей жизни!
2) В чем суть Бхакти-врикши?
Суть Бхакти-врикши – это передача милости Господа Чайтаньи. Именно с этим связаны ее удивительные результаты. Все, что требуется от нас, - это просто поверить в реальную силу этой милости и начать передавать эту веру другим. Господь Чайтанья очень милостив к каждому, кто готов взять на себя заботу о духовном возвышении людей этого мира. И потому, начав заниматься Бхакти-врикшей, мы очень быстро сможем почувствовать на себе Его милость, которая в противном случае могла бы оставаться для нас просто теорией.
3) В чем секреты успеха Бхакти-врикши?
Бхакти-врикша – очень глубокая программа, и в ней есть много секретов. Назовем несколько главных:
А) Целеустремленность. Начав вести Бхакти-врикшу, мы не должны оставлять это ни пи каких условиях. Мы должны верить в успех и искать пути преодоления любых возникающих препятствий.
Б) Терпение. Лидер Бхакти-врикши должен быть очень терпелив. Даже если кажется, что наши усилия не приносят никаких результатов, - мы должны продолжать прикладывать усилия.
В) Смирение. Имея дело с начинающими преданными, нам придется иногда терпеть их грубость или непочтительность. Но завоевать их сердца мы сможем только нашим смирением.
Г) Сострадание. Мы должны искренне стремиться дать сознание Кришны каждому человеку, с которым сводит нас судьба – и должны быть готовы жертвовать своим комфортом ради этого.
Т.е. мы видим, что секретами успеха Бхактив-врикши является наличие у лидера группы основных вайшнавских качеств. Вопрос: что делать, если их нет? Ответ: начинать вести Бхакти-врикшу! Сама программа Бхакти-врикши, т.е. необходимость для лидера развивать отношения с различными преданными - младщими, равными и старшими – и приводят к развитию у него этих ценнейших вайшнавских качеств. Т.е. Бхакти-врикша по сути является эффективной садханой для развития качеств вайшнава!
4) Действительно ли каждый может стать лидером группы?
Как ни странно, да. Обычно, когда мы говорим, что лидером может быть не каждый, а только тот, кто обладает природой лидера (также, как не каждый может быть музыкантом или ученым) – мы имеем в виду некоторое материальное качество. Но лидерство в Бхакти-врикше является всецело духовным – а духовная природа всех людей одинакова! Дело в том, что лидер в Бхакти-врикше – это слуга. А стремление служить – это естественное качество вайшнава! И это качество само собой проявляется в преданном по мере его духовного прогресса, особенно если он постоянно видит вокруг примеры такого служения. Поэтому в культуре Бхакти-врикши это стремление служить естественно передается каждому новому поколению преданных от слуг-лидеров предыдущего поколения.
Христианские ячеечные церкви (которые действуют на принципах, схожих с Бхакти-врикшей) однажды провели исследование, чтобы выяснить, какие факторы определяют успех лидера-слуги группы. Результаты этого исследования оказались очень интересными! Выяснилось, что на успех лидера-слуги не влияют его пол, возраст, социальное положение, уровень образования и т.д. – т.е. вообще не влияет ни один из материальных факторов! А определяют его успех факторы всецело духовные, из них первые два места занимают: уровень духовной практики лидера и его регулярная молитва за членов группы!
5) Может ли Бхакти-врикша работать в России? Или она годится только для Индии?
Как показывает опыт, может! Бхакти-врикша может работать в любой точке мира, так как она всецело основывается на духовных, а не материальных механизмах. Мы же не считаем, что в каких-то частях мира не будет работать маха-мантра? Мы уверены, что святое имя и милость Господа Чайтаньи действуют повсюду! Так же повсюду в мире люди нуждаются в любви и заботе – а это основные методы, которыми действует Бхакти-врикша. В этом смысле Бхакти-врикша универсальна. Отличаться в разных местах может только скорость распространения Бхакти-врикши. Она зависит от наличия серьезных преданных, готовых посвятить себя этой программе, и от того, как много новых людей приходит в этом месте в сознание Кришны.
Интересно, что по оценке Виджая Венугопала прабху и матаджи Према Падмини, Россия является сейчас самым благоприятным местом в мире для развития Бхакти-врикши. По их прогнозам, именно в России следует ожидать в ближайшие годы наиболее массового распространения Бхакти-врикши, затем по стопам России последует Индия и затем все остальные страны мира!
6) Почему именно Бхакти-врикша? Мы знаем много разных программ: нама-хатта, наставнические группы и т.д. – как насчет них?
Любая программа заботы о преданных хороша. Но Бхакти-врикша является, в некотором смысле, венцом всех программ, это самая эффективная программа развития общины, известная на сегодняшний день в ИСККОН. Она включает в себя домашний уют, свойственный нама-хаттам, личностную заботу о преданных, свойственную наставническим группам – но добавляет к этому культивирование в каждом преданном проповеднического духа и систематическую подготовку новых лидеров!
7) Вы подчеркиваете важность Бхакти-врикши – а что, другие виды проповеди теперь не важны?
Надо понять, что Бхакти-врикша – это не один из многих видов проповеди. Все виды проповеди – распространение книг, харинамы, фестивали, семинары по разным областям ведической культуры - всегда сохраняют свою актуальность. Но Бхакти-врикша – это, скорее, методика развития вайшнавской общины. Это то, как мы можем позаботиться о все возрастающем потоке новых преданных, приходящих в наше общество благодаря нашим многочисленным проповедническим программам. Но при этом Бхакти-врикша не просто помогает новым преданным адаптироваться в вайшнавской общине – она воспитывает их как новых энергичных проповедников, которые активно включаются во все виды проповеди ИСККОН. Так что благодаря Бхакти-врикше увеличивается и распространение книг, и количество харинам, фестивалей, семинаров и всех остальных проповеднических программ. Плюс к этому добавляется еще и типично бхакти-врикшевский тип проповеди – привлечение новыми преданными своих родственников, друзей и знакомых!
8) Не приведет ли развитие Бхакти-врикши к росту количества, в ущерб качеству?
Вся красота Бхакти-врикши в том, что в ней количество невозможно без качества. Весь рост Бхакти-врикши происходит только за счет духовной энергии – никакая материальная сила не заставит людей регулярно приходить на встречи группы и выполнять там какое-то служение. Поэтому, если вы хотите вести Бхакти-врикшу успешно – вы вынуждены духовно расти. А поскольку в концепции Бхакти-врикши подразумевается, что все члены группы должны раньше или позже стать лидерами новых групп – то всем участникам Бхакти-врикш не остается ничего другого, как прикладывать усилия для своего духовного роста.
Да, община Бхакти-врикш быстро растет количественно – но это происходит только за счет духовного роста лидеров и других активных участников этой общины. В случае же прихожан, просто посещающих лекции в храме, - их духовный рост обычно бывает чрезвычайно медленным.
9) Не является ли программа Бхакти-врикша слишком формальной (все расписано по минутам, неделям, месяцам)?
Мы же не считаем формальными программы, установленные во всех храмах Шрилой Прабхупадой: в 7-00 приветствие Божеств, в 7-15 гуру-пуджа, в 7-45 лекция по «Шримад-Бхагаватам» и т.д.? Это просто садхана! А садхана необходима для контроля ума. Слово «ученик» (по английски, disciple) – и означает «тот, кто следует дисциплине». В этом очень важное отличие Бхакти-врикши – она целенаправленно развивает в преданных качества учеников, без которых невозможно никакое продвижение в духовной жизни. При этом она расширяет садхану с индивидуального уровня до уровня сообщества вайшнавов, обучая преданных тому, как правильно строить отношения с равными, старшими и младшими и посвящая их в искусство проповеди.
Но при этом садхана группы Бхакти-врикши не является сухой и механичной – вся она пронизана отношениями любви и дружбы между преданными. Опытный лидер Бхакти-врикши никогда не следует правилам формально – он всегда внимателен к чувствам и настроению членов группы.
10) В Бхакти-врикше начинающие преданные получают свое вайшнавское образование от молодых лидеров, которые сами знают еще не так много. Не лучше ли обучаться у более квалифицированных преданных?
Смысл Бхакти-врикши – не в передаче теоретических знаний. Бхакти-врикша обучает тому, как жить в сознании Кришны – в реальной ситуации современного большого города, продолжая исполнять все свои семейные и социальные обязанности. Научиться этому можно только от того, кто живет так же. И обучение это может происходить только в условиях маленькой группы, дружеского общения и личностной заботы. Тут не помогут ни лекции, ни учебные курсы…
Да, лидеры Бхакти-врикш могут быть начинающими преданными. Но некоторым важным вещам за свои 2-3 года в сознании Кришны они уже обучились - тому, как повторять ежедневно шестнадцать кругов маха-мантры и соблюдать четыре регулирующих принципа. Они поняли, насколько важно регулярно общаться с преданными и как здорово выполнять какое-то служение и проповедовать. И поскольку их жизнь благодаря этому радикально изменилась – их вера в эти простые основы сознания Кришны очень сильна! И именно этому они и могут научить новых членов групп! Что же касается углубленного изучения философии, то обучение в Бхакти-врикше является непрерывным и продолжается на протяжении всей жизни – поэтому у членов общины Бхакти-врикш будет еще много возможностей пройти все необходимые философские курсы. И при этом, поскольку они всегда продолжают служить и участвовать в миссии, их понимание философии всегда будет более живым и действенным, а не сухим и теоретическим…
Да, может быть, это и было бы неплохо, чтобы все новички обучались сознанию Кришны от очень опытных преданных… Но о скольких новичках может такой опытный преданный позаботиться лично? А простого чтения лекций, как мы уже объясняли, здесь недостаточно…
В конце концов, это и есть способ обучения в традиционной ведической гурукуле – старшие ученики обучают младших (и при этом обучаются сами). На этом же принципе – обучаться, обучая других – основана и известная своими феноменальными результатами школа Щетинина…
11) Способны ли молодые преданные, ведущие Бхакти-врикши, действительно позаботиться о людях?
Как показывает опыт, могут. Это связано с тем, что пройдя цикл обучения в Бхакти-врикше, они сами получили много любви и заботы от своих наставников – и теперь им хочется поделиться тем, что они получили. Они естественным образом начинают воспроизводить в своем поведении те образцы, которые они видели в Бхакти-врикше, будучи ее начинающими членами.
При этом надо отметить, что преданные в Бхакти-врикше растут очень быстро. В конце концов, духовный прогресс ведь не измеряется количеством лет, проведенных в сознании Кришны. Он измеряется уровнем веры и энтузиазма. А они у выпускников хорошей Бхакти-врикши обычно очень высоки!
12) Новички часто бывают полны энтузиазма в свои первые годы в сознании Кришны… Сохранят ли они свой энтузиазм лет через 10-15, когда анартхи начнут в массовом порядке вылезать из их сердца?
В Бхакти-врикше освобождение от анартх происходит намного быстрее. Для этого не нужно ждать 10-15 лет… Анартхи сгорают здесь в огне преданного служения, в огне проповеди и заботы о людях. Милость, которую получают преданные, посвящающие себя развитию Бхакти-врикши, очень велика – и она позволяет намного легче проходить все испытания на пути духовного роста. Кроме того, преданные в Бхакти-врикше никогда не остаются наедине со своими проблемами – рядом с ними всегда находятся их наставники и их друзья в сознании Кришны, готовые в любую минуту прийти на помощь. Они всегда остаются частью живой вайшнавской общины – и это делает духовную жизнь намного более радостной и счастливой. Для того же, кто пытается справиться со своими анартхами в одиночку, эта задача может оказаться чрезвычайно сложной.
13) Где взять новых людей для Бхакти-врикши?
Да, без новых людей Бхакти-врикша невозможна. Чтобы начать группу, нужно обязательно иметь несколько новичков – дальше группа будет развиваться уже за счет проповеди этих новичков, которые могут привести в группу своих друзей и знакомых (особенно легко это получается у студентов). Но где взять эти первые несколько новичков? Намного легче это сделать в большой ятре, где новые люди так или иначе приходят в храм. Их можно найти также на программах, посвященных ведической культуре. В маленькой ятре это может оказаться сложнее…
Но, так или иначе, кто ищет – тот найдет! Кришна обязательно пришлет новых людей, если мы искренно хотим о них позаботиться! (Иногда, кажется, что Кришна только и ждет, когда же мы начнем серьезно заниматься Бхакти-врикшей – и как будто поднимает шлагбаум, запуская в нашу общину целое поколение новых преданных – молодых, серьезных, разумных и активных!) В любом случае, чтобы найти новых людей, нужно проповедовать. Организуйте в своем городе какие-то лекции и семинары. Это могут быть и семинары по ведической философии, и по прикладным областям ведических знаний: аюрведа, психология, йога, кулинария… Делайте что-нибудь! И искренние, ищущие души обязательно появятся.
14) К каким результатам может привести развитие Бхакти-врикши в наших ятрах?
Если серьезно начать заниматься Бхакти-врикшей – то за несколько лет ятра может полностью преобразиться. Она сильно вырастет количественно, а главное – изменится все умонастроение! Уйдут апатия, разочарованность, конфликты, сплетни, финансовые и организационные проблемы – все, что характерно для ятр, застывших в своем развитии. Таково Движение Господа Чайтаньи – оно не терпит стагнации: или мы развиваемся, или загниваем. Третьего здесь не дано! Бхакти-врикша может вывести всю ятру на путь динамичного развития, породив поколение новых энтузиастичных преданных и оживив духовную жизнь многих «старых преданных».
15) Как начать Бхакти-врикшу и в нашей ятре?
Все и всегда начинается с энтузиастов. Должны появиться хотя бы несколько преданных, готовых серьезно посвятить себя развитию Бхакти-врикши. Лучше всего, если это будут непосредственные руководители ятры. Если же нет – по крайней мере, тем, кто будет начинать Бхакти-врикшу в ятре, нужно будет заручиться благословением руководителей. Это «дерево бхакти» растет только в атмосфере чистых вайшнавских отношений, свободных от всякой политики.
Тем, кто собирается начать Бхакти-врикшу, следует сначала тщательно изучить семинары и книги на эту тему – Бхакти-врикша это очень «высокотехнологичная программа», ее нельзя сделать тяп-ляп, кое-как… Все нужно делать очень точно и правильно!
Начать можно со стартовой группы для подготовки лидеров (в нее могут войти несколько опытных преданных, желающих обучиться искусству ведения Бхакти-врикши). Затем, через 2-3 месяца, эти первые лидеры могут набрать свои группы из новичков – и программа будет запущена! Важно, однако, чтобы и дальше эти первые лидеры регулярно общались между собой, обмениваясь опытом и помогая друг другу.
16) Как сделать Бхакти-врикшу в нашей ятре успешной?
Теоретически, можно попытаться использовать какие-то свои собственные учебные программы – следуя Бхакти-врикше как общему принципу маленьких делящихся групп… Но, как показывает опыт, чтобы достичь успеха, лучше использовать материалы Виджая Венугопала прабху и матаджи Према Падмини – и чем точнее мы следуем их методикам, тем больше оказывается успех! Причина этого в том, что их 64-недельный курс Бхакти-врикши – это не просто одна из возможных учебных программ. В этот курс вложен 15-летний опыт развития самой успешной «бхакти-врикшеской ятры» мира! Кроме того, играет роль благословение чистых преданных…
Мы понимаем, что сделать успешную Бхакти-врикшу в новой ятре, начав с нуля, совсем непросто. На этом пути обязательно возникнет множество трудностей и препятствий… Поэтому очень важно общение между преданными, пытающимися делать Бхакти-врикшу, в масштабах всей страны. Создание Бхакти-врикши подобно разжиганию костра – сначала он может долго тлеть и дымить, и потом вдруг появляется чистое пламя! Поэтому проще загореться от тех, кто уже горит…
Именно с этой целью мы создали Министерство развития Бхакти-врикши в России и Всероссийскую ассоциацию Бхакти-врикш - чтобы объединить усилия преданных и помочь каждому, искренне стремящемуся разжечь огонь Бхакти-врикши. В этой брошюре Вы найдете телефон «горячей линии» Бхакти-врикши, эл. адреса и коордннаты сайта. Действует всероссийская эл. рассылка по Бхакти-врикше, регулярно проводятся семинары в разных концах страны и два раза в год в Подмосковье планируется проводить Всероссийский фестиваль Бхакти-врикши. (Первый такой Фестиваль, получивший имя Лесного, состоялся в июле 2009 года – Вы можете изучить его видеоматериалы, приобретя диски или зайдя на сайт www.vedamedia.ru.)
По всем признакам, революция Бхакти-врикши в России начинается. Не опоздайте вскочить на подножку этого скорого поезда, летящего в Духовный Мир! Бхакти-врикша – это удивительное приключение, это нектарная лила Господа Гауранги и Господа Нитьянанды – и каждому, кто рискнет принять в ней участие, не придется скучать до конца этого воплощения!
Часть 2.
Жители разных деревень, пришедшие посмотреть на такого уполномоченного преданного, становились такими же, как он, просто увидев его и удостоившись его милостивого взгляда. Когда каждый из этих новообращенных вайшнавов возвращался домой, он, в свою очередь, обращал в вайшнавов своих односельчан. А когда на встречу с ними приходили жители других деревень, они также становились преданными.
Эти наделенные духовной силой люди шли из одной деревни в другую, и так все жители Южной Индии стали преданными. Подобным образом многие сотни людей, встретившись по пути с Господом и побывав в его объятиях, стали вайшнавами.
В какую бы деревню Шри Чайтанья Махапрабху ни заходил просить милостыню, на встречу с ним собиралось много людей. По милости Верховного Господа, Шри Чайтаньи Махапрабху, все они становились преданными высочайшего уровня. Впоследствии они стали духовными учителями, или наставниками, и освободили весь мир.
Шри Чайтанья Махапрабху далее сказал брахману Курме: «Если ты поступишь, как Я сказал, твоя мирская жизнь в семье не помешает твоему духовному развитию. Более того, если ты будешь следовать этим предписаниям, мы снова встретимся здесь, точнее, ты никогда не расстанешься со Мной».
Комментарий: Такую возможность имеет каждый. Того, кто просто выполняет
наставления Шри Чайтаньи Махапрабху под руководством Его представителя и повторяет
мантру Харе Кришна, по мере возможности уча этому других, никогда не коснется скверна мирского образа жизни. При этом не важно, живет такой человек в святом месте, например, во Вриндаване, Навадвипе, Джаганнатха-Пури, или в каком-нибудь европейском городе, где преобладает материализм. Если преданный следует наставлениям Шри Чайтаньи Махапрабху, то он находится в обществе Господа. Где бы ни жил такой преданный, он превращает это место во Вриндаван и Навадвипу. Это означает, что материализм не может затронуть его. Таков секрет успеха тех, кто развивает в себе сознание Кришны.
«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 7.128, 129, комментарий.
Можно вести семейную жизнь, быть врачом, инженером, кем угодно. Это не имеет никакого значения. Единственное, что требуется — это выполнять наставления Шри Чайтаньи Махапрабху, повторять маха-мантру Харе Кришна и учить своих родственников и друзей принципам „Бхагавад-гиты“ и „Шримад-Бхагаватам“. Живя дома, следует выработать в себе кротость и смирение, как того хотел Шри Чайтанья Махапрабху. Так можно достичь в жизни духовного успеха.
«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 7.130, комментарий
Господь Чайтанья учил, что человеку необязательно менять свое положение, но при этом он должен слушать, как рассказывают о Кришне чистые преданные, и проповедовать людям учение Кришны. Господь Чайтанья говорил: «Все вы должны стать духовными учителями. Ваш долг ¾ рассказывать о Кришне и Его наставлениях каждому встречному». Именно это и является целью Международного общества сознания Кришны. Мы не призываем людей что-то изменить в своей жизни прежде, чем присоединиться к нам. Напротив, мы приглашаем каждого приходить к нам и петь вместе с нами Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, так как знаем, что, если человек будет повторять святые имена и слушать о Кришне, его жизнь изменится: он увидит все в новом свете и его жизнь увенчается успехом.
«Шримад-Бхагаватам», 4.7.44, комментарий.
Махараджа Притху возразил, сказав, что, если его подданный, будь то мужчина, женщина или евнух, не проявляет сострадания к своим ближним, царь может казнить его или ее, и эту казнь нельзя считать убийством. Что касается духовной деятельности, то преданного, который заботится только о себе и не рассказывает другим о величии Кришны, нельзя считать преданным первого класса. Тот, кто из сострадания к невинным людям, ничего не знающим о Кришне, занимается проповеднической деятельностью, стоит гораздо выше. В молитве, обращенной к Господу, Прахлада Махараджа говорит, что не стремится к освобождению и не хочет уходить из материального мира до тех пор, пока не будут спасены все падшие души. Но даже в материальной жизни тот, кто не заботится о благе своих ближних, будет наказан Верховным Господом или одним из Его воплощений, таким, как Махараджа Притху.
«Шримад-Бхагаватам», 4.17.26, комментарий.
Пожалуйста, прими мои благословения.
Я получил твое письмо от 29 мая 1969 г.Я рад этому известию, что деятельность нашего храма приносит хорошие результаты. То, что юноши и девушки, живущие по соседству, приходят помогать в храме, — это замечательный плод наших усилий. Мы открываем храмы только для того, чтобы показать соседям, как каждый дом можно превратить в небольшой храм. Нет необходимости, чтобы сотни и тысячи людей селились в наших храмах. Но если наша проповедь будет эффективной, то соседи, семейные люди, пожелают получить посвящение и следовать храмовой культуре жизни. Поэтому вдохновляй посетителей, юношей и девушек, а также семейные пары, понять смысл жизни и то, как они смогут жить мирно и счастливо, следуя у себя дома такому же методу поклонения, как и в храме.
Письмо Тамала Кришне, 1 июня 1969 г.
Мы хотим показать всему миру, что служение Кришне не является чем-то скучным и однообразным. Если у вас есть желание, вы сможете служить Кришне в любом положении. Служить Кришне и приблизиться к Нему могут бизнесмены, юристы, художники, ученые, музыканты, философы, даже воры и мошенники — все. Господь Кришна очень добр. Надо просто принять предписанный метод, позволяющий приблизиться к Нему. Когда я говорю о ворах и мошенниках, я не имею в виду, что преданный Кришны — тоже вор и мошенник. Смысл заключается в том, что даже воры и мошенники могут встать на путь сознания Кришны и сделать свою жизнь возвышенной.
Письмо Гаргамуни, 11 ноября 1969 г.
Бхактивинода Тхакур — идеальный гуру. Он не был санньяси ¾ он был грихастха, домохозяин, жил с семьей, женой и детьми. И, тем не менее, он был гуру. Каждый может стать гуру.
... Нужно просто правильно организовать себя. Не следует думать: «Поскольку я грихастха, домохозяин, я не могу стать проповедником. Это занятие для санньяси или брахмачари. Нет. Это занятие для всех. Мир страдает из-за недостатка знаний.
... Итак, на примере его жизни и деяний мы видим, что проповедником можно быть на любой стадии жизни. Неважно, каков ваш статус.
Лекция на день явления Бхактивиноды Тхакура, Лондон, 23 сентября 1969 г.
Шрила Прабхупада: Если вы ставите это условие, что сначала нужно обрести необходимую квалификацию, а затем только начинать проповедовать, то до проповеди дело так и не дойдет.
Утренняя прогулка, Бомбей, 30 сентября 1975 г.
Наша проповедь проста. Кришна говорит, что Он Всевышний, и мы говорим: «Кришна — Всевышний». Вот и все. Мы просто повторяем. Мы ничего не придумываем от себя. Зачем что-то придумывать? Я несовершенен. Что бы я ни придумал, все будет несовершенно. Лучше повторять слова тех, кто совершенен. В этом миссия Чайтаньи Махапрабху. Он сказал: «Каждый из вас должен стать гуру и освободить как можно больше людей из вашего окружения: семью или соседей, общину или всю нацию». Амара агьяя гуру хана тара эй деша. Не имеет значения, сколь велик круг вашего общения: вы должны стать гуру и освободить их. «Освободить» — значит «освободить от невежества»... Надо учить их: «Вы — не тело. Вы — душа. Цель жизни совершенно в другом». Это просвещение. ... Итак, мы должны следовать по этому пути. Становитесь гуру и освобождайте окружающих вас людей. Но говорите только авторитетные слова, слова Кришны. Тогда это будет действовать.
... Суть нашей проповеди в том, что мы говорим: «У нас есть послание Кришны. Внемлите же ему». Разве это сложно? Если вы будете внимательно изучать «Бхагавад-гиту», осмысливать ее и часто обращаться к ней, это будет действовать. Кришна говорит: ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам-намаскуру. И мы учим: «Всегда думайте о Кришне. Станьте преданными, служите Ему и выражайте Ему свое почтение». Чтобы повторить это, вовсе не нужно быть великим ученым. Это может сделать любой, даже ребенок. Так мы обучаем. Так что тут сложного? Неужели это трудно? Почему бы вам не начать это? Почему ваши большие-пребольшие программы не приносят никаких результатов? Начните эту простую программу и проповедуйте повсюду.
Вечерний даршан, Хришикеш, 11 мая 1977 г.
«Все члены движения Чайтаньи Махапрабху, не важно, кто они ¾ мужчины или женщины ¾ являются проповедниками».
Письмо Карандхаре, 6 октября 1973 г
Человек не может стать отреченным сразу же, он должен подойти к этому постепенно, шаг за шагом. Если не будет должного обучения, то... Сейчас вот мы распространяем миллионы этих книг, и они их читают— но как много из них становится преданными? Необходима подготовка... Чтобы помочь им стать преданными Кришны, нужно обучать их.
Вечерний даршан, Бомбей, 14 августа 1976 г.
Шрила Прабхупада: ... Таков метод обучения в Индии. За счет чего, по вашему, одному учителю у них удается справляться с обучением сотен учеников? За счет того, что ученики объединяются в группы, а затем более опытный из них обучает начинающих: «Пишите "а" вот так, а "б" ¾ вот так». Он вполне может обучить тому, что уже умеет сам. И так группа за группой. Таким образом, один учитель может руководить сразу сотнями учеников разного уровня. Это и есть организация. А не так, что я должен все делать сам. Я не могу обучать каждого лично. Да это и неразумно. Для того нам и дан разум, чтобы уметь задействовать других. Вот в этом заключается разум. И не надо говорить: «Я был занят и поэтому не смог этого сделать». Почему не смог? Где были твои помощники? Обучи помощников, и тогда и в твое отсутствие все будет идти своим чередом.
... Каждый должен быть и учителем, и учеником.
Из беседы, Париж, 31 июля 1976 г.
Рамешвара: «...могут ли все люди стать преданными?»
Прабхупада: «О, да! Стопроцентными преданными...»
Беседа в поезде, Индия, 11 января 1977 г.
«...Сейчас нам надо сотрудничать друг с другом для того, чтобы Движение сознания Кришны утвердилось как самое главное из всех движений. Такова моя просьба».
Письмо Балаванте, 13 декабря 1972 г.
Рамешвара: «Прабхупада говорил на прошлой неделе, что в будущем историки будут изучать этот отрезок истории человечества, чтобы оценить, насколько наше Движение изменило мир. Он сказал, что в будущем они будут указывать на этот период, на перемены, произошедшие в мире».
Прабхупада: «Да. Это новое Возрождение. Историческое возрождение».
Часть 3.
Делай это все равно
Люди часто бывают глупы и упрямы,
эгоцентричны и нелогичны.
Все равно прощай их.
Если ты добр, люди будут обвинять тебя в том,
что под маской доброты ты скрываешь корысть.
Все равно оставайся добрым.
Если ты добился успеха, тебя будут окружать
притворные друзья и подлинные враги.
Все равно добивайся успеха.
Если ты честен и прям, люди будут обманывать тебя.
Все равно будь честным и прямым.
То, что ты строишь годы, кто-то разрушит за одну ночь.
Все равно строй.
Если ты спокоен и счастлив, тебе будут завидовать.
Все равно оставайся счастливым.
То добро, которое ты делаешь сегодня, завтра люди забудут.
Все равно делай добро.
Отдай миру самое лучшее из того, что у тебя есть, и мир попросит еще.
Все равно отдавай самое лучшее.
Друг мой, в конце концов, то, что ты делаешь,
все равно нужно не людям. ЭТО НУЖНО ТОЛЬКО ТЕБЕ И БОГУ.
Мать Тереза
«Чтоб стать счастливым, надо одно — любить, и любить с самоотвержением, любить всех и все, раскидывать на все стороны паутину любви: кто попадется, того и брать».
Лев Толстой
Наступила Новая Эпоха, к которой вы должны приспосабливать ваше сознание буквально на ходу. Потому что тот ритм, который вас ожидает в ближайшем будущем, потребует от вас всех ваших усилий, всей вашей устремленности, всего огня ваших сердец. Поэтому даже если вам кажется, что вокруг вас ничего не изменилось и все остается по-прежнему, не верьте глазам своим. Все изменилось! И все изменилось так решительно и бесповоротно, что не хватит никакой вашей фантазии, чтобы представить себе те изменения, которые грядут и которые уже происходят, но пока еще не видны вашим физическим глазам. Очень скоро и вы, каждый, находясь в своем городе и в своей стране, почувствуете те изменения, которые начались.
* * *
Когда вы искренне радуетесь достижениям окружающих вас людей, то вы получаете в копилку собственных достижений достижения каждого из людей, успехам которых вы искренне радуетесь. Таким образом вы можете приумножить свои сокровища на небесах. Вы можете вообще ничего не делать сами, а только помогать и искренне радоваться достижениям других. И вы наработаете гораздо больше заслуг, чем даже тогда, когда будете все свои усилия прикладывать к борьбе со своими л