ЧАСТЬ XVI. Человек может иметь веру и, всё же, быть только почти христианином.
Каменистая почва - это те слушатели Слова, которые «веруют временно». Сказано, что многие уверовали в имя Христа, но всё же, Христос не вверял Себя им. Хотя они доверяли Христу, Христос не доверял им. Почему? «Потому что знал всех». Он знал, что корень их был гнилым, несмотря на их новую веру. Человек может иметь веру, чтобы сдвигать горы и, всё же, быть ничем.
ВОЗРАЖЕНИЕ. Но как может быть так, что человек, имеющий веру, всего лишь почти христианин? Не обещает ли наш Господь Христос жизнь вечную и спасение всем, кто уверует? Разве не следует проповедовать Евангелие всей твари: «Кто будет веровать, спасен будет»?
ОТВЕТ. Хотя истинно то, что наш Господь Христос говорит: «Кто будет веровать, спасен будет», всё же, так же истинно и то, что многие, кто верует, не будут спасены. Симон волхв веровал. Более того, Иаков сказал: «И бесы веруют, и трепещут». Однако, никто не скажет, что они будут спасены. Так же истинно и то, что сказал апостол: «Ибо не во всех вера». Есть люди, которые имеют веру, но которые ни на йоту не становятся лучше из-за этого.
Вы должны знать, поэтому, что существуют два вида веры: (1) особая и спасающая; (2) обычная и не спасающая.
Спасающая вера — это «вера в силу Бога». Это работа Божьего Духа в душе. Это такая вера, которая поддерживает душу и полностью отдаёт её Христу для благодати и славы, прощения и мира, освящения и спасения. Это единое действие, стремление разума, души, воли и желаний, — стремление всего естества объединить душу с самодостаточным Искупителем. Это такая вера, которая очищает сердце. Она даёт силу и жизнь всем другим видам благодати. Итак, человек, имеющий такую веру, действительно является христианином. Это вера Божьих избранников. Но есть и обычная вера, которая не является спасающей. Это увядающая, временная вера. Так же как существует вера Симона Петра, существует и вера Симона волхва, Симон волхв верил, но был исполнен «горькой желчью и в узах неправды». Вера большинства людей окажется ничуть не лучше веры Симона волхва.
1. Вера большинства — временная вера. Она живёт некоторое время, а затем умирает, погибает. Истинная спасающая вера — вера Божьих избранников — не может умереть. Она может терпеть неудачи в действии, но не в самом характере. Сок растений может отсутствовать в ветках, но будет всегда содержаться в корне. Временная вера ведёт человека к погибели.
2. Существует вера, которая основывается на общем, а не на конкретном. Как существует общий и конкретный предмет веры, так существует общая и конкретная вера. Общим предметом веры является Писание, конкретным — вера во Христа, в обетование. Итак, многие могут иметь общую веру, то есть верить всему Писанию и, всё же, не иметь веры конкретной - не знать, как применять обетования Иисуса Христа. Бесы и распутники могут верить в истины Писания и в то, что написано о смерти и страданиях Христа, но только немногие грешники могут сокрыться в ранах Христа и прийти к исцелению их собственных душ.
3. Существует вера, которая основывается только на понимании, но не на воле. Это обычная вера: многие соглашаются с истиной, верят во все атрибуты Бога, в то, что Он справедливый, святой, мудрый, добрый, милосердный, и так далее. Однако, несмотря на всё это, не полагаются на Него. Они верят в то, что заповеди истинны, но они не следуют им. Они верят в то, что обетования истинны, но не применяют и не принимают их. Они верят в то, что наказание неизбежно, но не убегают от него.
Их вера заключается в согласии с истиной, но не в применении истины. Они верой, исповедывают грядущий суд, но не имеют веры для исполнения заповедей. Согласием своим они закладывают основание, но не строят на этом основании, не применяют. Они верят в то, что Христос умер, чтобы спасти тех, которые веруют, и, всё же, они не верят в Христа так, чтобы спастись.
О, мои братья, не «верующая голова», но "верующее сердце" создаёт христианина: «сердцем веруют к праведности». Без этого наша вера тщетна, и мы всё ещё остаёмся в своих грехах.
4. Существует вера без опыта. Многие веруют Писанию, основываясь на словах других людей, которые говорят, что это Слово Божье. Сами же они никогда не испытывали силы и добродетели Его в своём сердце и сознании. Итак, что хорошего в том, что человек верует в истину Слова, если человеческая совесть никогда не испытывала силы Слова? Какой смысл верить в истину обетований, если мы никогда не вкусили сладости обетований? В таком случае мы подобны человеку, который доверяет описаниям путешественников, но который никогда не путешествовал сам; или же мы подобны пациентам, которые верят во всё, что говорит доктор, но сами не принимают выписанных микстур. Мы верим в Слово, потому что не можем отрицать Его, но, всё же, мы не испытали действия Его благодати на себе, и, поэтому, являемся только почти христианами.
5. Существует вера без сокрушённого сердца. Такая вера не смягчает сердца, и поэтому не является истинной верой. Самая маленькая доля истинной веры всегда соединена с волей, готовой подчиниться, и с сокрушённым сердцем.
6. Существует вера, которая не преображает сердца: вера без плода, которая не рождает нового творения в душе, но оставляет её в состоянии греха и смерти. Такая вера делает человека крепким исповедником, но слабым верующим. Человек верит в истину, но не в то, что она в Иисусе, иначе бы она изменила и преобразила его в подобие Иисуса. Он верит, что человек, который будет спасён, должен измениться, но не понимает, что изменяются ко спасению верою. Таким образом, пока другие веруют ко спасению, он верует к погибели, ибо «паутины их для одежды негодны, и они не покроются своим произведением». ( В английской Библии используется слово "работа" или "дела" (прим. перев.)).
Итак, если вера человека временна, или основывается только на общем, на понимании; никогда не испытывала силы Слова Божьего, не исходит из сокрушённого сердца, то, конечно же, тогда человек, невзирая на свою веру, хотя и вкусит от этого «небесного плода», всё же, будет только почти христианином.